Как помочь ребёнку научиться решать простые арифметические текстовые задачи
Как помочь ребёнку научиться решать простые арифметические текстовые задачи?
Арифметические текстовые задачи развивают логическое мышление ребёнка, поэтому в начальной школе важно, чтобы ученик приобрёл умение решать данные задачи самостоятельно.
Очень часто школьник не понимает условие задачи, поэтому и не может её решить. Для того чтобы убедиться, что ваш ребёнок понял условие задачи, используйте следующие приёмы:
• попросите ребёнка несколько раз прочитать задачу и представить, о чём в ней говорится;
• спросите, что означает каждое число в задаче;
• попросите изобразить задачу графически, с помощью чертежа, сделать краткую запись задачи;
Помощником в работе над задачей является памятка, раскрывающая алгоритм решения задачи. Она включает в себя следующие задания:
1. Читаю задачу...
2. Известно...
3. Надо узнать...
4. Объясняю...
5. Решаю...
6. Ответ...
7. Проверяю...
Пример решения задачи с использованием памятки
left0001. Поезд состоял из 12 вагонов. На стоянке несколько вагонов отцепили, и осталось 10 вагонов. Сколько вагонов отцепили?
2. Известно, что было 12 вагонов, несколько отцепили, 10 осталось.
3. Надо узнать, сколько вагонов отцепили.
Было — 12 в.
Отцепили — ? Осталось — 10 в.
4. Объясняю: отцепили 12 вагонов без 10, которые остались.
5. Решаю: 12 - 10 = 2 (в.)
6. Ответ: 2 вагона отцепили.
7. Проверяю: 10 + 2 = 12 (в.)
Для закрепления умения решать простые задачи просите ребёнка составлять задачи по готовому решению, по краткой записи, по рисунку.
Как правильно делать замечания ребёнку?
Замечания бывают разные. Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» Такое замечание ничему не научит ребёнка, а лишь отдалит его от вас. Замечания-приказы развивают в ребёнке боязливость, чувство неуверенности в своих силах. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом. А ведь можно сказать и по-другому: «Я устала, наведи, пожалуйста, порядок в комнате сам». Такая фраза будет расценена ребёнком не как приказ, а как просьба близкого человека.
Дети, как и взрослые, очень болезненно относятся к критике. Грубое резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе, разрушить доверительные отношения. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям. Забота о своих близких не должна превращаться в повинность, обязанность.
Заместитель директора по УВР Корниенко Л.А.
01.03.2017 г.