Урок по математике Деление десятичных чисел на натуральные числа ( 5 класс)
Тема урока : «Деление десятичных дробей на
натуральные числа» ( 5 класс)
Цели урока: повторение теоретического материала по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа», формирование знаний по пройденной теме, продолжить работу над текстовыми задачами; развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности, умение работать в коллективе, доброжелательного отношения друг к другу.
.
Оборудование: сигнальные фонарики, компьютер, проектор,экран.
Форма проведения урока
Урок – путешествия с элементами игры.
Ход урока
I.Организационный момент.
Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на столе.
Урок сегодня проведём в виде путешествия
Чтобы легче было работать, поделимся на две команды.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
В конце урока определим команду победитель.
II.Повторение.
Для начала путешествия открыть учебники и повторить необходимый материал по теме «Деление дробей на натуральные числа»
Предлагаю вам начать путешествие.
Давайте вспомним:
- Что значит разделить десятичную дробь на натуральное число?
- Как делят десятичную дробь на натуральное число?
- Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
- Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?
III.Устно.
1.Вычислите
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Вычислите и назовите только ответ:
48,6 : 6
12,09 : 3
8,7 : 10
14,7 : 100
3. Я открою доску на 3 сек., вы запомните числа, затем ответьте на мои вопросы.
2 65 1 7/13 12 1,8
На каком месте записана дробь, равное 7/13?
На каком месте записано число, показывающее какое сегодня число?
На каком месте записано число 65? А чем особенно это число в этом году?
VI. Продолжение путешествия.
Открыли тетради, записали число, классная работа.
А какое же путешествие без игры?
Сегодня поиграем в игру, которая называется «Волшебное число»
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Повстречал как-то Иван-царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.
Иван-царевич поехал выручать Елену. Вот подъехал он к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны два уравнения.
Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу.
Помогите Ивану-царевичу.
I команда. II команда
7х + 2,4 = 34,6 6y + 3,7 = 38,5
Волшебные числа: х = 4,6, y = 5,8.
Каждая команда решает «своё» уравнение.
К доске выходят два ученика – по одному от каждой команды – и решают уравнения. Обучающиеся на местах стараются решить все два уравнения: тот, кто решит два уравнения, может помочь при необходимости своему игроку.
-Долго ехал Иван-царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только при условии, если он решит примеры, написанные на стенах избушки.
I команда II команда
12 : 48 48 : 64
Волшебные числа: 0,25; 0,75.
-Прощаясь с Иваном-царевичем Баба-Яга рассказала ему о силе ответов этих примеров «Коль нужно тебе, какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух эти ответы. Мигом исполнится»
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на 2 замка.
Чтобы открыть замки надо найти значения выражений которые были записаны на замках.
I команда II команда
1,24 +
·3,56 : 16 2,28 + 3,72 : 12
Иван-царевич решил сам открыть замки. А пока он открывает. Давайте отдохнём.
v. Физкультминутка.
-Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого - зло.
VI. Работа по теме урока.
Иван – царевич произнёс волшебные слова « 3» и «3,1», но замки не открылись. Не знаете почему? ( Не правильно были найдены значения выражений).
Давайте поможем. Каждая команда решает своё задание ( Представителю от каждой команды решить у доски ).
Иван – царевич произнес волшебные числа «0,3» и «2,59»
Двери подземелья открылись. И встал Иван – царевич перед воротами Кощеева царства.
А на воротах написана задача №1353 ( учебник, стр 211 )
I к - ? на 2,4 кг <
II к - ?
- Какой способ решения выберем? (Алгебраический)
-Что обозначим за х? (То число, которое меньше)
Решение.(С комментированием на месте)
Волшебные числа: 8,1 кг, 10,5 кг.
Ворота открылись. Освободил Иван – царевич Елену Прекрасную и в тот же день сыграли они свадьбу.
VII. Подведение итогов урока.
- Игра не смогла бы состояться без вас и без ваших знаний по математике.
- А какие именно знания нам сегодня особенно были необходимы в процессе игры?
( Деление десятичных дробей на натуральные числа, решение уравнений: нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного множителя, сложение десятичных дробей, решение текстовых задач )
Домашнее задание.
№ 1382, 1380 ( 1 группа )
№ 1370(б), 1378 ( 2 группа ).
Награждение участников игры.
Самоанализ урока
Урок проводила в 5 а классе. Количество обучающихся в классе – 22 человека. Из них успевают на «5» - 1, на «4» - 3, на «3» - 2.
Этот урок я проводила после изучения темы «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».При изучении этой темы необходимо, чтобы обучающиеся умели делить десятичную дробь на натуральные числа, выполняли задания на сложения десятичных дробей.
Основное внимание привлекалось к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывалось правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжалось решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Обучающиеся испытывали трудности при делении десятичной дроби на натуральные числа.
Это был урок продолжения изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральные числа». На этом уроке у меня было три цели: обучающая, развивающая, воспитывающая. Мной была достигнута только одна цель: обучающая, а над остальными двумя целями я продолжаю работать.
На этапе повторения теоретического материала, обучающиеся уверенно отвечали на поставленные учителем вопросы.
На этапе закрепления изученного материала, обучающиеся уверенно решали уравнения в которых необходимо было найти: неизвестное слагаемое, неизвестный множитель. Однако, обучающиеся, согласно психолого – медико – педагогической комиссии должны обучаться по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, с большими трудностями выполняли задания в которых надо было найти значение частного в котором целая часть меньше делителя.
При выполнении заданий на сложение десятичных дробей я использовала таблицу «Действия с десятичными дробями». Она помогла вспомнить обучающимся сложение десятичных дробей.
На этом уроке прослеживалась интеграция с уроком литературы. Материал изученный на данном уроке может быть необходим при решении задач на уроках физики, химии.
Некоторые обучающиеся при ответах с места и у доски отвечали неуверенно, хуже своих возможностей.
Учебный материал, который рассматривался на уроке, обучающимися был усвоен.