Конспект урока Внешняя политика Николая II Русско-японская война


Эпиграф:
«Чтобы удержать революцию,
нам нужна маленькая
победоносная война….»
(В. Плеве)
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок - урок изучение нового материала. Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом занятии. (Опрос домашнего задания по предыдущей теме «Общественно-политическая жизнь России и образование политических партий в начале XX века».)
.
Предлагаю некоторым учащимся выполнить следующие тестовые задания:
1. Тестовые задания:
1. Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа):а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;б) низкая продолжительность рабочего дня;в) продуманная система социальных льгот и гарантий;г) отсутствие элементарных гражданских прав;д) «драконовская» система штрафов.
2. Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:а) крестьяне; б) эмигранты из стран Востока; в) интеллигенция.
3.  Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:а) отсутствие рабочего законодательства;б) высокая концентрация рабочей силы;в) слабая техническая оснащенность предприятий;г) массовое недовольство рабочих.
4. Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла:а) 8 часов; б) 10 часов; в) 11,5 часа.
5. Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на:а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников;б) низкую производительность труда;в) сложную международную обстановку.
6. Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали:а) крестьяне; б) представители буржуазии; в) помещики.
7. Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что:а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было;б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян.
(ответы к заданиям : 1 - б,г,д ; 2 - а ; 3- а-г; б-в; 4 - 11,5 ; 5- а ; 6 - б; 7 - а ;)
Учитель: Пока ребята выполняют тестовые задания, давайте и мы вспомним ранее изученный материал.
(Идет фронтальный опрос остальных учащихся)
II. Вопросы :Каковы были личные качества и политические взгляды Николая II.?
Чем различаются политические программы С.Ю.Витте и В.К.Плеве?
Что такое «Зубатовский социализм »?
В чем причины роста недовольства в обществе политикой Николая II?
(Оценивание учащихся…..)
2.Изучение нового материала
Учитель: Итак, ребята, приступим к изучению нового материала. Тема нашего урока: « Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг» .(СЛАЙД 1) Представьте, что каждый из вас, политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или не применять. Как бы вы на него ответили? Давайте покажем свое решение. Карточку можно поднимать один раз
а) Применил бы в любом случае; (цвет - красный.)
б) Не применил бы ни при каких обстоятельствах; (цвет - зеленый.)
в) Применил бы, если бы были веские причины к этому. (цвет - синий)
(Учитель и ученик подсчитывают ответы по цветам карт и учитель подводит итоги ….один политик – применил бы военные действия, 20 чел - …..)
Учитель: Из этого мы делаем следующий вывод, что, принимая решение, человек должен осознавать последствия, к которым они могут привести, должен нести ответственность за свои поступки).Учитель:
Сегодня мы обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас научило. Это событие — Русско-японская война 1904-1905 годов. Мы узнаем, как вели люди себя в тех обстоятельствах, какие они принимали решения? и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории Российской империи, как они влияют на нас с вами сегодня.
Главная наша цель - проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков, которые пригодятся нам в нашей жизни. (СЛАЙД 2)
Изучение нового материала мы будем проводить в форме развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников, работой с картой. Вы обратили внимание на то, что вы сегодня необычно сидите. Класс разбит на 4 группы, каждая из которых будет заниматься изучением определенного вопроса по теме урока. План изучения нового материала .
(СЛАЙД 3):
Комментарии учителя к выполнению заданий:
Каждой группе необходимо найти ответы на поставленные вопросы, используя материалы учебника, карты атласа, дополнительную литературу. Вам необходимо будет выбрать представителей от каждой группы, которые будут давать ответы на поставленные вопросы. Что и будет являться объяснением нового материала урока. На выполнение этого задания всем группам дается 7 мин.
Учитель: начинаем работу в группах.
(Пока учащиеся работают, учитель проверяет тестовые проверочные задания)
1 стол (1 группа) – Раздел в учебнике№1 будут работать над вопросом –
- Основные направления внешней политики России в начале XX века; *(сделать запись в тетрадях)
- Гаагская международная конференция и ее итоги.
(сделать этикетки для 4 столов по вопросам) !!!!!!!
2 стол (2 группа) – Дальневосточная политика: Раздел в учебнике №2
- «большая азиатская программа» (в чем заключается основной вопрос?) –
- каковы основные шаги дальневосточной политики?
3 стол (3 группа) – Раздел в учебнике №3.4,5 Русско-японская война 1904-1905 гг.:
- основные события начала войны
- Анализ эпизода из книги А.Степанова "Порт -Артур"
- Падение Порт-Артура. Хронология событий (февраль1904- декабрь 1904гг)
- Знакомство с фрагментом "Энциклопедия для детей" Аванта +,т. 3 о сдаче Порт - Артура
4 стол (4 группа) – Раздел в учебнике №6 – Окончание и итоги русско-японской войны 1904-1905 гг.
- причины поражения России в войне; *(сделать запись в тетрадях)
- условия Портсмутского мирного договора;
- итоги войны;
- значение войны; (последний абзац п.)
- отклик итогов русско-японской войны1904-1905 гг. в современной истории России.
(работа со статьей «Территориальные претензии Японии к России, 2015 год»
(Пока учащиеся работают, учитель проверил тесты и озвучив результаты вернул их с оценками ученикам)
Учитель: (до выступления 1 группы) Россия на рубеже веков переживала сложный процесс модернизации, т.е. перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. От успеха модернизации зависело сохранение независимости и целостности Российского государства. Модернизация, как мы видели на предыдущем уроке, породила острые общественные проблемы, которые разрешались с огромными трудностями.
Зададимся вопросом, какой в условиях такого протекания модернизации должна была быть внешняя политика России?
(СЛОВО 1 ГРУППЕ) – Каковы Основные направления внешней политики России в начале XX века;
Кто даст ответ?
У. 1:… Основные направления внешней политики России в начале XX века (Внешняя политика Николая II ставила 2 задачи: с одной стороны – не допустить новых военных конфликтов в Европе, и с другой – расширить сферу влияния на Дальнем Востоке) (СЛАЙД 4)
Учитель: (переход к Гаагской конференции) Как решалась первая задача внешней политики России?
У.2 -Гаагская конференция и ее итоги (В июне 1999 года в Гааге была созвана конференция, на которой участники решили: не использовать удушливые газы, не применять снаряды начиненные газом. не использовать разрывные пули.) (СЛАЙД 5)_
РАБОТА С ДАТОЙ: 1899г. - Гаагская конференция
(ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИМ,,,,,,,,,,)
Учитель: Мы видим, что на рубеже веков внешняя политика Российской империи имела два основных направления: европейское и дальневосточное. (Первое ставило своей целью не допустить войны, что, безусловно, нарушило бы процесс модернизации; целью второго являлось расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке.)
Учитель: А в чем заключалась Дальневосточная политика России?
(СЛОВО 2 ГРУППЕ) – Дальневосточная политика России?
У.1: - «большая азиатская программа» (в чем заключается основной вопрос?) - – Мир и спокойствие в Европе нужны были для успешного выполнения «большой азиатской программы»: Усиление господства России в Восточной Азии); (СЛАЙД 6)
У.2: - каковы основные шаги дальневосточной политики? - ( 1) - договор об оборонительном союзе России и Китая; 2) строительство КВЖД)
РАБОТА С ПОНЯТИЕМ – КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога (ученику выйти и сделать запись на доске) Далее вопрос…
Учитель: С какой целью велось строительство КВЖД? (чтобы соединить Забайкалье с Владивостоком) (показ на карте по слайду)
- 3) аренда Ляодунского полуострова и строительство военной базы Порт-Артур; (ученику выйти к доске и показать на карте Ляодунский полуостров и Порт-Артур)
(ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИМ,,,,,,,,,,)
Учитель: Усиление позиций России на Дальнем Востоке не устраивало Англию, США и Японию. Япония стала готовиться к войне с Россией. Россия ответила тем же, но Япония подготовилась раньше и лучше.
Учитель:
Для осуществления войны - Существовали внешние и внутренние причины войны.
Учитель: Как вы думаете, каковы были внешние причины??????
Основная внешняя причина - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке . Быстро развивающаяся Япония была заинтересована в расширении своего экономического пространства, новых рынков сбыта. Японские милитаристы выдвинули программу создания «Великой Японии», в которую, кроме территории многих азиатских стран, должны были войти также российские территории: Приморье, Забайкалье, Сахалин, Камчатка.
Но были и внутренние причины.-
Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока, слова министра внутренних дел В, Плеве «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война……» Как вы понимаете эти слова????? - в России назревала революция
Война была неизбежна ….слово 3 группе.
(СЛОВО 3 ГРУППЕ) - Русско-японская война 1904-1905 гг.:
У.1: - начало русско-японской войны (27 января 1904г. – японская эскадра атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, одновременно произошло нападение на «Варяг» и «Кореец») (СЛАЙД 7-8)
Учитель: 27 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец». Командование кораблей приняли решение – пробиться в Порт-Артур, но приняв неравный бой канонерская лодка «Кореец» была потоплена, а крейсер «Варяг» получил множественные повреждения. Чтобы корабль не попал в руки к японцам, командир корабля Руднев и экипаж приняли решение затопить его.
Подвиг моряков отражены в исторических романах «Порт-Артур» и «Цусима» (внимание на книги)
У.2: - (дать задание заранее) Анализ эпизода из книги А.Степанова "Порт -Артур"
"Между тем "Варяг медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной "Варяг", которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью: Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез:"Учитель: Впоследствии о подвиге "Варяга" была написана песня. В честь погибшего боевого корабля один из крейсеров военно-морского флота России обязательно носит гордое имя "Варяг". (звучит песня…..)
Учитель: 24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О.Макаров. (СЛАЙД 9) Под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб (СЛАЙД 10) . Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Активные боевые действия на море были прекращены. Это сказалось на результатах военных операций на суше.
- У.3 – РАССКАЗЫВАЕТ ПО СВОИМ ЗАПИСЯМ О СУХОПУТНЫХ ДЕЙСТВИЯХ???????? И ДЕЛАЕТ ЦЕПОЧКУ
У.3: - Падение Порт-Артура. Хронология событий (февраль 1904 – Япония вторглась в Манчжурию; август 1904 – японцы атаковали Порт – Артур, сражение под Ляояном; отступление к Мукдену; декабрь 1904 – сдача Порт-Артура японцам) (СЛАЙД 11)
У.4: - Знакомство с фрагментом "Энциклопедия для детей" Аванта +,т. 3 о сдаче Порт - Артура
Фрагмент "Энциклопедия для детей АВАНТА+, т.3" - .(читается на показе СЛАЙД 18)
":Русское общество было потрясено вестью о падении Порт-Артура. Его героическая оборона приковала к себе внимание всего мира . Защитники крепости мужественно отражали все атаки. Только с августа по ноябрь они отбили четыре общих штурма; при этом японцы понесли большие потери. Душой обороны крепости был талантливый военачальник генерал Роман Кондратенко. Он понимал, что, пока держится Порт-Артур и сохранён флот, Россия может рассчитывать на победу в войне, поэтому делал всё возможное, чтобы отстоять крепость. 2 декабря Кондратенко погиб. Вскоре после этого начальник Квантунского укреплённого района Стессель, невзирая на протесты многих офицеров и недовольство солдат, подписали акт о капитуляции, хотя возможности обороны не были исчерпаны.
157 дней держалась крепость. Она отвлекала огромные силы противника, не давая ему возможности продолжить наступление в Маньчжурии. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Немалые потери понес при осаде и неприятельский флот. Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив начало первой русской революции
Учитель: - Как вы думаете, каковы причины поражения Порт-Артура? (СЛАЙД 12)
1. Порт – Артур был плохо оборудован как база флота ( тесная гавань для стоянки кораблей, один узкий и мелкий выход в открытое море);
2. Внешний рейд открыт и опасен для стоянки кораблей;
3. Недостаточно защищен с суши и с моря;
4. По факту не был крепостью.
Учитель: После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении войны и отправил 2-йю Тихоокеанскую эскадру (сформированная из кораблей Балтийского флота) под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.  (октябрь 1904г) (СЛАЙД 13)
Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима. (СЛАЙД 14)
К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.
(ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИМ,,,,,,,,,,)
(СЛОВО 4 ГРУППЕ) – Окончание и итоги Русско-японской войны 1904-1905 гг.
У.1: - причины поражения России в войне; *(сделать запись в тетрадях):
Причины поражения России в русско - японской войне: (СЛАЙД 15) запись в тетрадь
-Экономическая и военно-техническая отсталость России.
-Бездарность командования.
-Помощь Японии со стороны Англии и США.
-Нестабильность в стране в связи с революцией.
- (Добавляет учитель) - Страна вступила в войну плохо подготовленной (СЛАЙД 16)
У.2: - условия Портсмутского мирного договора; (СЛАЙД 17)
(23 августа 1905 г. в морском городке Портсмут (США) подписан договор, по которому:- Россия передала в аренду часть Ляодунского полуострова и южную половину о.Сахалин
- часть островов Курильской гряды (спор идет до сих пор)
- японские рыбаки получили право рыбной ловли вдоль русских берегов;
- Россия признала Корею японской сферой влияния
Учитель: Российскую делегацию на мирных переговорах в городке Портсмут (США) возглавлял С.Ю.Витте.
У.3: - итоги войны (СЛАЙД 18)
- заключение мирного договора (Портсмут, США, август 1905 года) закрепил раскол Европы на два противостоящих блока – Тройственный союз и Антанта.
- зафиксировано поражение России в войне:
- удар по международному престижу России;
- уступлено Японии Порт-Артур и Южный Сахалин;
- гибель российского Тихоокеанского флота;
- приближено начало революции 1905-1907 гг.
Учитель добавляет …..
Учитель - Россия затратила на войну 3 млд. рублей, убито, ранено, захвачено в плен - около 400 тыс. человек
У.4: Значение войны (Влияние Русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию в стране. (УЧЕБНИК последний абзац) (Русско-японская война не только продемонстрировала несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.)
У.5: дается статья «Япония: Курильские острова» после прочтения которой делает вывод
- Отклик итогов русско-японской войны1904-1905 гг. в современной истории России.
-Территориальные претензии Японии к России в 2015 году.
(Статья. Япония: Курильские острова)Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартына Петровича Шпанберга нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».
Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.
Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.
Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.
Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.
Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.
На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны. Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.
Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».
Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ответ одного ученика: Ознакомившись со статьей, сделаю вывод, что итоги Русско-японской войны имеют отклик в современной истории России - До сих пор, Япония предъявляет претензии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи.
(ОЦЕНКА ВЫСТУПАЮЩИМ,,,,,,,,,,)
Учитель: Сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Предлагаю некоторым учащимся выполнить тестовые задания, а остальные ответят на вопросы. (по два учащихся за каждым столом выполняют тестовые задания, остальные устно отвечают на вопросы.)
Закрепление
1 вариант закрепления:
Индивидуальный тест:
Тест №2: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
а)1903-1905гг;
б) 1904-1905 гг;
в) 1905-1906 гг;
г) 1906-1907 гг.
2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
а) гибель крейсера "Варяг";
б) оборона Порт-Артура;
в) Цусимская битва;
г) Брусиловский прорыв;
д) Портсмутский мир.
3. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
а) сражение под Ляояном;
б) падение Порт- Артура;
в) Цусимская битва;
г) сражение под Мукденом.
4. Портсмутский мирный договор предусматривал:
а) возмещение Россией материальных потерь Японии;
б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;
в) Передачу Японии Южного Сахалина.
(1 –б; 2- г; 3-а,б,г,в; 4- в.)
Пока учащиеся (4 человека) выполняют тест №2, остальные отвечают на вопросы учителя:
2 вариант закрепления:
Устный опрос учащихся:
Как вы думаете, какой характер могла иметь эта война? (Характер войны - захватнический с обеих сторон.)
Дайте характеристику основных направлений российской внешней политики на рубеже веков.
Укажите причины войны.
Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне?
Выводы по проблеме
Учитель: Ребята, как вы считаете, справились ли мы с целями сегодняшнего урока? какие выводы мы можем сделать?
( Любая война безнравственна, противоречит здравому смыслу человечества. Приводит к большим человеческим жертвам.)Выводы учеников:
1. Мы ответственны за свои поступки и их последствия.
2. Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.
3. Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решение других и не дать свершиться плохому.
Учитель: Как я поняла из опроса, если бы вы были политиками, то ни при каких условиях, большинство из вас не применили бы силу против какого-либо государства.
В наши дни часть российских территорий являются спорными с Японией. Что является камнем преткновения в экономических и политических отношений между Россией и Японией.
А сейчас я хотела бы услышать ваше мнение. Аргументируйте свой ответ используя сайд 26.
Рефлексия……. «Аргументация своего ответа» (СЛАЙД 19)
- На уроке я работал….потому, что….
- Урок для меня показался……
- Урок для меня был…..
- Мне было интересно узнать…….
Домашнее задание: Параграф 4; сделать в тетрадь запись хронологической цепочки хода военных действий; на контурной карте отметить основные сражения войны. (СЛАЙД 20)