Урок математики 6 класс Тема: Римская нумерация.

Урок математики 6 класс
Тема: Римская нумерация.
Цели:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся о числах и цифрах; сформировать представление о римских цифрах.
Коррекционная: развивать умения наблюдать, выделять главное,
анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, память, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике;
учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;
формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности.
Тип урока: комбинированный.
Область применения: проводится в 6 классе.
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих
методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами,
научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.
Оборудование урока: Карточки-наборы римских цифр; модель часов с
циферблатом из римских цифр; опорный плакат с изображением римских цифр; мультимедийный проектор; у учащихся на партах счетные палочки.

Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Психоэмоциональный настрой детей на урок.
Учитель: Ребята! Готовы вы к уроку?
Ответы учащихся: ДА
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Учитель:
Я надеюсь, что урок получится интересным, познавательным, и вы откроете новые секреты в математике, а я вам в этом помогу.

2.Коррекционное упражнение на зрительную память.
(работа с числами)
Учитель:
На экране даны числа, которые необходимо запомнить.
Назовите числа, которые были на экране. (1812, 2014, 2012, 1945)
Чем знаменательна дата 1812 –(Отечественная война)
Что произошло в 1945 году? (Закончилась Великая Отечественная война)
Что будет в 2014 году? (Зимние олимпийские игры в Сочи)
2012 год? (уходящий год)

3.Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний и умений.
1.Устный счёт.
а) Работа с мерами времени.
Даны слова: Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, метр, век,
неделя.
Учитель:
Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (метр)
Почему?
Ответы учащихся:
(Метр – величина длины, а все остальные слова – величины времени).
Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания
величин. От самой большой – к наименьшей. (Работа у доски)

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

б) Арифметический диктант:
Запишите число 3467;
Запишите число, которое состоит из 5 сот. 6 дес.;
Первое слагаемое 10, второе слагаемое 30, чему равна сумма?
Первый множитель 7, второй множитель 3, чему равно произведение?
Из данных чисел, выпишите только четные числа, четырёхзначные.

Проверка знаний:

2. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Установите закономерность и продолжите ряд:
356, 357, 358, , .
789, 788, 787, , .
XIV, XV, XVI, , .
Учитель:
Проверяем, называем. В чём проблема?
Все ли задания вы смогли выполнить?
Здесь ведётся запись неизвестными для вас римскими цифрами.
Если мы не знаем что-то, как необходимо поступить
в той или иной ситуации?
Где мы можем взять ответ на интересующий нас вопрос?
Ответы учащихся: интернет ресурсы, словари и.т.д.
III. Изучение нового.
1.Сообщение темы урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с Римскими числами и научимся читать и записывать их. И тема нашего урока
«Римская нумерация».
2.История возникновения римской нумерации.
Учитель:
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.
I - 1
II - 2
III – 3
А как бы вы записали число 4?
IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.
А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.
А потом четверку стали изображать вот так: IV – 4 а шестерку так-VI– 6 
Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)
Кто из вас знает, как записывается десятка? X.
Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.
Если рядом записать X X, X X X, какие числа получим? (20, 30)
А это, какое число – XI? (11), Как записать число 19?

Какова же особенность римской записи?
Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.
Запомнили? Давайте проверим.
  Римскими цифрами пользовались очень долго. Еще 200 лет назад в деловых бумагах числа должны были обозначаться римскими цифрами (считалось, что обычные арабские цифры легко подделать). Римская система счисления сегодня используется, в основном, для наименования знаменательных дат, томов, разделов и глав в книгах.


Учитель:
а)  Ребята, мы с вами изучаем цифры, которые вы видите каждый день. Более того, почти во всём мире люди используют такие цифры. Вы все умеете их писать и читать.
 - Сколько цифр мы используем для записи чисел? (10 цифр)
 - А как они называются? (арабские)
- Сколько чисел мы можем составить при помощи этих цифр? (огромное количество)
   Но есть ещё одни знаки, которые вы можете встретить в повседневной жизни. Мы сегодня  с ними познакомимся. 
Учащимся демонстрируются предметы:  карточка с датой рождения (с римскими цифрами; книга с номером тома/внутри с обозначением глав в виде римских цифр; циферблат часов с римскими цифрами)
    - Посмотрите, чем отличаются эти часы от других?
   - А в книге, части рассказов обозначены с помощью каких-то значков.
 - А что на этой карточке? Чей-то день рождения. Только опять непонятно
- Вот эти странные значки называются римскими цифрами.
- Почему они так называются? Дело в том, что такие цифры придумали Древние Римляне. Древний Рим – государство, которое существовало много  столетий назад.
-Числа в этой системе, так же как и у нас, записываются слева направо, от меньшего к большему. Числа состоят из цифр. Если в арабской нумерации 10 цифр, то в римской-7. Сегодня мы познакомимся с тремя из них.
I, V, X.
Рассмотрите римские цифры.
Кто сможет их назвать?
Эти цифры легко запомнить. Они произошли от жестов.
Единица - I - это отображение одного пальца .
Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем.
Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки, одна из них перевёрнута.
Данные цифры обозначают следующие числа:
1,5,10.
Это узловые числа, т. е главные. Остальные числа римской нумерации получаются путём прибавления или вычитания одних узловых чисел из других.
3.Работа со счётными палочками.
Выложите римские цифры 1, 5, 10 у себя на партах, используя счётные палочки – в столбик: I
V
X
Составление римских цифр при помощи счётных палочек.

Вывод:
Числа записываются при помощи повторения цифр:
1.Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются: VI=V+I
2. Если меньшая цифра стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей: IV= V-I

Выкладывается на доску таблица с римской и арабской нумерацией.

ФИЗМИНУТКА
(4 плечика, каждое запутана шерстяной толстой ниткой)
Учитель: ребята, помогите мне, пожалуйста, распутать нитки на вешалках. Видите, как они запутались. А чтобы нитка не перепуталась дальше намотайте ее на палочку. (Упражнение выполняется под музыкальную композицию).

IV. Первичное закрепление.
Игра «Живые числа».
Учитель:
-Сколько ног у двух петухов? (4)
-Сколько дней в неделе? (7)
-Какое число на один больше 10? (11)
-Я задумала число, отняла 3, получилось 7. Какое я число задумала? (10)
-Молодцы!
2. Работа с учебником, стр. 47, № 194.

3. Давай те вернёмся к нашему заданию, которое вызвало у вас
затруднение.
Установите закономерность и продолжите ряд:
356, 357, 358, , .
789, 788, 787, , .
XI, XII, XIII, , .

4.Самостоятельная работа. Вычисления с числами, записанными римскими
цифрами.
XX – XI =
III + VIII=
XV+IV=
VII+X=
Сравните свои ответы с правильными.

5. Работа по карточкам «Куранты» .
6.Работа с часами. Определение времени по часам.


V. Домашнее задание.

1.Найдите в интернете информацию о четвёртой римской цифре.
Какое число она обозначает.

Напишите дату рождения своих родителей – месяц рождения римскими цифрами.

VI. Итог урока.
1.Рефлексия деятельности.
2.Выставление оценок.