Конспект по окружающему миру Полезные ископаемые.Песок и глина.


Тема урока: Полезные ископаемые (песок,  глина).
Цель: знакомство со свойствами полезных ископаемых.        
Задачи:    
Образовательные:
- познакомить с видами полезных ископаемых;
- формировать навыки различать полезные ископаемые;
Развивающие:
-развивать умения сравнивать, обобщать результаты наблюдения;
-развивать внимание и речь, логическое мышление.
 Воспитывающие:
- воспитывать потребность в знаниях;
- прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование :  лупы, стекла, стаканчики с водой, песок, глина, воронки.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята . Я очень рада вас видеть .
2. сообщение темы.
А чем мы сегодня будем разговаривать вы узнаете ,ели отгадаете загадки.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже (Песок.)
Молодцы! Теперь подумайте, о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространёнными полезными ископаемыми - песком и глиной.
Сегодня мы узнаем
Как песок и глина пропускают воду?
Узнаем , как люди научились использовать песок и глину?
Докажем, что песок и глина - полезные ископаемые.
Узнаем, из чего образуется песок и глина.
3.Объяснение нового материала.
Не раз вы пересыпали песок на берегу реки, делали куличики в песочнице. Песок и глина - одни из самых распространённых и интересных горных пород. Но как они образуются?
Вы знаете, что горы состоят из прочных камней? Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник , их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и даже сотни лет, люди рождаются, живут, умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны .
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. А разрушителей горных пород мы встречаем ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни - это высокая и низкая температура воздуха; дождь и снег; вода и ветер; растения.
Вот так с их помощью разрушаются крепкие горы.
Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуются песок. И глина. Из более прочных зёрен кварца образуется песок .А из слюды и шпата- глина
Вода несёт песок ,камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течёт медленно и откладывает песок и глину.
Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, всё, что он нёс, откладывается.
Так и накапливается толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве
Вот так и люди давно поняли , что из глины можно делать различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращается и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.
Глина-это основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов. - из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки , вазы.
-много глины идёт на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.
-«,5 тысяч лет назад финикийцы-мореплаватели взяли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили себе сварить еду. Разложили костёр. Но вдруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. И теперь песок-это основной материал для получения стекла. А ещё песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.
Песок и глина обычно залегают неглубоко, поэтому их добывают открытым способом в карьерах. Человек должен думать , как добывать и пользоваться Этими полезными ископаемыми, как можно дольше .Ведь залежи их в земле небезграничны.
Песок - это тоже наше богатство , как и глина
4 Физминутка
Мы немного отдохнём
Встанем глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
И гуляли и гуляли.
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И нас всех лучи согрели.
Ребята посмотрите мы гуляя незаметно подошли к лаборатории.
5.Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Ребята я думаю ,что в лаборатории мы выясним . Какого цвета песок ? Какую форму имеют песчинки ? Что быстрее пропускает воду? Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами проведём небольшое исследование.
Опыт 1 Рассматривание частиц песка и глины при помощи лупы.
Ребята возьмите лупы и рассмотрите частицы песка и глины?
Как выглядит песок и из чего он состоит?
Как выглядит глина ?
( Вывод : формы и размеры различны. Песок состоит из кружочков разного размера. Песчинки имеют разную окраску. Одни почти прозрачные, другие красноватые и серые. Глина состоит из мельчайших частиц похожих на чешуйки желтого , серого, коричневатого цвета., сильно скрепленными между собой.)
Опыт 2 Фильтрация воды через песок и глину
Сейчас мы должны выяснить ,что лучше пропускает воду- песок или глина. В воронку положите фильтровальную бумагу . Сверху в одну воронку насыпьте песок, а в другую- глину. Всё это вставьте в пустой стакан. Налейте воду. Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появились капли воды там ,где песок или глина? Как вы думаете в какой стакан быстрее наполнится водой? Что пропускает воду быстрее песок или глина? (Вывод : раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной . Песок хорошо пропускает воду ,глина хуже.)
Опыт3 Определение вязкости песка и глины.
Мы должны узнать, что прочнее связывается друг с другом- частицы песка или глины.
Попробуйте сделать вот такую улитку из глины. Получилось? (Вывод : глина легко скатывается и не рассыпается, она обладает вязкостью. Частицы глины хорошо прилипают к друг другу)
А теперь давайте попробуем сделать улитку из песка. Получилось. (Вывод: песок не обладает вязкостью ,его частицы плохо прилипают к друг другу.)
6 Итог
.Сюрпризный момент. (Стук в дверь, заходит хозяйка медной горы и задаёт детям вопросы.)
Хозяйка медной горы: Я хозяйка медной горы я долго наблюдала за вами .Вы мне очень понравились.
Что нового вы узнали о песке и глине?
Песок и глина относятся к группе полезных ископаемых. Почему?
Вы узнали, из чего состоят песок и глина?
Что быстрее пропускает воду песок или глина?
Как люди научились использовать песок и глину?
За то, что вы такие любознательные я вам покажу свои несметные богатства. (Показывает богатство и уходит.)