Творческий проект Художественно-декоративная обработка кожи Декоративное панно « Эти прекрасные розы »


Творческий проект
Художественно-декоративная обработка кожи
Декоративное панно
« Эти прекрасные розы »


Разработала
учитель трудового обучения
УВК №1 г.Шахтерска
Лапенко Галина Михайловна


2016


План проектной деятельности:
1.Организационно-подготовительный этап:
- выбор и обоснование темы проекта; - цель и задачи проекта; - факты из истории художественно-декоративной обработки кожи; - мини-маркетинговые исследования; - поиск изделий-аналогов.
2.Конструкторский этап:
- разработка эскиза будущего изделия; - описание его внешнего вида и конструкции; - подбор материалов, инструментов и оборудования; - разработка конструкторско-технологической документации.
3. Технологический этап : - правила охраны труда при изготовлении изделия; - описание технологической последовательности изготовления изделия ( разработка технологической карты).
4. Заключительный этап:
- экономическое обоснование проекта ( расчет себестоимости изделия); - создание рекламы творческого проекта; - экологическая оценка; самооценка творческого изделия и проектной деятельности в целом; - презентация проектной деятельности; - заключение.
5. Литература.
1.Организационно-подготовительный этап.
Выбор и обоснование проблемы проектной деятельности
Мне часто приходилось видеть красивые изделия из натуральной кожи: декоративные панно, броши, заколки, декоративные композиции. Это и работы коллег, работы на различных выставках декоративно-прикладного творчества. Несколько работ я уже ранее изготавливала своими руками. Но захотелось сделать что-то особенное, оригинальное. К тому же, для этого не нужно покупать какие-то дорогостоящие материалы. Ведь в доме всегда найдутся старые вещи из натуральной кожи, нужно только их найти.
Вдохновлённая знаниями о данной технике, я решила изготовить своими руками декоративное панно «Эти прекрасные розы». Изделие, надеюсь, украсит интерьер любой квартиры, будет приносить в дом радость, доброту, уют.




Цель и задачи проекта Цель: создать красивое оригинальное изделие из натуральной кожи , которое украсит интерьер любого жилища, принесет в дом доброту, уют, благополучие.
Задачи:
-поиск рациональных решений в технологии изготовления изделия;
-разработка конструкторско-технологической документации ( эскиз будущего изделия, инструкционно-технологическая карта на изготовление декоративного панно «Эти прекрасные розы»);
-оптимальный подбор материалов, инструментов, оборудования;
-выполнение экономических расчетов (расчет себестоимости изделия);
-создание рекламы проектного изделия.

Экскурс в историю художественной обработки кожи
В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел, а попросился обратно к себе домой кожи мять, потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.
Кожа – один из первых материалов, освоенных человеком. Невозможно найти область, в которой люди не использовали бы кожу: одежда и обувь, доспехи и оружие, упряжи, седла, лодки первых мореплавателей, дома, емкости для воды и молока, кожаные деньги, музыкальные инструменты.Такое широкое использование кожи в быту произошло благодаря совершенство-ванию методов обработки кожи. В 6 – 7 веках на территории Восточной Европы знали разные способы выделки кожи. Особенно это удавалось северянам. Археологические раскопки в Новгороде и Москве свидетельствуют о существовании кожевенных мастерских в 11 – 12 веках. В 13 веке город Торжок стал центром выделки сафьяновой кожи из козьих и бараньих шкур. Вскоре появились кожевенные заводы и в других русских городах. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. Так, Дмитрий Донской завещал сыну «пояс золот великий с каменьем без ремени, пояс золот с ремнем». И уже тогда, в 10 – 13 веках, в Древней Руси получило развитие декоративное искусство. «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго», - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу.
История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно –прикладном искусстве. С давних времен человек украшал изделия
из кожи. Он золотил кожу, покрывал ее резьбой и гравировкой, печатью и штампами. В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи, такие как роспись по коже, драпировка, термообработка,  аппликация, нитяная графика, кожаная пластика и др. Издавна кожа использовалась в основном в утилитарных целях. Из неё шили одежду, обувь, сумки и т. д. Сегодня можно сделать из кожи оригинальные украшения. Можно выполнить прекрасные панно для украшения жилья. Эти изделия могут быть ценным замечательным подарком. Что же можно использовать в качестве материала? Прежде всего, отходы кожаного производства, которые можно найти на обувной фабрике, в ателье, где работают с кожей. Или у себя дома, использовав ненужные кожаные издо елия.
Натуральная кожа - уникальный продукт природы. Недаром человечество по достоинству оценило такие качества этого древнего материала, как прочность, пластичность, долговечность. Благодаря им, кожа долгие тысячелетия не выходила из моды. Из натуральной кожи люди издавна делали интересные и полезные вещи: игрушки, украшения, пояса, картины. Наверняка у каждого в хозяйстве найдутся кожаные вещи, которыми вы давно уже не пользуетесь. Не спешите их выбрасывать, мы можем дать коже вторую жизнь. Вот увидите - сотворенные вашими руками изделия станут модными, современными, уникальными вещами, обретут новое воплощение.
Кожа – это удивительный материал он прочный, эластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, его создала сама природа. Изделия из кожи надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат». Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных. Первое орудие(силки для ловли зверей и птиц), воинские доспехи ( щиты, панцири), колчаны для стрел, конская упряжь, жилища (юрты, шатры),музыкальные инструменты, пергамент на котором писали первые книги, были из кожи. Археологические находки, относящиеся к каменному веку и свидетельствующие об искусстве кожеделов, найдены по всему миру. Это и останки кожаных деталей строений на Украине
Сибири, и древнегреческие фрески, изображающие работу древних кожевенников, и знаменитые кожаные изделия из Азии. Об искусстве работы с кожей в государстве скифов можно судить по дошедшим до нас образцам предметов быта, орудий и обуви скифских воинов. Долгое время тайна обработки кожи мастеров Персии и Вавилона оставалась секретом для Европы, пока в 18 веке французским мастером не удалось раскрыть технологию производства и наладить выпуск кожаных изделий у себя. В России кожевничество процветало уже в 6-7 веке.Никто в мире, кроме русских мастеров, не умел делать цветную шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять (недубленая кожа, выделанная из шкур КРС, верблюдов, лосей) и красную юфть (кожа комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром, выделанная из шкур КРС, свиней, лошадей). В Москве сафьян стали вырабатывать в 1666 году, на 83 года раньше, чем во Франции. В 1872 году в России насчитывалось 12939 кожевенных предприятий. И все же в русской глубинке крестьянин был сам себе кожевник, шорник,скорняк.Из поколения в поколение передавались секреты и навыки работы с кожей. Народ саму кожу наделял волшебными свойствами. На Руси существовало любопытное поверье: если в лунную ночь на Святках пойти к проруби, разостлать на льду воловью или конскую шкуру и, сидя на ней, смотреть в воду, то нечистая сила поднимет шкуру, понесет ее по воздуху и покажет все то, что должно случиться в будущем.
Сегодня существует масса способов выделки кожи. Многообразно и ее применение, это могут быть украшения, сувениры, предметы одежды. Из кожи можно выполнить прекрасные панно для украшения жилья. Все эти изделия могут быть замечательными подарками. Человечество по достоинству оценило прочность, красоту, практичность, элегантность изделий из кожи. Благодаря своим качествам кожа как материал уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Из кожи можно создать любое украшение - прекрасную неповторимую, оригинальную вещь, прикладывая к этому желание, терпение и творчество.
Мини –маркетинговые исследования
Мною проведены два вида исследований: опрос и анкетирование ( работа с коллегами на курсах в г. Донецке)
Исследования показали, что почти все считают, что декоративные изделия из натуральной кожи красивы, современны, экологически безупречны,всегда пользовались и будут пользоваться огромным спросом. Для того , чтобы изделие высоко оценили, нужно в работу вложить частичку своей души, любви и доброты.



ПОИСК ИЗДЕЛИЙ-АНАЛОГОВ















Описание внешнего вида декоративного панно «Эти прекрасные розы»
Вся композиция выполняется из мягкой велюровой кожи двух цветов - черного ( для листьев и стеблей) и бордово-коричневого для ( для роз и бутонов). Композиция простая, легкая, ассиметричная, довольно объемная ( большая высота подъема над основой).Основа выполнена в виде большого глубокого блюда ( техника папье-маше). Поверхность блюда оклеена серо-коричневой мешковиной. Это придает изделию особую красоту и декоративность. Некоторые мелкие детали композиции придают изящество композиции ( спиральки, завитки; прожилки на листьях, выполненные специальным ножом). Розы довольно крупные, естественного размера, очень похожи на живые . Темные, довольно контрастные на фоне основы листья, придают особую выразительность всей композиции. Работа, надеюсь, будет вызывать только прекрасные чувства и эмоции. Для этого мне нужно очень много потрудиться.
Подбор материалов, инструментов, приспособлений для работы
Лоскутки натуральной кожи.
Газеты (основа композиции, папье-маше).
Мешковина( оформление основы).
Бумажный шпагат ( оформение кромки основы композиции)
Клей «Момент».
Клейстер.
Пистолет.
Ножницы
Простой карандаш.
Выкройки-трафареты лепестков роз, листьев.
Свеча
Подставка для свечи.
Спички
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ







3.Технологический этап
Правила охраны труда при изготовлении творческого изделия
Рабочее место содержать в чистоте и порядке.
Все материалы рационально расположены на рабочем столе.
На рабочем столе нет посторонних предметов.
Освещенность на рабочем столе достаточная.
Правила охраны труда при работе с ножницами
1. Ножницы должны быть острыми.
2. Не класть ножницы на край стола.
3. Не делать резких движений, работая с ножницами.
4. В нерабочем положении ножницы должны быть сомкнуты.
5. Не держать ножницы острием вверх.
6. Если ножницы нужно кому-то передать, их передают сомкнутыми, кольцами вперед.
Правила охраны труда при работе с эл. пистолетом
Перед работой проверить исправность шнура.
Включать и выключать пистолет только сухими руками, держась за корпус вилки.
Класть пистолет в процессе работы на специальную подставку.
Не допускать попадания горячих капель на участки тела работающего.
Правила охраны труда при работе со свечой
Устанавливать свечу на специальной подставке.
При работе пользоваться пинцетом во избежание ожогов пальцев.
Зажигая спичку, не наклонять низко голову.
Гасить пламя свечи каким-либо несгораемым предметом.



Технологическая последовательность изготовления иделия Инструкционно-технологическая карта на изготовление декоративного панно «Эти прекрасные розы»
№ п-пСодержание,последовательность выполняемой операции Требования к операции Графическое изображение

1 Оформление основы панно а)Изготовление основы декоративного панно ( техника папье - маше; используются блюдо, клейстер, кусочки газеты; достаточно 20-ти слоев бумаги; первые 2 слоя без клейстера, на воде, чтобы потом легко с блюда снять полученную форму).
б) Снять форму с блюда ( через 2-3 дня); аккуратно снять с полученной формы кусочки газет, которые приклеивали водой - они легко отпадают; контуры блюда корректируем ножницами.
в) Поверхность полученной основы-блюда оклеить мешковиной с обеих сторон( используем клей ПВА).
г) Шпагатом оклеиваем контуры блюда, прикрывая обрезанные края мешковины ( 2-3 круга, используя клей « Момент»).
д) На оборотной стороне основы шелковой крученой нитью делаем петлю ( ведь это настенное панно!)
Поверхность каждого слоя должна быть ровной, без пузырьков воздуха.
Контуры основы в виде блюда должны быть четкими.
Мешковина на поверхности основы должна быть хорошо натянута, без морщин, без проступающих пятен клея.
Контуры четкие, без пятен клея.
Петля должна быть прочно закреплена.
2
3
4
5 Изготовление розы (прилагается мастер-класс)
а) Разработка шаблонов-трафаретов (лепестки роз).
б) Обмеловка шаблонов по изнаночной стороне кожи простым карандашом.
в) Вырезание лепестков розы по
заданным контурам.
г) Опаливание контуров лепестков свечой (пламя с изнаночной стороны).
д) Соединение лепестков при помощи клея «Момент» - сборка цветка (мастер-класс прилагается).
е)Готовую розу снизу подрезают на дощечке острым ножом ( делают площадочку для приклеивания к основе). Таких, больших розочек, нужно сделать для данной композиции 3шт.
ж) Изготовление бутонов - 2шт. Методика та же . Только у бутона меньше лепестков.
Изготовление листьев
а)Контуры листьев по шаблону-трафарету обводим простым карандашом по изнаночной стороне кожи.
б) Вырезаем листья ножницами (18шт.)

г)Опаливаем контуры листьев свечой ( пламя с изнаночной стороны).
Изготовление декоративных элементов
а) Изготовление декоративных веточек( деталь формой маленького лепестка скручивается в трубочку, слегка на конус; таких элементов нужно сделать 9шт. – 3шт. для одной веточки, 6шт. для другой веточки ).
б) Изготовление «перышек»( два из серой кожи, одно из черной) . Деталь в форме длинного листика нарезается узкими наклонными полосками с одной стороны, чуть не доходя до противоположной стороны. Концы полосок острые. Затем свечой слегка опаливается с изнаночной стороны.
в) Изготовление декоративных завитков. Из черной кожи нарезаются длинные узкие полоски (ширина 2мм), слегка опаливаются свечой.
Компоновка композиции
а) Наклеить стебли композиции (в соответствии с эскизом, клей «Момент»).
б) Приклеить листья только у основания (в соответствии с эскизом, клей «Момент»).
в) Приклеить бутоны роз (пистолет).
г) Приклеить розы ( пистолет) .д) Наклеить декоративные веточки (клей « Момент»).
е) Приклеить «перышки» (клей «Момент»)
ж) Приклеить декоративные завитки ( клей « Момент») Шаблоны из картона,контуры четкие.
Рисунок на изнаночной стороне кожи должен быть без искажений.
Вырезание лепестков строго по контурам.
Опаливанием корректируются контуры , придается выпуклость и объемность лепестков.
При сборке цветка на лицевой стороне розы не должно быть видно пятен клея.
Срез должен быть ровный.
Срез на бутонах не делается, лепестки внизу образуют конус.
Обводить шаблон нужно четко, без искажений.
Контуры должны быть четкими.
Опаливанием корректируем контуры листьев.
Элементы должны быть аккуратными, без пятен клея.
Опаливанием корректируютсяконтуры полосочек.
Контуры полосочек должны быть четкими; опаливанием придаем волнистость завиткам.
Аккуратно,без пятен клея.
Аккуратно, формируя их объемность.
Качественно, аккуратно.
МАСТЕР- КЛАСС « Изготовление розы из натуральной кожи»























4.Заключительный этап
Экономическое обоснование проекта
( расчет себестоимости творческого изделия)
1. Натуральная кожа - без расходов ( из старых изделий). 2. Клей «Момент» -100 руб. 3. Клей ПВА - 20 руб. 4. Стержеь для пистолета - 10 руб.
5. Свеча - 30 руб. 6. Спички - 10 руб 7. Бумажный шпагат - 20 руб.
8. Мешковина - 20 руб8. Транспортные расходы - 14 руб.
9. Расход электроэнергии - 20руб.
10.Амортизационные расходы - 2руб.
ИТОГО: 246 руб.
С - себестоимость изделия (246 руб.)
П - прибыль:
П = С х 0,25= 246 х 0,25 = 62 руб.
Из формулы видно, что прибыль зависит от себестоимости изделия.
Общая стоимость изделия (цена изделия):
Ц = С+П = 246 + 62 = 308 ( руб.)

Реклама творческого изделия
Всем нам известна ставшая уже крылатой фраза: « Красота спасет мир!»Особенно актуальна эта фраза сейчас, во время сложившихся потрясений, нестабильности, часто сквозящего цинизма, а иногда и полного безверия, пессимизма.
Сколько же радости человеку может принести личный творческий труд! Труд , который окрыляет, помогает забыть обо всех невзгодах нынешнего времени. Да и всегда, сколько себя помню, творческий труд приносил мне радость, вдохновение, уверенность в себе, счастливые мгновения.
Такие же чувства наполняли меня во время работы над декоративным панно «Эти прекрасные розы». Изделие не требовало больших материальных затрат. Какое же это чудо - создавать красоту своими руками, можно сказать, из ничего!
Панно, созданное моими руками, современно, стильно, может украсить, оживить интерьер любого жилища, может быть ценным подарком для близкого, родного человека, служить отличным наглядным материалом в кабинете трудового обучения.
Считаю, что композиция панно продумана до мелочей. Все гармонично в ней : цветовая гамма, сочетание различных элементов, уравновешенность композиции. Много внимания уделялось качеству всех элементов, творческой работе в целом.
Создавая данное творческое изделие из кожи, материала, который уже не одно тысячелетие не выходит из моды, я понимала, что работа предстоит одновременно и творческая , и ответственная.
Приложив свое старание, настойчивость, творчество, мне, надеюсь, удалось создать красивое, оригинальное, достойное изделие. Очень хочется, чтобы мое панно «Эти прекрасные розы» ассоциировалось с добротой, любовью, радостью, счастьем и миром.
Экологическая оценка проектного изделия. Самооценка изделия и проектной деятельности в целом Изделия из натуральной кожи всегда ценились. Считалось, что они оберегают человека, защищают его и, конечно же, ни в коем случае не приносят никакого вреда.
Это же я могу с уверенностью сказать о своем изделии. Изделие не только привлекательное, оно безвредное, экологически чистое, так как для его изготовления использовались только натуральные материалы.
Выполнив творческое изделие «Эти прекрасные розы», оформив проектную документацию к изделию, предо мной стала задача -дать самооценку выполненной работе.
Считаю, что я успешно справилась с заданием. Достигнута основная цель проекта - создать красивое, оригинальное изделие из натуральной кожи, которое украсит интерьер любого жилища, принесет в дом доброту, уют, благополучие. Решены также все задачи проекта: найдены рациональные технологии изготовления изделия, выполнен оптимальный подбор материалов, разработана вся проектная документация на изделие, дано экономическое и экологическое обоснование проекта, реклама проектного изделия.
Кроме проектной документации к творческому изделию дан также мастер-класс « Изготовление розы из натуральной кожи» (пошаговое изготовление основного элемента композиции - розы)
Считаю, что я успешно справилась с творческим проектом по художественно-декоративной обработке кожи, изготовив декоративное панно « Эти прекрасные розы». Работа над творческим изделием, вся проектная деятельность принесли мне огромное удовлетворение. Работа удалась!
Презентация творческого изделия
Создавая творческое изделие, пришлось немало потрудиться. Однако это был труд в радость. Вот поэтому и получилась вот такая красота! Надеюсь, что это изделие будет приносить в любой дом только добро, успех, хорошее настроение, благополучие . Иначе быть не может - ведь в данную работу я вложила частичку своей души. Я пока не знаю основное ее предназначение, да это и не важно. Главное в том, что наши руки многое умеют. И пусть они всегда творят!



Заключение
Выполнение творческой работы в технике художественной обработки кожи развивает кругозор автора, совершенствует его творческие способности, формирует эстетический вкус, стремление к прекрасному , лучшие человеческие качества: доброту, щедрость души, умение ценить красоту.
Литература
1. Ананина Т.В. , Левина Е.В. Многоликая кожа.- М.: Гамма,1992.
2. Рязанская М.И., Вигдорович Ф.Л. Маленькая домашняя энциклопедия.- М.1990.
3. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. – М.: Легкая промышленность,1988.
4. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
5. Селифанова Л.Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. – М.: Легкая индустрия,1971.
6. Кюльн Э.П., Кирме К.К. Технология художественных изделий из кожи. - М.: Легкая промышленность,1982.