Тематическая картотека бесед для детей старшего дошкольного возраста.


Картотека бесед
в старшей группе
                                          Карточка-1
«Дорожная азбука»
Цель: продолжать знакомить  детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить  детей в необходимости соблюдать их-
 не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. Продолжать закреплять знания  детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные), предназначенные для пешеходов.
 Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
                                          Карточка-2
«Полосатая зебра»
Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Формировать  устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить  детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
                                            Карточка-3
«Планета Земля в опасности"
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать  обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать  представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
                                         Карточка-4
«Москва – столица нашего Отечества»
Цель: дать  детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что   это главный город  нашей Родины, столица.Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории  города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
                                            Карточка-5
«День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября.  Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду.  Расширять  представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.  Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
                                             Карточка-6
«День матери»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
                                            Карточка-7
 «Новый год»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
                                         Карточка-8
 «Крещение»
Цель: объяснить  детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь.  Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства.
                                            Карточка-9
«Масленица»
Цель:  продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
                                             Карточка-10
"Наша Армия".
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
                                            Карточка-11
«8 марта»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
                                              Карточка-12
«Первый космонавт»                         
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе,  космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей.  Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
                                              Карточка-13
«День Победы»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
                                           Карточка-14
 «Пасха»
Цель: познакомить  детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением;  с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
                                             Карточка-15
«Кубань-Родина наша»
Цель:  продолжать знакомство детей  с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать  осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
                                               Карточка-16
«Казаки – защитники Отечества»
Цель: Формировать у детей  интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.
                                         Карточка-17
«Умеешь ли ты обращаться с животными»
Цель: дать детям  знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных. 
 Предложить  детям запомнить правила:1. Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.2. Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.3.Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время сна. 4.Не подходи к собаке, сидящей на привязи.5. Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.
                                         Карточка-18
«Витамины укрепляют организм»
Цель:  продолжать закреплять знания детей пользе  витаминов для  нашего организма. Познакомить с понятием «витамины  группы  «А, В, С, D, Е» и продукты, в    которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости  наличия витаминов в организме человека,  о пользе продуктов, в которых содержатся  витамины. Воспитывать желание быть здоровыми.
                                           Карточка-19
 «Режим дня: для чего он нужен?»        
Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни, связанные с режимом дня; умение выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, гигиенические процедуры, прогулка). Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.
                                       Карточка-20
«Чистота-залог здоровья»
Цель:  воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.  Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.
                                     Карточка-21
«Опасные предметы дома»
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепить знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
                                      Карточка-22
 «Если ты гуляешь один»
Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило - «Не трогать на улице незнакомые предметы». «Никогда! Никуда! Ни за что не ходи с чужим человеком!
                                       Карточка-23
«Цветы»
Цель: дать понятие, что такое цветок. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде местах    произрастания.
                                         Карточка-24
«Садовые цветы»
Цель: продолжать  знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного отношения к цветам, желанию заботится о растениях.
                                            Карточка-25
«Комнатное растение»
Цель:  продолжать закреплять у детей  элементарные представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).
                                           Карточка-26
«Луговые цветы»
Цель: познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название растений и их признаки. Воспитывать бережное отношение к растениям луга. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой. Приобщение к элементарным нормам и правилам поведения в природе.
                                              Карточка-27
 «Зимующие птицы»         
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
                                      Карточка-28
«Перелетные птицы»
Цель: формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли), (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании. 
                                     Карточка-29
«Птицы».
Цель: закрепить, уточнить и обобщить знания детей о жизни птиц, о том, как птицы приспосабливаются к зиме. Знать зимующих и перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы, снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать. Развивать умение поддерживать беседу.
                                                  Карточка-30
«Береги природу»
Цели: расширять представления детей о растительном и животном мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, любят ее. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать добрые поступки.
                                                 Карточка-31
«Будь вежлив»
Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им, а девочкам благодарить мальчиков за оказанную услугу. Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
                                          Карточка-32
 «Наш детский сад - большая семья»
Цель: закреплять знания детей  о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
                                      Карточка-33
 «Страны дружбы»
Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»- умение вместе играть, делиться игрушками. Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения. Познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь.
                                           Карточка-34
«Правила поведения за столом дома и в детском саду»
Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить с умением пользоваться вилкой и ножом одновременно. Выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. Воспитывать аккуратность. Учить детей правильно отвечать на заданные вопросы, самим задавать вопросы своим товарищам.
                                         Карточка-35
 «Зима»
Цель: систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать  поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение.  Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
                                            Карточка-36
«Весна»
Цель:  обобщить и расширить представления о весне, признаки наступления весны. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения.  Воспитывать заботливое отношение к природе родного края. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
                                               Карточка-37
«Осень»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
                                                 Карточка-38
«Лето»
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
                                              Карточка-39
«Насекомые»Цель: продолжать знакомить  детей с насекомыми — бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
                                              Карточка-40
 «О профессии пожарного»
Цель: расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного. Активизировать интерес детей к различным профессиям. Закрепить правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к людям мужественных и героических профессий.
                                             Карточка-41
 «О профессии  строителей» 
Цель: расширять представления о профессии строителей. Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителей. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
                                          Карточка-42
«Почтальон»
Цель: расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. Расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий.  Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для других  отвечать на вопросы и задавать их.
                                              Карточка-43
«Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова».
Цель: дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес. Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев. Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов. 
                                                Карточка-44
«Дикие животные Севера» Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом диких животных. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз. Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются. Прививать любовь к животным. 
                                            Карточка-45
« Домашние животные»
Цель: закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
                                            Карточка-46
«Народная культура и традиции»
 Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей  устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать  чувства причастности детей к наследию прошлого.
                                              Карточка-47
«Мой любимый  детский сад»
Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное  отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение.
                                              Карточка-48
 «Наша Родина-Россия».
Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей  чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
                                               Карточка-49
«Мои любимые игрушки»
                 
Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку  детей  класть игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения, обосновывать её.
                                             Карточка-50
«Театр»
Цель: формировать у детей  интерес к театру. Расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства.  Продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример).  Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение). Развивать умение детей поддерживать беседу.