Открытое занятие по художественной росписи на тему: «Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке».


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
« Художественная школа народных промыслов «Артель»
Открытое занятие по художественной росписи на тему:
«Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке».
Подготовила преподаватель отделения
«Художественная роспись. Батик»
МОУ ДО «ХШНП «Артель»
Кашина Олеся Николаевна
г. Железногорск
2015г.
Конспект занятия.
Разработала: преподаватель отделения «Художественная роспись. Батик».
МОУ ДО «ХШНП «Артель» Кашина Олеся Николаевна
Дата проведения занятия: 11.12.2015 г.
Тема занятия.
«Выполнение мезенских мотивов на кухонной лопаточке».
Цели занятия:
а) образовательные: познакомить обучающихся с работами мастеров, с особенностями выполнения мезенской росписи, закрепить знания детей о народном промысле.
б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о росписи, истории ее возникновения, мотивах; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке; формировать графические навыки обучающихся через использование разнообразных приемов росписи; развивать мышление обучающихся; учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для данного промысла мотивы и цветовую гамму; развивать чувство ритма.
в) воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, уважение к мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения мезенской росписи.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Задачи занятия. Познакомить с мотивами мезенской росписи, расписать деревянную лопаточку.
Методы и методические приемы. Словесные, наглядные, практические.
Оборудование занятия.
Для преподавателя:
зрительный ряд: изделия, образцы мезенской росписи, презентация. Деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.
Для обучающихся:
деревянная лопаточка, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, салфетка.
Структура занятия.
1.Организационный момент (1-2 мин.).
2.Постановка целей и задач занятия (1мин.).
3.Теоретический блок - объяснение материала (8 - 10 мин.).
4.Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).
5.Итоги занятия (1 мин.).
6.Окончание занятия (1 мин.).
Содержание занятия.
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию.
Создание эмоционального настроя на занятие и активизацию внимания.
2.Постановка целей и задач занятия.
Сегодня на занятии мы выполним мезенские мотивы на кухонной лопаточке.
3.Теоретический блок - объяснение материала.
Мезенская роспись появилась в XIX века в Архангельской области.
СЛАЙД 2
Свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.
Мезенской роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени.
В энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
СЛАЙД 3
Особенности мезенской росписи: графичность, многоярусность, два цвета.
Вопрос.
Какие цвета в мезенской росписи?
Ответ.В мезенской росписи красный и чёрный цвет.
В старину краски для росписи делали из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы.
Деревянную поверхность оставляли натуральной.
Красно-коричневую краску наносили мазками на поверхность палочкой –«тиской», а затем пером (глухаря, тетерева) , кисточкой из человеческого волоса наводили черный контур. Сверху покрывали олифой.
Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Вопрос.
Что обозначают цвета?
Ответ.
Красный обозначает жизнь, радость.
Черный - земля, печаль.
СЛАЙД 4
Вопрос.
Что украшали мезенской росписью?
Ответ.
Росписью украшали предметы быта и посуду.
Узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса). Это символизирует три мира:
- нижний (подземный, скрытый);
- средний (наземный);
- верхний (небесный мир богов).
Роспись читается сверху вниз.
В мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц. На среднем и нижнем уровнях изображаются кони или олени.
СЛАЙД 5
Основные мотивы мезенской росписи:
Красные кони - символ богатства, а также восхода Солнца.
Лось - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи.
Олени - дарят жизнь всему живому на Земле. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником.
Уточки, гуси, лебеди - души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
Елочки - олицетворение мужской силы.
Волнообразные линии, зигзаг – знаки неба, воды и дождя.
Квадраты, треугольники, ромбы - знаки земли и растений, символизирующие распаханные и засеянные поля, заливные луга и т. п.
Бердо - в мезенской росписи прямоугольная решетка, состоящая из ряда клеток. Это символ поля, пашни.
Изображаемые семена, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия.
Солнце, дающее все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя.
СЛАЙД 6
Мелкие элементы мезенской росписи.
Мы познакомились с историей и основными мотивами мезенской росписи.
4.Практический блок – выполнение изделия.
СЛАЙД 7
Сейчас выполним мезенские мотивы на деревянной лопаточке.
Для этого нам понадобиться деревянная лопаточка, кисти, краски - красная и черная.
1.Лопаточку делим на ярусы (красная краска).
2. В широкой части лопаточки выполняем элемент – плодородие (изобилие).
- вначале выполняем – ромб (символ земли) (черная краска).
- делим ромб на четыре части – распахали землю (символ распаханного поля) (черная краска).
- в каждой получившейся части ставим точку – засеяли распаханное поле (красная краска).
- от каждого угла ромба (земли) вправо и влево выполняем элемент – завиток - проросшие семена (черная краска).
3. Вверху от элемента плодородие выполняем мотив – дождь. Орнамент в косой полосе (черная и красная краска).
4. Внизу выполняем мотив – земля пропитанная водой (черная и красная краска).
5. На ручке лопатки выполняем мотивы:
- солнце (черна краска);
- ветер (красная и черная краска);
- пожелание блага (завиток) – (черная краска);
- птица (красная и черная краска),
- небо с облаками (красная краска).
6.Оформляем лопаточку окантовкой (красный цвет).
СЛАЙД 8
5.Итоги занятия.
Молодцы! У вас получились замечательные изделия.
6.Окончание занятия.
На этом занятие закончено.
Список литературы.
1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил.: ил.
2. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.
3. Классные часы: 8 класс / Авт – сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2012.- 288 с. - (Учебный год).
4. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс /Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С.Горбачевская/; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение , 2012. -159 с.: - ISBN 978- 5- 09- 028335- 9.
5. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
6. Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.-252, [1] с.: ил. - (Мастерская).
7. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-32с., 40с. ил.: ил. (Учебное пособие для вузов).