Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный пластилин 
Пояснительная записка
       1.О программе.
 Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся .2.  О количестве часов.
Режим занятий: 1 раза в неделю в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м классах.
Объем программы:
 33 часа – 1 класс, 
34 часа – 2 класс, 
34 часа - 3 класс,
34 часа – 4 класс.
Продолжительность занятия: 35 минут в 1-м классе,35 минут 2-4 классы.
Сроки реализации  образовательной программы – 4 года.
Возраст детей,  участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.
        Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
      Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму. 
     Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной  программы.
Программа внеурочной деятельности «Волшебный пластилин» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения.  Занятия лепкой способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Направленность  программы:
создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи  программы:
развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
поддержание интереса детей к лепке пластилином  через ситуацию успеха; 
создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
  Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий. 
Предполагаемые формы занятий: беседа, практическое занятие,  выставка.
Ожидаемые результаты.
Овладение лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и  усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы школьники должны 
знать: 
- названия и назначение инструментов; 
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, 
применение и доступные способы обработки; 
- правила организации рабочего места; 
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
- способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета
- иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах
- новые способы создания художественного образа
 уметь: 
- правильно организовать рабочее место; 
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике; 
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены   
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии; 
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность. 
- гармонично заполнять  поверхность листа рисунком из пластилина
- выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала,
Формы подведения итогов реализации  программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ Ф.И.О. ребёнка Название работы Техника исполнения Аккуратность Самостоятельность завершенность
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
 - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Программное содержание .          Предлагаемая программа по лепке из пластилина  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Приёмы и методы организации занятий . 
 В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. 
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Нет предела совершенствованию.
Учет психофизических  особенностей детей.
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности: 
индивидуальная
групповая 
выставка
экскурсия 
творческий конкурс
 Основной вид занятий – практический. 
 Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.); 
   таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; 
   альбомы с образцами, фотографиями, презентации с пошаговым выполнением работы.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Методические рекомендации
   Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. 
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.