Внеклассное мероприятие, посвященное 55-летию полета Ю. Гагарина

Внеклассное мероприятие «Космос – это мы. Гагаринский урок»,
посвященное Дню космонавтики.


Цели мероприятия:
1. Расширить представления школьников о космосе, космонавтике.
2. Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.
3. Воспитывать желание быть сильным и здоровым.
4. Развивать логическое мышление, память и внимание.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, реквизит для конкурсов, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Учитель:
(1 слайд)
Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космос, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Учитель:
 (2 слайд)
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Давайте перенесемся с вами на много лет назад. (звучит космическая музыка).
Учитель:
(3 слайд)
Раньше, давным – давно, когда люди только научились узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо –черепаха плавает в море –океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. (слайд 4)
 
1-й ведущий: Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов рождённых на Земле.
Но, от восторга цепенея
Перед небесной красотой,
Землянин жил большой мечтою
Однажды породниться с ней

2-й ведущий: Сгорали яростно светила,
И тёк на Землю дальний свет,
Но небо было как запрет,
И этим лишь сильней манило.

1-й ведущий: И покорился Млечный путь
Посланцу голубой планеты
Но женщина никак заснуть
В счастливый миг не может где-то.

2-й ведущий: А человек идёт навстречу
Живой звезде, большой судьбе.
И только Вечность, только Вечность
Берёт в попутчики себе
Учитель:
(8 слайд)
Итак, история событий в освоении космоса.
Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К.Э.Циалковского. Он первым в мире дал описание корабля с реактивным двигателем.
 
( 9 слайд)
Блестящий продолжатель его дела Сергей Павлович Королев. Под руководством Королева созданы космические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход его в открытый космос.
(10 слайд)
Первыми, кто летал в космос были животные. Это собака Лайка и собаки Белка и Стрелка.
 
1-й ведущий: Никогда не забудет человечество прекрасный апрельский день 1961года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. Он сказал: «Поехали!». И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. То ли ещё будет? А этот день, день 12апреля традиционно отмечают, как День космонавтики.
День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков – космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.
1-й ведущий: Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? Где он родился? Где учился? Почему выбрал такую трудную и опасную профессию? Почему Родина доверила именно ему ответственное дело- первым отправиться в космос? Сейчас мы вам об этом и расскажем.
Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934года в городе Гжатск Смоленской области в семье колхозника.
В 1968году город переименовали, теперь он называется Гагарин в честь первого космонавта. (слайд 4)
2-й ведущий: Детство юного крестьянского паренька Юры Гагарина проходило в селе
Клушино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке. (слайд 5)
1-й ведущий: После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. В пятнадцать лет 30 сентября 1949года Юра поступил в Люберецкое ремесленное училище №10, которое в июне 1951года закончил с отличием, получив специальность формовщик-литейщик.. Работал в литейном цехе. (слайд6)
В августе 1951года Юрий Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954года пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955году Юрий Гагарин добился значительных успехов: закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте ЯК-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов. (слай7)
2-й ведущий: После Саратовского аэроклуба, первой “небесной” страницы в биографии Гагарина, увлечение военным делом привело в Военное авиационное училище в Оренбурге. После его окончания он служил в военной авиации, - летал на краснозвездных сверхзвуковых самолетах, оберегая северные рубежи нашей Родины. (слайд 8)
1-й ведущий: Будущий космонавт был смелым, решительным находчивым. И ещё он был заботливым и веселым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. (слайд 9)
2-й ведущий: В 1960 г. Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил, выдержкой. (слайд10)
Был отлично подготовлен физически, был внимателен к товарищам. Помогал им, а те в свою очередь ему. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. (слайд 11)

1-й ведущий: Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут,
Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась. (слайд 14)
Ликованию людей не было конца, они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и всюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, умом, простотой. (слайд 17)
1-й ведущий: Проложив в космос дорогу другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним, окончил Военно- воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – и на Земле и в космосе. (слайд 18)
Ученики:
 И мальчишки, и девчонки,
Наяву и в добрых снах
Все о космосе мечтают
О далеких небесах.
 
Нынче праздник космонавтов!
Поздравляем с этим днем.
Нам открыл его Гагарин
Много сказано о нем.
 
В мире первый космонавт он,
Потому для всех герой.
Был добрейшим человеком,
Был с улыбкой неземной.
 
Оттого- то этот праздник
Для детишек добрым стал.
Потому, видать, про космос
Каждый в детстве помышлял.
 
На Гагарина похоже
Все мальчишки быть хотят.
В  честь него рисуют дети
Разноцветный звездопад.
 
В честь Гагарина – проспекты,
Корабли и катера
Нынче праздник космонавтов:
Космонавтике – Ура!

В 1963 году в космос полетела первая женщина – космонавт, Валентина Терешкова.
 
(14 слайд)
Вторая женщина –космонавт- Светлана Евгеньевна Савицкая. Она не только совершила полет в космос, но и много дней работала на орбитальной станции.
(15 слайд)
В 1965 году космонавт Алексей Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос.
(16 слайд)
После старта Юрия Гагарина прошло 55 лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и работа на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Спутники и космические корабли кружат вокруг планеты.
Учитель:
Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильным, ловким, находчивым, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Конкурс 1. «Строим ракету»
Ведущий приглашает две пары, в каждой из которых есть мальчик и девочка. Мужчины встают прямо и поднимают руки вверх, сложив ладони вместе – это ракета. Женщины должны как можно быстрее обмотать мужчин бумажным полотенцем, которое им дает ведущий.
В результате получиться настоящая ракета, причем лицо мужчинам заматывать нельзя, так как они «космонавты». Та пара, которая справится с зданием быстрее, побеждает. 
Ведущий: 
- Итак, ракеты готовы, нужно запастись едой и напитками. Вы, конечно, знаете, что в космосе очень сложно есть из-за невесомости. Поэтому космонавтам приходится кушать особую еду из тюбиков и специальных баночек. А ведь им так хочется свежих фруктов! Давайте попробуем съесть их в невесомости. 
Конкурс 2. «Завтрак космонавта»
Двое высоких ребят держат веревку, на которой на нитках подвешены четыре яблока. Ведущий приглашает четверых участников, которые должны как можно быстрее съесть свое яблоко, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной.

Конкурс 3. «Настоящий космонавт»
Число игроков по желанию. Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 5 раз вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее. Побеждает тот, кто проделает это в точности.
Ведущий: А теперь, ребята, давайте поиграем
Игра «Летает» Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. - Самолет летает? Летает. - Стол летает? Не летает. - Козел летает? Не летает. - Орел летает? Летает. - Пулемет летает? Не летает. - Вертолет летает? Летает. - Ласточка летает? Летает. - Бегемот летает? Не летает. - Воробей летает? Летает. - Цыпленок летает? Не летает. и тд. Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает.
Вы спешите ребята в свой класс,
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!

15