Урок — путешествие по математике во 2 классе «Полёт в космос»
Урок - путешествие по математике во 2 классе
«Полёт в космос»
Цели:
1). Закрепить навыки устного счета; приемы умножения и деления на 10;
2). Учить анализировать задачи и самостоятельно решать их;
3). Развивать находчивость сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;
4). Расширять кругозор учащихся;
5). Способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
6). Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, развивать интерес к математике.
Оборудование:
карты путешествия; портрет Ю.А.Гагарина; наушники; сигнальные книжки; изображение планеты с цветами, планеты Туманности, космических пиратов межпланетной станции; перфокарты: «парашюты» и «метеориты»; таблицы с числами.
1.Организационный момент.
- Посмотрите, как красиво и необычно убран наш класс.
Класс украшен ракетами звезд, небесных планет, сделанных руками учащихся, рисунками учеников на тему «Космическое неизвестное».
-Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство? Какое у вас настроение?
Ученики показывают карточки с солнышком.
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим.
Чудо птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Ученики рассматривают ракету, сделанную из фольги и цветной бумаги.
- Что нужно для путешествия в космос? (Сила, выдержка Хорошее знание математики.)
2. Формулировка целей урока.
- Для путешествия в космос, надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь другу.
3. Сообщение исторических сведений.
- Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Когда это было, кто знает? Сколько лет прошло с тех пор? Как узнали?
2009 – 1961 = 48 лет
- Не забывайте, ребята, что день рождения Юрия Алексеевича Гагарина 9 марта
1934 года. Сколько лет бы исполнилось бы ему? Посчитаем.
2009 – 1934 = 75 лет
4. Активизация знаний учащихся.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит? Кто интересовался этими материалами?
Пред уроком были проведены беседы, посвященные Дню космонавтики.
Начинаем тренировку,
чтобы сильным стать и ловким.
1). Космонавт должен уметь прыгать с парашюта.
Учитель проводит соревнование «Кто быстрее?» Побеждает ряд, который быстро и правильно решит примеры и запишет ответы.
5*10 7*10
50:10 70:10
50:5 70:7
2). Круговые примеры.
Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на приделе человеческих возможностей. Решим круговые примеры.
2*6 4*0 7*1
14:2 12:3 0+14
7+23 1082 30:3
5.Решение задач.
Итак! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
- Космос- это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Еще не известно. Главное в космосе - дисциплина и правильная посадка.
В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности. Почему она так названа? Ее жители не могут справиться с задачами:
1). № 3, с. 67.
-Прочитайте задачу. Найдите главные слова для краткой записи.
(Заготовила, выпито, осталось).
- Как вы понимаете первое предложение в задаче: «Семья заготовила 10 двухлитровых банок яблочного сока»? ( Это значит, в одну банку входит 2 литра и таких банок было 10.)
- Запишите условие кратко.
На доске: схематический чертеж:
______________________________
! _____________________________!
!
· !
!_____________________________ !
______________________________
Заготовили - ? л,10 б. по 2 л
Выпили - ? л
Осталось -2 л
- Можем ли мы зразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Неизвестно, сколько всего литров сока заготовили)
- Каким действием это можно узнать? (Умножением)
- Находим. (2 * 10 = 20(л) – сока было)
- Что узнаем вторым действием? (Сколько литров сока выпили)
- Решаем. (20 – 2 = 18 (л) ).
- Запишем ответ. ( Ответ: 18 литров сока выпито за зиму.)
2). № 4, с. 67
Самостоятельное решение задачи.
- Можно сделать самостоятельно схематический чертеж.
-Решение этой задачи запишите разными способами. После окончания работы проводится
коллективная проверка.
6. Физкультминутка.
- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете они находят время на спортивные упражнения.
- Проведут спортивную паузу дежурные по космическому кораблю.
7. Работа над ранее изученным материалом.
- По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего. Ученики в этом городе выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Научим детей решать примеры столбиком. Это очень удобно.
Ученики выполняют сложение и вычитание двузначных чисел с комментированием.
№9,с.67
8. Работа над пройденным материалом.
1). – На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Телеграмму принимает радист.
Один ученик получает карточку с математическими выражениями. Он диктует их, используя математическую терминологию.
Первый множитель 3, второй множитель 5. Найти произведение.(15)
Увеличь 57 на 23.(80)
Найди разность чисел 78 и 28.(50)
На сколько 62 больше 30.(32)
-Кто расшифровал слово?
(По-мо-ги-те).
15
ПО
79
ЛО
50
МО
56
МА
30
НЫ
33
РУ
80
ГИ
29
30
32
ТЕ
2). Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки, а в атмосфере тянутся дымовые «хвосты». Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому, что не умеет решать задачи. Помогите ему и решите самостоятельно задачу:
«Длина реки равна 60 км. На протяжении шестой части вода не пригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически загрязненном состоянии?»
3).-Теперь поработаем с сигнальными книжками и «раскрасим» планету.
Учитель показывает на звездочку, ученики поднимают карточку соответствующего цвета.
№2,с.67.
С.
Кр.
З.
Мы говорим на языке фантастики, но пытаемся решать проблемы, которые стоят перед нами сегодня.
Жители планеты! Вы должны сохранять свою планету и, может быть, сделать ее прекраснее. Что для этого нужно сделать? Прочитайте слова первого космонавта:
«Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!»
4). Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю. Но мы сбились с пути. Не вычисляя значения выражений, проверьте, верны ли равенства, и корабль восстановит свой маршрут.
60-47=58-45 48*2=2*48
26+65=65+26 14*5=5*14
9. Работа с перфокартами.
- Но что это? По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, заполните таблицу. Как называются компоненты при умножении?
1 вариант:
Множитель
2
2
4
6
Множитель
7
3
3
Произведение
6
8
12
15
18
2 вариант:
Множитель
2
6
8
Множитель
4
5
7
9
Произведение
10
12
14
16
18
Взаимопроверка.
10. Домашнее задание: №6, №7, с. 67
11. Итого урока.
- Какое задание больше всего запомнилось? Что узнали для себя нового?
Из полета возвратились.
Мы на Землю приземлились.
Чему научились?
15