Конференция о жизни и творчестве Шал акына — Великий сын степей
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
Е.ШАЙКИНА»
Г.СЕРГЕЕВКА РАЙОН ШАЛ АКЫНА СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Великий сын степей
Конференция о жизни
и творчестве Шал акына
Амренова А.Х.
учитель истории
Великий сын степей.
(читательская конференция о жизни и творчестве Шал акына).
Цель:
- расширение, углубление знаний учащихся о жизни и творчестве Шал акына.
- формирование личностного аспекта восприятия знаний о творчестве Шал акына.
Оформление: выставка книг.
Ход конференции:
Слово учителя.
Наша конференция посвящена нашему знаменитому земляку, чье имя носит наш район – Шал акын.
В 18 в. Главенствующее место в каз. поэзии стали занимать акыны. Они пришли на смену жырау. В сравнении с поэзией жырау произведения акынов выглядят намного проще. Но нельзя думать, что акыны вовсе отошли от традиции старой поэзии. Многие лучшие черты поэзии жырау были сохранены и обогащены.
В становлении и развитии акынской поэзии большую роль сыграло творчество акына Шала. Тлеуке Кулеке-уле, прозванный позже Шал акыном, родился неподалеку от современной станции Азат Кокчетавской области в 1748 году. Матерью Шала была дочь знаменитого би Толе из рода Уйсунь, которого в Старшем жузе почитали не меньше хана, а отцом был Кулеке, один из известных батыров, героев борьбы с чужеземцами. До сих пор в народе рассказывают о подвигах Кулеке и его родного брата – Тлеке.
Предания говорят, что Шал пришел к берегам Есиля уже юношей. Начиная с юношеских лет он всю свою жизнь провел на территории бывшего Сергеевского района СКО. По словам аксакалов, Шал похоронен напротив холма Аютас возле села Сергеевки, могила его затеряна среди старых могил на правом берегу Есиля.
Кулеке, отец Шала, имел четырех жен и оставил шесть сыновей. Их потомки в количестве около 80 семейств, проживают на территории бывших совхозов Теренсай (Ибраево) и Заря бывшего Сергеевского района СКО. Кулеке хотел видеть своего сына батыром, но из него получился акын, как и предсказывала его мать.
Впервые поэтическая слава пришла к нему в 15 лет и он вступил на дорогу искусства и в очень скором времени превратился в любимца народа. Без него не проходит ни один той, ни одно сборище. Всю. Свою жизнь провел в поездках по аулам, исполняя на народных праздниках, на великих сборищах древние сказания и этические пени или стихи, которые сочинял тут же, экспромтом, изумляя слушателей своим необыкновенным талантом.
Беззаботный акын вел богемный образ жизни и скоро промотал состояние, оставшееся от отца
Через самый крутой проходил перевал,
Если праздника шум я за ним различал,
Ханы, бии, батыры, безродные люди –
Перед всеми я песней своей гарцевал.
Но, испытывая тяготы бедности, акын не стал торговать своим даром, не поставил его на службу корыстным целям. Поэт глубоко презирал лесть, и льстецом богачей его ничто не могло сделать:
Все живое создавший творец,
Не заставь меня спину склонять
Перед смертным, таким же, как я.
Шал и не стремится к богатству, к обладанию стадами. Скот дорог для жадного накопителя, а акыну достаточно иметь что-нибудь для пропитания и двужильную домбру.
Пусть ты не бай, чьи табуны огромны,
Был бы обед – пусть даже очень скромный.
Поэтому Шал никогда не завидовал богачам, не склонял головы перед баями, ни к кому не подлаживался, ни перед кем ни сдерживал свой острый язык. Как-то в споре он сказал могущественному бию Кулену, приближенному хана Аблая.
Бий Кулен красноречив и в силе,
Будь ты перед богом честен, или
Если станешь, как и раньше взятки брать,
То вертеться век тебе в могиле.
Честь и достоинство поэта были для него превыше всего. В этом секрет широкого распространения его стихов, громкой посмертной славы.
Шал акын был для своего времени человеком образованным, владел грамотой. Потому что он говорит о том, что многие строки он сочинял на бумаге. Но рукописи его или совсем исчезли, или еще ждут своего открывателя. Считают, что часть своих произведений, особенно назидания, летописный эпос о казахских родах и генеалогии ханов, он записал на бумаге.
Большинство дошедших до нас произведений Шала – экспромты, импровизация. Если говорить об импровизаторском искусстве Шала, то его поистине можно считать образцом казахского акына. Кажется, что для Шала не состовляло различия говорить ли прозой или стихами. Стихи акын сочинял в любом месте безо всякого труда.
Но у него были темы, которым он уделял особое внимание, к которым он подходил со всей серьезностью. Это – жизнь человека, суть жизни, ее непостоянство и вечность, вопросы религии.
Уважение к старикам, цену родительской любви человек узнает только тогда, когда сам становится отцом. Об этом говорится в стихотворении, которое называется «Ата-ананыS KадіріS»
«Ата-ананыS KадіріS
Балалы болCанда білерсіS,
АCайынныS Kадірін
Жалалы болCанда білерсіS.
Д‰улетіSніS KадіріS
Мал кеткенде білерсіS,
МаSайдаCы дaспанды
Тaн жеткенде білерсіS».
Сопоставление различных периодов человеческой жизни является в тюркской поэзии, начиная с эпохи Хаджи Ахмеда-Яссауи, традиционной темой. Шал также написал на нее несколько песен. Характер этих стихов разнообразен. Эти стихи-размышления, обозревающие жизненный путь человека от дня рождения до смерти.
Шал акын в своем стихотворении «Ты не хвались, что пять пудов ты весишь» - говорит о том, что все познается в этом мире в сравнении, и что человек не должен быть лживым и злым.
«Ты не хвались, что пять пудов ты весишь.
На свете есть потяжелее вещи.
Не хвастай, что достиг большого чина,
Ведь выше – белоснежная вершина.
А за вершиной этою в покое
Превыше солнца – небо глубокое.
И, думая, что счастлив ты навеки,
Что не страшны измены и наветы,
Не вздумай же в погоне за наживой
Таскать ты зло в мир
Бессердечный, лживый»
Что же есть красота? И на этот вопрос мы находим ответ в его стихотворении «Одежда, честный меч – жигита красота».
«Одежда, честный меч - джигита красота,
Отважный в битве муж – народа красота,
Вещь хороша, когда у ней есть назначенье,
Пух белых лебедей в озерах – красота.
Лес и весенний луг с цветами – красота.
И горы на земле, родной нам, - красота,
Когда меж близкими людьми раздора нет
То это и для всех соседей – красота.
Ученый и мудрец для рода – красота,
Он для своей земли, для мира – красота,
Коль будешь слушать ты, что говорит Аллах,
Откроется тебе всей правды Красота».
«Екі арыстан жабылса д‰_ді ™лтірер
Ажал жетсе а_р_сыз са_ды ™лтірер
Jаныпезер бaзаKы жігіт болса
Тыныш жатKанеліне да_ келтірер
Дос болма майда тілді к_лгенменеS
БимаCына сырты жылтырап жaргенменеS
€ркім де ™з дегеніS істеп жатыр
Итке айып салама aргенменеS»
Шал – правоверный мусульманин. «Нет бога, кроме аллаха, - вот основа вашей веры, - говорит он. В Коране все правильно, истинно, мощи и силе аллаха нет предела. Все в руках аллаха. Люди лишь подданные его. Счастье и несчастье, богатство и бедность людей, их жизнь и смерть – все в руках аллаха. Но, тем не менее, мораль Шала – это не религиозная мораль, это гуманистическая мораль. Акын говорит, что человек не должен безропотно принимать все, что пошлет бог.»
15