Тематическое планирование изучения зарубежной литературы в школе (9-11 классы)
Тематическое планирование изучения зарубежной литературы
к методическому пособию
«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
по классам
Класс
Раздел
Колич.
часов
Тематика уроков
8
9
10
11
Античная литература
Литература Средневековья
Литература эпохи Возрождения
Классицизм, барокко, просвещение (XVII – XVIII в.)
Романтизм, реализм (XIX в.)
Литература ХХ века.
16 часов
7 часов
14 часов
12 часов
11 часов
15 часов
Мифология – основа мировой литературы
Мифы разных народов о сотворении мира
Мой любимый миф: обзор древнегреческой мифологии
Загадка Гомера: урок – диспут
«Илиада» и «Одиссея» - сопоставление поэм
Анализ отрывка «Одиссей у циклопов». Сопоставление с русской народной сказкой «Лихо одноглазое»
Самостоятельный анализ отрывка Гомера
Античная лирика. Катулл. Гораций
Понятие вольного перевода. Сопоставление стихотворений разных авторов (Гораций, Державин, Пушкин)
Рождение театра. Разновидности античной прозы
Творчество Эсхила «Прометей Прикованный»
Творчество Софокла «Царь Эдип»
Творчество Эврипида «Медея»
Обобщение и повторение: развитие античной драматургии
Интегрированная игра - «погружение» «Ступень к Парнасу»
(МХЛ, МХК, история)
Контрольная работа по теме
Литература Средневековья. Общая характеристика и источники влияния
Эпос как наследие Средневековья
Рыцарская литература.
Данте Алигьери. Маргинальность творчества
Художественные особенности «Божественной Комедии»
Различные модели мира (Данте, Д. Андреев, П. Ершов, В. Шаламов)
Тестовая и творческая работа «Моя модель мира»
Итоговый контроль по теме
Интегрированный урок «Тот, у кого нет музыки в душе, способен на грабеж, измену, подлость» Шекспир (МХЛ, МХК, история)
Сонет: особенности и эволюция жанра
Итальянское Возрождение. Ф. Петрарка
Нидерландское Возрождение. Э. Роттердамский
Французское Возрождение. Франсуа Рабле
Испанское Возрождение. Мигель Сервантес
Комедия Возрождения в разных видах искусства (литература, театр, кино)
Английское Возрождение В. Шекспир. Периодизация творчества
9-10. «Ромео и Джульетта» История создания и художественные особенности трагедии
11-12. Урок – читательская конференция по творчеству В. Шекспира
Интегрированная игра «погружение» «Искусство, ты таишь в себе огонь эпохи» Ф. Шуберт
Контрольная работа по теме
Классицизм и барокко 17 века как основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия.
Пьер Корнель (1606-1684)величайший французский драматург . Трагедия «Сид». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.
Жан Расин (1639-1699) - второй великий драматург французской классицистической сцены. «Андромаха» и «Федра». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.
Жан Батист Мольер (1622-1673) - великий французский комедиограф. Комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.
Восемнадцатое столетие как эпоха Просвещения. Выдающиеся мыслители и художники и их гуманистические идеи.
Бомарше (1732-1799). «Севильский цирюльник». Проблематика, система персонажей, художественные особенности.
Даниэль Дефо (1660-1744) и его «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» и Джонатан Свифт (1667-1745) и его «Путешествия в разные отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
8. Французские просветители-энциклопедисты.
Д. Дидро и Ж. д'Аламбер.
9. Вольтер. Самые значительные произведения Вольтера.
10. Трагедия «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая отвлеченными понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии.
11. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) - немецкий поэт, драматург, философ и историк.
12. Контрольная работа по теме.
Вальтер Скотт (1771 – 1832) и романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард»
Виктор Гюго (1802 – 1885) и роман «Собор Парижской Богоматери»
Романтики: интерес к истории и фольклору.. Сказка - канон для новеллистов. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822), Эдгар Аллан По (1809 – 1849), Ханс Кристиан Андерсен.
Английский поэт и драматург Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788 – 1829) - кумир всех романтически настроенных читателей, олицетворение романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»
Генрих Гейне (1797 – 1856)- последний поэт романтизма и первый его критик.
6.Первый французский реалист Фредерик Стендаль (1783 – 1842) :
романы «Красное и черное» (1830) и «Пармский монастырь» (1839),
7.Самый выдающийся писатель раннего этапа критического реализма Оноре де Бальзака (1799 – 1850).
8. Проза Гюстава Флобера (1821 – 1880), «Госпожа Бовари».
9. Ги де Мопассан (1850 – 1893) и романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и многочисленные новеллы.
10.Творчество Эмиля Золя (1840 – 1902).
11.Итоговое занятие.
1. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм
2. Генрих Манн (1871 – 1950) и роман «Земля обетованная» (1900) - карикатура на берлинских нуворишей, которые сколачивали грандиозные капиталы финансовыми аферами.Томас Манн (1875 – 1955). Автор «Будденброков» (1901)
3. Бертольт Брехт (1898 – 1955) - выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы, режиссер, прозаик и поэт. «Трехгрошовая опера».
4-5.Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970) и роман «На Западном фронте без перемен», потрясающий своей правдивостью. «Три товарища» (1939). Романы Ремарка «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) – это злоключения беглецов, чудом вырвавшихся из лап гестапо. Роман «Время жить и время умирать» (1954).
6. Марсель Пруст (1871 – 1922), Франц Кафка (1883 – 1924) – великие модернисты 20 века.
7. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) - французский философ и прозаик.
8. Альбер Камю (1913 – 1960) - единомышленник и оппонент Сартра. Трактат «Миф о Сизифе» (1942). Роман «Чума» (1947).
9. Жоржи Амаду (1912 – 2001) и романы «Дона Флор и два ее мужа» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тьете из Агресте» (1976), «Похищение святой» (1989)..
10-11. Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928) - Лауреат Нобелевской премии (1982) колумбийский писатель, повесть «Полковнику никто не пишет» (1956).
Знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1962).
12-15. Итоговые занятия обобщающего характера. Тестирование. Анкетирование. Ученическая конференция по современной зарубежной литературе.