Тема: Состав воздуха. Атмосфера. (4 класс)


Тема: Состав воздуха. Атмосфера. Программа «ОЭФГ» «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и экономии.
Цель: расширить представления учащихся о воздухе, его составе, свойствах; сформировать представление о природе ветров; дать представление о назначении и устройстве флюгера (практическая работа); развивать у учащихся интерес к познанию и изучению окружающего мира; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание не навредить ей и охранять ее. 
Организационный момент.Чем должен заниматься ученик в школе?Чем непосредственно занимается ученик на уроках окружающего мира?Настрой на урок.Пожелание успехов на уроке. Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов»Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её. Через нас проходит в грудьИ обратный держит путь,Он невидимый, и все жеБез него мы жить не можем. Воздух.Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». КоллизияПокажите мне воздух! Учитель: Кто сможет назвать тему урока?Назовите по-другому тему урока «Атмосфера Земли»Откуда знаете это название? (Строение Земли)Давайте вспомним строение Земли: ядро, мантия земная кора, гидросфера, атмосфера, литосфера, атмосфера. А всё вместе, общее название - биосфера.Определение темы урока Постановка целиУзнать...Эксперимент «Дышите – не дышите!»Какое значение...Что является средством обучения на уроке? УчебникОткройте учебник, стр. 24Совпали ли ваши мнения с темой урока? Обратитесь к учебнику и скажите, на какой вопрос вы должны ответить? (Зачем люди изучают атмосферу)Вопросы после чтения:1. Почему древний человек с недоверием смотрел на небо?2. Как накапливали знания без энциклопедий и словарей?3. С чем сравнивали воздух и почему?4. Верно ли, что, чем выше над землёй, тем больше воздуха?5. Кто такие альпинисты, и как они связаны с нашей темой урока?Какой вопрос был по счёту четвёртый? Как вы на него ответили? (чем выше, тем меньше воздуха)Работа в тетрадиЧто было задано на дом?Провести эксперимент и измерить температуру воздуха возле потолка и у пола.Какие результаты получились у вас? (температура у потолка выше, чем у пола, т.к. теплый(горячий) воздух всегда наверху, т.к. он легче холодного, соответственно холодный внизу)Что узнали для себя нового?Напомните тему урокаЧто ещё необходимо узнать на уроке? Состав воздухаРассмотрите схему на слайдеПредположите информацию на схеме (Узнать из чего состоит воздух и что входит в его состав)
Работа в группахПопытайтесь ответить на вопрос: из чего состоит воздух (учитель вывешивает на доску таблички)Для чего нужен углекислый газ, кислород, азот?Вопросы по схеме:1. На сколько меньше в воздухе количества углекислого газа, чем кислорода? на 20%2. На сколько содержимое азота больше, чем кислорода? на 57%
ФизминуткаПочему люди не падают вниз головой на противоположной стороне Земли? (Земное притяжение)Попробуем преодолеть земное притяжение.Руки вверх - потянулись,Руки вниз опустили.Руки вверх в прыжке,Руки вниз в прыжке.Глубокий вдох – выдох (2 раза)Практическая направленность темы урокаКоллизияМеняется ли состав воздуха в помещении?Поэтому, в тех помещениях, где поддерживают чистоту и свежесть воздуха, люди болеют реже. Обязательно надо проветривать комнату перед занятиями физкультурой и перед сном.Назовите тему урока. Пополнили ли вы новым материалом свою копилку знаний? А могли ли бы вы помочь человеку в объяснении данной темы урока? Посмотрите на экран. Предложите задание, связанное с темой урока.
Мозговой штурм «Поучим друг друга»Вопрос: Каково значение воздуха для зверушек, которые зимой живут под снегом?Проведение опытов1 группа.Докажите, что в стакане воздух (дуют в трубочку)2 группа.Докажите, что в шарике тоже есть воздух (надувают и спускают)3 группаДокажите. Что нельзя без воздуха очень долго (набирают воздух и не дышат)4 группаДокажите, что воздух можно почувствовать. (машут тетрадками)5 группаОставшиеся дети просматривают ролик (без слов) об опыте мальчика и комментируют увиденное.6 Группа Составление СинквейнаА) Назовите тему урока одним словом.Б) Назовите 2 признака воздуха.В) Назовите 2 действия воздуха.Г) Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока. Д) Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?Подведение итога урокаНа доске таблица заполняется учениками по рядам.1 ряд 2 ряд 3ряд Что знали? Что узнали? Что хотим узнать?Атмосфера Состав воздуха Свойства воздуха
Объяснение фразеологизма«Нужен как воздух»Домашнее задание «Охрана воздуха»Рефлексия учащихся в конце урока при подведении итогов:Сегодня на уроке я чувствовал себя…1. Я узнал, что воздух…2. Я никогда не знал, что…3. Мне было сложно в том месте, где рассматривались…4. Самое сложное в данном уроке для меня было…5. Смогу ли справиться с домашним заданием, если…