Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности ТРИЗ — технология инноваций (2 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 9 города Кузнецка
Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
От 2015г. «Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии
№ 9 города Кузнецка
_____________/В.Г.ПлаховаПриказ №
от 2015года
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«ТРИЗ – Технология Инноваций»
для 2 класса
Составила учитель начальных классов:
Миронова Е.А.
Кузнецк, 2013г.
I. Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «ТРИЗ – Технология инноваций» для обучающихся 2 класса составлена на основе программы курса С.И.Гин «Развитие творческих способностей». Рабочая программа дает распределение учебных часов по темам курса 2 класса. Она служит ориентиром для разработки календарно-тематического планирования по данному курсу для 2 класса.
Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная записка, Общая характеристика учебного предмета, Место учебного предмета в учебном плане МБОУ гимназии № 9 города Кузнецка, Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, Содержание учебного предмета с распределение учебных часов по разделам курса «ТРИЗ» 2 класса и отдельным темам; Тематическое планирование, Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, Планируемые результаты освоения учебного предмета « ТРИЗ» во 2 классе.Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.
Изучение практики работы начальной школы показало, что младшим школьникам в образовательном процессе ещё недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда учащимся удаётся высказать своё мнение, отстоять свою позицию, объективно оценить свои и чужие идеи.
Использование ТРИЗ в педагогическом процессе начальной школы позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а учителю дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные
проблемы.
На занятиях предполагается проблемное предъявление учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке. С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий, используются приемы и методы активизации мыщления и воображения, разработанные в ТРИЗ.
В курсе «Мир человека» основным является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через решение проблемных ситуаций. Ключевое понятие курса – противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта. В процессе обучения формируется такое умение, как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Цель обучения
Развитие креативности младших школьников, их любознательности, оригинальности, продуктивности, чувствительности к противоречиям, возможности переноса полученных знаний на другое урочное и внеурочное содержание.
Задачи обучения
Развитие:
интеллекта,
системного мышления,
логического мышления,
критичности мышления,
гибкости, беглости, подвижности мышления,
нестандартного подхода к решению мыслительных задач,
ассоциативного мышления,
пространственного представления,
творческого воображения, фантазии,
интереса к интеллектуальным играм, заданиям,
речи;
формирование:
мотивации к учебной деятельности,
уверенности в интеллектуальной и социальной сферах,позитивного мышления,
творческих качеств личности,
самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,
коммуникативных навыков,
настойчивости в поисках решения задач,
активной позиции,
умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
III. Описание места предмета в плане внеурочной деятельности МБОУ гимназии №9 города Кузнецка
Согласно плану внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 9 города Кузнецка на изучение курса «ТРИЗ – Технология инноваций» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Мир человека» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблемуУчиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию .Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Мир человека» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Будут знать:
- адрес
-назначение основных частей тела;
-основные профессии;
-возможности тренировки внимания и памяти;
-способы поднятия настроения;
-понимать необходимость здорового образа жизни;
-понимать поспешность ошибочных выводов;
Будут уметь:
-описывать развитие человека с помощью системного оператора («многоэкранки»);
-анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего) плохо?»
V. Содержание учебного предмета (34 часа)
Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?». Целесообразность школьных правил.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся».Игра «Кто вы?», «Где вы?».
Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?». Отгадывание загадок про разные части тела.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «Лениться надо уметь»?
Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и различие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?». Дискуссия: «Что лучше: спешить или медлить?»
Что значит «быть внимательным»? игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.
Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»
Что значит «быть умным»? описание объекта с помощью системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?
Что можно «прочитать» по лицу. Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?
Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли мы?» как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».
Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликтны ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?
Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»
Каким быть? Дискуссия «аккуратный» и «чистюля», «общительный» и «болтун», «верный» и «прилипчивый», «врать» и «фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? сказка Т.Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную шапочку в пересказе волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.
«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить», «украсть, чтобы подарить» и т.п. почему не надо торопиться с выводами?Экскурсия «Все имеет след». Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? как стать «хорошим»?
Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»?
VI.Тематическое планирование по курсу « ТРИЗ – Технология инноваций»
во 2 классе (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п Тема урока кол-во часов Характеристика деятельности учащихся дата корректировка
1 Зачем учатся в школе? 1 Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?». Целесообразность школьных правил (обсуждение). 2 Адрес. 1 Что делать, если ты потерялся». Игра «Кто вы?», «Где вы?». 3 Наш организм. 1 Беседа «Одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?». Отгадывание загадок про разные части тела. 4 Как устроен человек? 1 5 Болезни. 1 Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «Лениться надо уметь»? 6 Что такое «здоровый образ жизни»? 1 Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим. 7 Развитие ребенка до школы. 1 8 Будущее. 1 9 «Линия жизни» человека. 1 10 Что такое «Я»? 1 Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?». Дискуссия: «Что лучше: спешить или медлить?» 11 Учимся быть внимательными. 1 Что значит «быть внимательным»? игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная. 12 Учимся запоминать. 1 Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?» 13 Учимся придумывать. 1 Что значит «быть умным»? описание объекта с помощью системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка? 14 Что значит «быть умными». 1 15 Мое настроение. 1 Что можно «прочитать» по лицу. Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение? 16 Как улучшить настроение. 1 17 Общение. 1 Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли мы?» как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты». 18 Жесты. 1 19 Проблемы общения. 1 Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликтны ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»? 20 Конфликты. 1 21 Урегулирование конфликтов. 1 22 Понятие о противоречии. Противоречие в предметах. 1 Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?» 23 Противоречия в явлениях природы. 1 24 Противоречия в свойствах характера. 1 Каким быть? Дискуссия «аккуратный» и «чистюля», «общительный» и «болтун», «верный» и «прилипчивый», «врать» и «фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? сказка Т.Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О.Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную шапочку в пересказе волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса. 25 Противоречия в свойствах характера. 1 26 Противоречия в ситуациях. 1 27 Противоречия в ситуациях. 1 28 Противоречия: цель-средства. 1 Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить», «украсть, чтобы подарить» и т.п. почему не надо торопиться с выводами?29 Противоречия: цель-средства. 1 30 Экскурсия. 1 Экскурсия «Все имеет след». Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? как стать «хорошим»? 31 Анализ экскурсии. 1 32 Ориентирование в окружающем. 1 Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»? 33 Правила поведения с незнакомыми. 1 34 Подведение итогов. 1 VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение
Учебно-методическая литература.
С.И.Гин «Мир человека» Методическое пособие для учителя начальной школы
Второе издание. «Вита-Пресс» М., 2006
Развитие творческих способностей на факультативных занятиях в начальной школе: практический материал. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2011. – 32 с.
Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задачи методов развития творческого воображения. Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ, 2006. – 48с.
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.
Наглядные средства обучения
Таблицы
Технические средства обучения
-интеракивная доска
-ноутбук
-мультимедийный пректор-мультимедийные презентации
-интернет-ресурсы
-компьютеры
VIII.Планируемые результаты изучения учебного предмет« ТРИЗ. Технология-инноваций « во 2 классе
Ученик научится:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг
Ученик получит возможность научиться:
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию .Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Описывать развитие человека с помощью системного оператора («многоэкранки»);
-Анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего) плохо?»
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся должны знать:
– способы объединения и различения предметов по элементам (надсистемам и подси-стемам), функциям и другим признакам;
– правила классификации объектов;
– приём фантазирования «Оживление»;
Учащиеся должны уметь:
– различать предметы по составу, функциям и другим признакам;
– классифицировать объекты;
– применять для фантазирования приём «оживление»;