Урок математики 6 класс Тема: Римская нумерация. 
Урок математики 6 класс
Тема: Римская нумерация.
Цели: 
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся о числах и цифрах; сформировать представление о римских цифрах.
Коррекционная: развивать умения наблюдать, выделять главное, 
анализировать,  обобщать,  сравнивать;  развивать внимание, логическое мышление,  математическую речь, память, познавательную активность.                    
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь. 
Задачи:
познакомить  детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике;
учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;
формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности.
Тип урока: комбинированный.  
Область применения: проводится в 6 классе.
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих
 методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат. 
Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами, 
 научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.
Оборудование урока: Карточки-наборы римских цифр; модель часов с  
 циферблатом из римских цифр; опорный плакат с изображением римских цифр; мультимедийный проектор; у учащихся на партах счетные палочки.
Ход урока.
I. Организационный момент.  
  1.  Психоэмоциональный настрой детей на урок.
     Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку?
     Ответы учащихся: ДА
       Мы хороший дружный класс.
       Всё получится у нас!
 Учитель:
Я надеюсь, что урок получится интересным, познавательным, и вы  откроете новые секреты в математике, а я вам в этом помогу.  
 2.Коррекционное упражнение  на зрительную память. 
     (работа с числами)  
   Учитель:  
 На экране даны числа,  которые необходимо запомнить.
Назовите числа, которые были на экране. (1812, 2014, 2012, 1945)
Чем знаменательна дата 1812 –(Отечественная война)
Что произошло в 1945 году? (Закончилась Великая Отечественная война)
Что будет в 2014 году? (Зимние олимпийские игры в Сочи)
2012 год? (уходящий год) 
   3.Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
   1.Устный счёт.
   а) Работа с мерами времени.
    Даны слова: Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, метр, век, 
       неделя.
   Учитель:      
    	 Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (метр)
     Почему?
   Ответы учащихся:
    	 (Метр – величина длины, а все остальные слова – величины времени).
     Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания 
     величин. От самой большой – к наименьшей. (Работа у доски)
            Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
     б) Арифметический  диктант:
Запишите число 3467;
Запишите число, которое состоит из 5 сот. 6 дес.;
Первое слагаемое 10, второе слагаемое 30, чему равна сумма?
Первый множитель 7, второй множитель 3, чему равно произведение?
 Из данных чисел, выпишите только четные числа, четырёхзначные.      
 Проверка знаний:      
   2. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.  
    	 Установите закономерность и продолжите ряд:
     356, 357, 358, ,  .
     789, 788, 787, ,  .
     XIV, XV, XVI, , .
    Учитель:      
   	 Проверяем, называем. В чём проблема? 
    Все ли задания вы смогли  выполнить? 
    Здесь ведётся запись неизвестными для вас римскими цифрами.
    Если мы не знаем что-то, как необходимо поступить
 в той или иной ситуации?
  Где мы можем  взять ответ на интересующий нас вопрос?
     Ответы учащихся: интернет ресурсы, словари и.т.д. 
III. Изучение нового.
   1.Сообщение темы урока.
 Учитель:
 Сегодня на уроке мы познакомимся с Римскими числами и научимся читать и записывать их. И тема нашего урока
 «Римская нумерация».
  2.История возникновения римской нумерации.
Учитель:      
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.
I - 1
II - 2
III – 3
А как бы вы записали число 4?
IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.
А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.
А потом четверку стали изображать вот так: IV – 4 а шестерку так-VI– 6 
Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)
Кто из вас знает, как записывается десятка? X.
Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.
Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? (20, 30)
А это, какое число – XI? (11), Как записать число 19?
Какова же особенность римской записи?
Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.
Запомнили? Давайте проверим.
 	 Римскими цифрами  пользовались  очень долго.  Еще 200 лет назад в деловых бумагах числа должны были обозначаться римскими цифрами  (считалось, что обычные арабские цифры легко подделать). Римская система  счисления сегодня используется,  в основном,  для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах.
Учитель:      
а)  Ребята, мы с вами изучаем цифры, которые вы видите каждый день. Более того, почти во всём мире люди используют такие цифры. Вы все умеете их писать и читать.
 - Сколько цифр мы используем для записи чисел? (10 цифр) 
 - А как они называются? (арабские)
 - Сколько чисел мы можем составить при помощи этих цифр? (огромное количество)
   Но есть ещё одни знаки, которые вы можете встретить в повседневной жизни.  Мы сегодня  с ними познакомимся. 
Учащимся демонстрируются предметы:  карточка с датой рождения (с римскими цифрами; книга с номером тома/внутри с обозначением глав в виде римских цифр; циферблат часов с римскими цифрами)
    - Посмотрите, чем отличаются эти часы от других?
   - А в книге, части рассказов обозначены с помощью каких-то значков.
 - А что на этой карточке? Чей-то день рождения. Только опять непонятно
- Вот эти странные значки называются римскими цифрами.
- Почему они так называются? Дело в том, что такие цифры придумали Древние Римляне. Древний Рим – государство, которое существовало много  столетий назад. 
-Числа в этой системе, так же как и у нас, записываются слева направо, от меньшего к большему. Числа состоят из цифр. Если в арабской нумерации 10 цифр, то в римской-7. Сегодня мы познакомимся с тремя из них.  
I, V, X.
Рассмотрите римские цифры.
Кто сможет их назвать?
Эти цифры легко запомнить. Они произошли от жестов. 
Единица - I - это отображение одного пальца . 
Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем. 
Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки, одна из них перевёрнута.
Данные цифры обозначают следующие числа:  
1,5,10.
Это узловые числа, т. е главные. Остальные числа римской нумерации получаются путём прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.
3.Работа со счётными палочками.
Выложите римские цифры 1, 5, 10 у себя на партах, используя счётные палочки – в столбик:   I
                                      V
                                      X
Составление римских цифр  при помощи счётных палочек.
Вывод:  
Числа записываются при помощи повторения цифр:
1.Если  большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются: VI=V+I
2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей:  IV= V-I
Выкладывается на доску  таблица с римской и арабской нумерацией.
ФИЗМИНУТКА
  (4 плечика, каждое запутана шерстяной толстой ниткой)
 Учитель:  ребята, помогите мне, пожалуйста, распутать нитки на  вешалках. Видите, как они запутались.  А чтобы нитка не перепуталась дальше намотайте ее на палочку. (Упражнение выполняется под музыкальную композицию).
IV. Первичное закрепление.
 Игра «Живые числа».
Учитель:
-Сколько ног у двух петухов? (4)
-Сколько дней в неделе? (7)
-Какое число на один больше 10? (11)
-Я задумала число, отняла 3, получилось 7. Какое я число задумала? (10)
-Молодцы!
   2. Работа с учебником, стр. 47, № 194.  
 3. Давай те вернёмся к нашему заданию,  которое вызвало  у вас
   затруднение.
      Установите закономерность и продолжите ряд:  
     356, 357, 358, ,  .
     789, 788, 787, ,  .
     XI, XII, XIII, ,  .  
4.Самостоятельная работа. Вычисления с числами, записанными римскими 
      цифрами.
     XX – XI =
     III + VIII=
     XV+IV=
     VII+X=
     Сравните свои ответы с правильными.  
 5. Работа по карточкам  «Куранты» .  
 6.Работа с часами. Определение времени по часам.
V. Домашнее задание.  
   1.Найдите в интернете информацию о четвёртой римской цифре.
      Какое число она обозначает.
Напишите дату рождения  своих родителей – месяц рождения римскими цифрами. 
VI. Итог урока.
   1.Рефлексия деятельности.
   2.Выставление оценок.