Конспект занятия по самопознанию В мире доброты


«Доброта – это солнце,
которое согревает сердце человека».
М.Пришвин
Тема: В мире доброты
Цель занятия: обобщать знания о нравственных качествах: милосердии, чуткости, отзывчивости, заботе; развивать стремление и совершать добрые поступки; воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим людям.
Задачи:
1.Обучать дошкольников выражать добрые чувства добрыми словами.
2.Развивать стремление проявлять доброту в делах и поступках.
3.Воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.
Методы: беседа, ролевая игра, рассказ, объяснение.
Ресурсы: хрестоматия, корзинка с зерном, цветочный горшок.
Круг радости
- Добрый день, дорогие мои детки! Я очень рада видеть вас! Давайте встанем скорее в «круг радости». А позвал нас сегодня в «Круг радости» волшебный колокольчик. Наш колокольчик звенит звонко, чисто, когда слышит хорошие, добрые слова. Давайте, ребята, поприветствуем друг друга самыми теплыми и ласковыми словами.
Доброе слово скажешь одно -
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты,
Тоже посеешь зерно доброты.
Зерна такие, помни и знай,
Самый богатый дают урожай!
Воспитатель предлагает детям взять из корзинки (мешочка, коробочки) по одному зернышку, сказать доброе, хорошее, ласковое слово своему другу и положить зерно в цветочный горшочек, сопровождая действия словами о том, что хорошие, добрые поступки и слова всегда умножаются.
Минутка тишины
- Волшебный колокольчик приглашает нас в сказочную страну.
«Один, два, три, представьте себе, что вы попали в сказочную страну. Вас окружают разноцветные, красивые звездочки: голубые, белые, желтые и синие, зеленые и розовые. Каждая звездочка- это хорошее, доброе слово. Каждая звездочка переливается волшебным светом. Вот сверкает и переливается звездочка «здравствуйте», а вот лучится «благодарю тебя», а вот «умницы мои». Это волшебные слова. Чувствуете, как приятно слушать эти слова: «добрый день», «спасибо», «пожалуйста»? Чувствуете, как хочется улыбнуться в ответ? Чувствуете, как хочется сказать себе и всем вокруг добрые слова? Добрые слова - это звездочки наполненные волшебным светом. Запомните эту красоту. А теперь возвращаемся. Раз, два, три - открыли глазки.
- Понравилось вам путешествие?
- А как вы думаете, могут ли слова быть добрыми?
- Какие слова мы называем добрыми? Назовите?
-Что вы чувствуете, когда слышите добрые слова?
- Что хочется сказать или сделать в ответ?
- Когда мы произносим, друг другу хорошие, красивые и добрые слова, то непременно слышим в ответ такие же теплые и нежные.
28575007675880Почитаем2857500767588028575007675880
2857500767588028575007675880«Рассказ про Маленькую девочку» (чтение с остановкой) Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и стала смотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...
- Как вы думаете, кого она там увидела?
«Нет, - решила Маленькая девочка, - одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.
Но - странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель - чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ—
«Нет. - решила Маленькая девочка, - папе такой обед вряд ли понравится!»
И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.
Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».
И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, - подумала девочка, - я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»
И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя как взрослая».
Ребята! Почему бабушка назвала поступок девочки взрослым?
Вы совершали хорошие, добрые поступки? Как вы думаете, нужно ждать благодарности за добрый поступок?
(Рассуждения детей).
Чтение стихотворений:
1 ребенок:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
2 ребенок:
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
3 ребенок:
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь.
Тоже к доброму чему-нибудь.
4 ребенок:
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
5 ребенок:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«Добрый вечер»,
«Доброй ночи говорим».
6 ребенок:
Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте скорее добры.
Разминка
Разминка сопровождается движениями.
Встанем в круг. Игра «Передай другому радость». По цепочке передаем быстро и осторожно:
- улыбку
- ласковое прикосновение
- пожатие руки
- воздушный поцелуй
- доброе слово
Встань, как только солнце встанет, И тихонечко в окошко
Солнца луч к тебе заглянет,
Ты подставь скорей ладошку, Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: « С добрым утром!»
А потом, с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И тогда веселым, добрым
День твой должен получиться!
Поиграем
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его:
- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.
Игра «Цветок доброты»
- У меня в руках цветок. Этот нежный цветок расцветает только благодаря добрым и красивым словам. Дети передают цветок по кругу со словами:
Сердце я тебе открою,
Счастьем поделюсь с тобою,
Все сердечные слова
Говорю я для тебя.
Расцвел цветок от теплых слов!
Обобщаем
Действительно, от добрых поступков тебе самому всегда хорошо. Даже если мы посеем крошечное зерно добра, оно прорастет удивительным цветком, который принесет радость не только нам, но и окружающим. Дарите доброту! Несите в миррадость и любовь!
Каким бывает сердце человека?
- Какое сердце у вас?(Рассуждения детей).
-Плохо, когда сердце человека - равнодушное, холодное,злое, скупое. Прекрасно, когда сердце - любящее, горячее, щедрое, светлое.
Не забывайте дарить добро
Соседям, родственникам, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернется к вам по кругу!
Еще лучше и счастливей будут жить на земле все люди, если у них будут добрые, отзывчивые, чуткие и заботливые сердца.
Творческая деятельность
- выполняют задание в альбоме
-дарят друг другу сердечки
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям взяться за руки, сказав хором:
Радость подарить спешите с самого утра,
И сердце сразу отзовется на добрые дела.
- А сейчас споем песенку и скажем «спасибо» всем близким и родным, всем знакомым и незнакомым. (Песня «Если добрый ты»)