Статья. Мониторинг формирования метапредметных УУД в начальной школе: критерии, показатели
Мониторинг формирования метапредметных УУД в начальной школе:
критерии, показатели
Е.Г. Колесникова учитель начальных классов МАОУ ООШ № 27
им. Г.Н. Ворошилова г. Томска
В условиях введения ФГОС нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались и формировались бы их познавательные и творческие способности, метапредметные УУД.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (положительную, отрицательную) основных показателей успешности каждого учащегося.
Мониторинг это систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения образовательного процесса.
Цель мониторинга – получение объективной информации о состоянии процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов в условиях ФГОС.
Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД ведётся с начала 1 класса. Методами оценочной деятельности являются наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).
Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, карта мониторинга, лист самооценки.
В мониторинге оценка уровня сформированности УУД осуществляется с помощью специально созданных заданий Меркуловой Е.М., Бегловой Т.В.,Теплицкой А.Г. « Учимся учиться и действовать» мониторинг метапредметных УУД рабочая тетрадь 1- 2 класс часть 1,2 с последующим анализом уровня сформированности УУД. Задания направлены на применение определенного метапредметного УУД. Для оценки каждого УУД используются разные типы заданий.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование копилки методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе. [1]
В этих целях в конце сентября, затем в апреле в 1 классе проводится мониторинг, позволяющий определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Мониторинг проводят школьный психолог по тесту Д. Векслера и учитель.
1 класс. Диагностируемые УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Умение планировать последовательность учебных действий Умение оценивать учебные действия
Умение осуществлять анализ.
Умение осуществлять синтез.
Умение осуществлять сравнение.
Умение осуществлять классификацию.
Умение осуществлять обобщение.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.3.Участвовать в коллективном обсуж-дении учебной проблемы.
Результаты первичной диагностики показали следующее, что регулятивные УУД у 35% учащихся на низком уровне, так как ребенку вначале 1 класса самому трудно планировать свою деятельность и ставить задачи. У 66% учащихся познавательные УУД имеют средний уровень. 20% детей имеют высокий уровень сформированности познавательных УУД. Достаточно на хорошем уровне развиты коммуникативные УУД. Ученики умеют формулировать вопросы, сотрудничать в парной и групповой работе.
Опираясь на технологическую карту формирования УУД, учитель проводит диагностику каждого учащегося и заполняет индивидуальную карту сформированности УУД.
Полученные в результате диагностики данные доводятся до родителей. Если возникает необходимость, то данные результаты доводятся до сведения психолога, логопеда с целью привлечения их к работе с конкретным ребёнком.
Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года. Со 2 класса результаты учащихся оцениваются уже как «выше базового», «базовый уровень», «ниже базового».
·На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).
2 класс Диагностируемые УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Умение планировать последовательность учебных действий Умение оценивать учебные действия
Умение самостоятельно осуществлять контроль
Умение осуществлять анализ.
Умение осуществлять синтез.
Умение осуществлять сравнение.
Умение осуществлять классификацию.
Умение осуществлять обобщение.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение устанавливать аналогии
Умение формулировать точку зрения
Умение сознательно строить речевое высказывание
Умение задавать вопросы
Результаты мониторинга показали следующее, что регулятивные УУД, по сравнению с 1 классом, лишь у 24% ( 1класс -36%) учащихся на низком уровне. У 76% учащихся познавательные УУД имеют средний уровень. 32% детей имеют высокий уровень сформированности познавательных УУД. Коммуникативные УУД достаточно хорошо сформированы при формулировании своей точки зрения и построении высказывания, и находятся на среднем уровне у 73% учащихся.
Сформированность таких УУД как планирование, контроль, оценивание и рефлексия предлагается начинать отслеживать со 2 класса. Хотя в 1 классе в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание. Учащимся предлагается осуществить контроль результата своей работы.
3, 4 класс. Диагностируемые УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Те же, что во 2 классе, но и добавляем:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи
Умение сохранить учебную цель
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата
Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебные действия
Умение осознавать способы действий приведших к успеху или неуспеху
Те же, что во 2 классе, но и добавляем:
Умение строить простые рассуждения.
Умение подводить под понятие.
Умение давать определения понятиям.
Умение использовать знаково-символические средства.
Умение систематизировать и обобщать понятия.
Умение обобщать текстовую информацию.
Владение поисковыми и творческими способами решения проблем.
Умение оценить информацию
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Те же, что во 2 классе, но и дабавляем:
Умение аргументировать
Умение определить общую цель и пути ее достижения.
Умение ориентироваться на точку зрения других людей
Умение договариваться о распределении функций и ролей
Умение адекватно оценить поведение окружающих
Умение адекватно оценить собственное поведение
[ 2]
Обработка результатов выполняется в специальном файле Microsoft Exce.
Все индивидуальные результаты по всем УУД вносятся в общую таблицу.
Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный рост каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с предыдущими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, позволит увидеть, по каким умениям ученик успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей. На основе анализа результатов проводится оценка работы за прошедший год, и ставятся новые задачи работы с учащимися на следующий. Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» М. : Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.