Программа воспитательной работы Планета друзей
Программа
воспитательной работы
«Планета друзей»
Разработанная на базе образовательного учреждения программа «Планета друзей» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы в классе «Планета друзей» основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.
Программа рассчитана на три года обучения в начальной школе.*
*продолжительность действия программы зависит от особенностей класса
Цель программы – создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Задачи:
формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенность программы: ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка.
Программа структурирована по шести блокам:
«Страна знаний»;
«Страна здоровья»;
«Вместе весело шагать»;
«Островок творчества»;
«Городок дружбы»;
«Моя страна».
Воспитательная работа в рамках программы включает:
проектную и исследовательскую деятельность;
организацию экскурсий;
походы;
праздники, викторины, конкурсы;
кружки и секции.
В классе организована работа следующих малых рабочих групп:
1-я группа «Малая планета знаний»: помощь отстающим, выпуск познавательных газет, работа в клубе «Почемучек».
2-я группа «Малая планета здоровья»: посещение ребят, которые болеют; выпуск информационной газеты «В здоровом теле – здоровый дух».
3-я группа «Малая планета затейников»: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов.
4-я группа «Малая планета порядка»: организация дежурства в классе, в столовой, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства.
5-я группа «Малая планета охраны природы»: забота о растениях в классе; забота о зимующих птицах (изготовление скворечников); выпуск познавательных газет.
Принципы реализации программы:
воспитание – это жизнь рядом и вместе;
человеку нужно быть нужным;
умей выслушать и услышать каждого;
в воспитании мелочей не бывает;
творящие дети дурного поступка «не вытворят»;
сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;
умей всё видеть, но кое-что не замечать; всё слушать, но кое-что не слышать;
уважай незнание ребёнка.
Критерии успешного завершения воспитательной работы по программе «Планета друзей»:
- имеется достаточная информация о каждом ребёнке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные мероприятия с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы;
- обучающиеся самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение;
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Характеристики блоков программы «Планета друзей»
Девиз
Цели
Задачи
Формы реализации
Блок «Страна знаний»
«Ученье свет, а неученье – тьма»
Развитие познавательной активности обучающихся
Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры («Кенгуру»); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; клуб «Почемучки» (информационные газеты); смотры знаний
Блок «Страна здоровья»
«В здоровом теле – здоровый дух»
Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни
Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения
Организация горячего питания; посещение спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме «Здоровый образ жизни»; цикл бесед, диспутов»; спортивные соревнования («Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья»); ролевые игры
Блок «Вместе весело шагать»
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей»
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому;анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий
Блок «Островок творчества»
«Дело мастера боится»
Развитие творческой активности
Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся
Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, республиканские и т.д.); уроки творчества; выставки работ; кружок «Играем круглый год»; творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность
Блок «Городок дружбы»
«Один за всех и все за одного»
Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления
Развитие у обучающихся чувств собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам; развитие ученического самоуправления
Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса
Блок «Моя страна»
«Мы родились в России»
Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры
Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания
Уроки мужества; диспуты; социальная акция «Милосердие»; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам республики
План реализации программы «Планета друзей»
Блоки программы
«Страна знаний»
«Страна здоровья»
«Вместе весело шагать»
«Островок творчества»
«Городок дружбы»
«Моя страна»
I четверть
Работа клуба «Почемучки».
Классный конкурс «Самый умный».
Подготовка к научно-практической конференции «Первые шаги».
Занятие «Здоровое питание».
Поход в осенний лес.
Спортивное соревнование «Весёлые старты».
День открытых дверей.
Посещение учащихся на дому.
Игра «Безопасное колесо».
Праздник Осени.
Театральная постановка по проекту «Детское Сказочное Творчество».
Творческая мастерская «Осенние сувениры».
Выбор актива класса.
Праздник «День именинника».
Ролевая игра «Я в гостях».
Организация поздравления учителей с Днём учителя.
Занятие «Символы России» (из истории).
Поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека.
II четверть
Работа клуба «Почемучки».
Посещение школьного музея.
Подготовка к олимпиадам по русскому языку, математике.
Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни».
Соревнование «Мама, папа и я – спортивная семья».
Занятие «Здоровое питание».
День открытых дверей.
Утренник «День матери».
Занятие-игра «Правила дорожного движения».
Посещение учащихся на дому.
Утренник «Новогодний карнавал».
Театральная постановка по проекту «Детское Сказочное Творчество».
Творческая мастерская «Мастерская Деда Мороза».
Изготовление сувениров ко дню Именинников.
Занятие «Что делать, если тебя не понимают».
Ролевая игра «У нас перемена».
Конкурс сочинений «Мой друг (подруга)».
Праздник «День именинника».
Проект «По страницам Красной книги села Торы».
Поздравление ветеранов педагогического труда с Новым годом.
III четверть
Работа клуба «Почемучки».
Игра «Знаешь ли ты свой край».
Участие в школьных турах предметных олимпиад».
Утренник «В гостях у Мойдодыра».
Занятие «Здоровое питание».
Проведение игр на свежем воздухе «Зимние забавы».
Классный турнир по пионерболу.
День открытых дверей.
Посещение учащихся на дому.
Занятие «Это должен знать каждый».
Мероприятие, посвящённое 23 Февраля.
Утренник «Вот какая мама!».
Театральная постановка по проекту «Детское Сказочное Творчество».
Творческая мастерская «Сувениры».
Фотоконкурс «Моё забавное животное».
Ролевая игра «Вежливые слова».
Конкурс «А ну-ка, мальчики!».
Проектная групповая деятельность «Зимние забавы».
Конкурс «А ну-ка, девочки».
Праздник «День именинника».
Акция «Помоги птицам зимой».
Проведение акции «Ладошки Добра».
IY четверть
Работа клуба «Почемучки».
Посещение школьного музея.
Участие в школьных турах предметных олимпиад.
Проведение классного тура по краеведению.
Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни».
Спортивное соревнование «Весёлые старты».
Поход «Вперёд! Весна зовёт».
Турнир по пионерболу.
День открытых дверей.
Посещение учащихся на дому.
Занятие-игра «Правила дорожного движения».
Мероприятие «День здоровья».
Фотоконкурс «Улыбка Весны».
Театральная постановка по проекту «Детское Сказочное Творчество».
Творческая мастерская «Юный художник».
Выпуск газеты к 1апреля.
Праздник «День именинника».
Ролевая игра «Добрые дела, поступки».
Праздник «День юмора».
Викторина «Моя Россия».
Акция «Сувениры ветеранам».
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с «Днём Победы».
Тематика классных часов
№
Тема
Цель
Дата
1
День Знаний с дядей Стёпой.
Показать школу как удивительную страну знаний.
Сентябрь
2
Славная Осень.
Поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира, а также учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Сентябрь
3
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Систематизация и обогащение знаний учащихся об овощах и фруктах, их разнообразии и значении для человека.
Сентябрь
4
По дорогам сказок.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать смекалку, память, интерес к чтению; воспитывать доброе отношение к народному творчеству и окружающим людям.
Сентябрь
5
Дом – это уют.
Воспитание любви к своему дому; формирование внимательного и заботливого отношения ко всем членам семьи.
Октябрь
6
День пожилого человека.
Воспитывать у обучающихся уважение к старшему поколению.
Октябрь
7
Всё живое надо беречь.
Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления; овладевать методами научного познания окружающей среды, её преобразования; обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней.
Октябрь
8
Как стать счастливым.
Расширить кругозор учащихся; развивать познавательные способности учащихся; формировать нравственные ценности у младших школьников.
Октябрь
9
Итоговый классный час за I четверть.
Анализ работы за четверть.
Ноябрь
10
Один дома.
Познакомить с правилами личной безопасности.
Ноябрь
11
Первая помощь.
В игровой форме показать, как оказать первую доврачебную помощь.
Ноябрь
12
Питайся правильно.
Воспитывать у обучающихся бережное отношение к здоровью; показать разнообразие полезной пищи.
Ноябрь
13
Курение – враг здоровья.
Раскрыть основные факторы вреда курения здоровью; показать значимость здорового образа жизни.
Декабрь
14
Что такое наркотики и наркомания.
Уберечь ребёнка от наркотиков; научить как не стать рабом ужасной привычки.
Декабрь
15
Вместе весело шагать (ПДД)
Формировать внимательное и бережное отношение к своему здоровью; дополнить представления детей о значении соблюдения правил дорожного движения.
Декабрь
16
Итоговый классный час за II четверть.
Анализ работы за четверть.
Декабрь
17
Наши маленькие друзья.
Познакомить с жизнью птиц, прививать любовь к маленьким жителям планеты, развивать любознательность.
Январь
18
Грипп и его профилактика.
Познакомить с профилактикой гриппа.
Январь
19
Доброта приносит людям радость.
Формирование толерантных отношений между людьми; воспитание стремления оказывать помощь и быть готовым её принимать; желания становиться лучше, самосовершенствоваться; содействие творческому развитию каждого ученика.
Февраль
20
Знакомьтесь: профессия – врач!
Познакомить с профессией врача: определить способности, необходимые для данной профессии; формировать стремление к здоровому образу жизни; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.
Февраль
21
Сагаалган.
Познакомить с традицией праздника; воспитывать уважение к традициям и обычаям предков.
Февраль
22
День защитника Отечества.
Познакомить учащихся с традициями праздника, показать его значимость, воспитывать уважение, любовь и гордость за свою страну.
Февраль
23
О спорт! Ты – здоровье.
Формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом.
Февраль
24
Тепло домашнего очага.
Показать маму как добрую волшебницу семьи.
Март
25
Академия вежливых наук.
Я – пешеход.
Расширить общий кругозор детей; раскрыть секреты «волшебных» слов.
Март
26
Итоговый классный час за III четверть.
Анализ работы за четверть.
Март
27
Почему воду нужно беречь?
Дополнить представления детей о роли воды для человека; раскрыть основные факторы её загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
Апрель
28
Пешеходная азбука.
Актуализация опыта школьников.
Апрель
29
Светофорик.
Повторить правила дорожного движения; вспомнить значение сигналов светофора; развивать внимание и творчество.
Апрель
30
Планета друзей. Мы помним всё.
Способствовать формированию нравственной культуры учащихся; воспитывать уважительное отношение к людям, терпимость к себе и другим; определить принцип жизнедеятельности классного коллектива и коллектива вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в коллективе.
Апрель
31
Весна – чудесная пора.
Уточнить и расширить знания об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть её красоту и беззащитность, относиться к ней бережно.
Май
32
Победный май.
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, за свой народ.
Май
33
Огонёк всегда такой: и хороший, и плохой.
Показать роль огня в жизни человека; формировать представление о правилах безопасного поведения во время пожара, об опасностях, которые подстерегают человека; воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.
Май
34
Страницы учебного года.
Итоги за 2014 – 2015 учебный год.
Май
Здоровье наших детей
(система занятий для учащихся и родителей)
Цель: научить учащегося осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.
Темы занятий
Для учащихся
Для родителей
Сентябрь
Ты – третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье?
Сентябрь
Как помочь ребёнку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз.
Октябрь
Как воздух влияет на здоровье.
Октябрь
Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?
Ноябрь
Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?
Ноябрь
Экология жилища. Здоровье и наша квартира.
Декабрь
Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте. Чистота и здоровье.
Декабрь
Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети.
Январь
Домашний и школьный зелёный уголок.
Январь
Цветы в нашем доме.
Февраль
Домашний зоопарк.
Февраль
Животные дома и их влияние на настроение, воспитание ребёнка.
Март
Почему нельзя пить воду сразу из-под крана.
Март
Экологические проблемы воды в городе (на селе). Обеззараживание воды.
Апрель
Здоровье и цветущие растения.
Апрель
Аллергия и цветущие растения. Как себя вести.
Май
Сохраним природу – сохраним здоровье.
Май
Охрана природы – залог здоровья.
15