Презентация Методический инструментарий оценки личностных универсальных действий обучающихся 3 класса.


Методический инструментарий оценки личностных универсальных действий обучающихся 3 класса.Презентацию подготовила:Ионкина А.В., Учитель начальных классовМБОУ «Средняя школа№24»Г. Дзержинска {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Мотивация, внутренняя позиция (самоопределение и смыслообразование)-«Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)-Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева) Самооценка«Лесенка» Нравственно-этическая ориентацияМетодика «Незаконченные предложения» Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:К1 =КА 10 где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А. К2 = КБ 10 где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б. Если: К1 ≥ 0,6, К2 ≤ 0,3, то самооценка завышена, К1 ≤0,3, К2 ≥0,6, то самооценка занижена, К1≈К2 ≈0,4 – 0,6, то самооценка адекватна. Выпиши из данных качеств те, которые есть у тебя. Записывай качества в два столбика.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А аккуратный  вежливый честный  добрый любознательный отзывчивый  справедливый трудолюбивый  старательный верный Б драчливый злой ленивый упрямый невнимательный неаккуратный грубый жадный  завистливый нечестный «Лесенка»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс.Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок Обработка результатов и интерпретация.При анализе полученных данных исходите, из следующего: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ступенька 1 – завышенная самооценка.Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»). Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».  Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку.    Ступенька 7 – резко заниженная самооценка{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника. Методика «Незаконченные предложения»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетированиеИнструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали. Закончи предложения:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 Если я знаю, что поступил неправильно, то… 2 Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то… 3 Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно… 4 Когда в моем присутствии обижают человека, я… 5 Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я … 6 Если бы я был на месте учителя, я… Обработка данных:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах. Уровни:0 – 7 баллов – низкий уровень8 – 13 баллов – средний уровень14 – 18 баллов – высокий уровень Слайды для показа учащимся: Выпиши из данных качеств те, которые есть у тебя. Записывай качества в два столбика.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А аккуратный  вежливый честный  добрый любознательный отзывчивый  справедливый трудолюбивый  старательный верный Б драчливый злой ленивый упрямый невнимательный неаккуратный грубый жадный  завистливый нечестный На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок Закончи предложения:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 Если я знаю, что поступил неправильно, то… 2 Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то… 3 Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно… 4 Когда в моем присутствии обижают человека, я… 5 Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я … 6 Если бы я был на месте учителя, я…