Классный час Быть человеком значит


Автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
Канашский строительный техникум
Министерства образования Чувашии и молодежной политики.
Разработка классного часа
тема: « Быть человеком значит »
Разработала:Преподаватель обществознания
Галкина Наталья Михайловна
Классный час «Быть человеком значит …»
Цель: 
Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.
 
Оборудование: высказывания выдающихся мыслителей, пословицы.
             
Называться человеком легко, трудно им быть.
Человеком не рождаются. Человеком становятся.
             Человек- это то, что он сам из себя сделал.
Без добрых дел нет доброго имени.
         Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное     счастье. (Платон)
Человек, который думает только о себе и ищет выгоды, не     может быть  счастлив. (Сенека)
                   В жизни есть одно несомненное счастье – жизнь для других
                                                                                        (Л.Н. Толстой)        
Человеком быть трудно, стать   человеком - большая работа.
                                                                                                      Э.Межелайтис
У кого характер упорядочен, у того и жизнь благоустроена. (Демокрит)
                                                                                                  (запись на доске)
Слово учителя.
Для того чтобы обозначить проблему, по которой мы сегодня собрались, я предлагаю вам послушать притчу: -
Когда Спартака привели на рынок, чтобы продать, к нему подошѐл богатый рабовладелец и спросил его: — Если я куплю тебя, дам тебе хороший кров и хорошую еду, ты будешь честным и порядочным, чтобы я не пожалел об этой покупке? На это Спартак ответил, усмехнувшись: — Я буду честным и порядочным, даже если ты меня не купишь.
А что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:
                Он мудрецом не слыл,
                Он храбрецом не слыл,
                Но поклонись ему:
                Он человеком был.
-Итак, как вы думаете, какова тема нашего классного часа? О чём говорилось в притче и четверостишии?
-Я предлагаю вам поговорить сегодня о человечности? Итак, тема нашего классного часа: «Быть Человеком значит…».
С древних пор люди задумывались над вопросом: «Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?» Что предпочесть: Ум, силу, смелость, красоту, деловую хватку? А может быть талант? Или здоровье, юмор, уверенность, надёжность? Долго можно перебирать хорошие качества. Но как же быть с самым главным? Самым ценным?
Из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы. Давайте вспомним некоторые из них.
( Зачитываются пословицы)
Скромность красит человека. Добрый человек добру и учит. Добрый человек лучше (или: надежнее) каменного моста. Добрый человек в добре проживет век. Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Наш Андрей никому не злодей. Уважающий себя человек всегда сдержан. У тех, кто способен краснеть, не может быть черного сердца. Лучше голодать с чистой совестью, чем обжираться с нечистой. Умный человек говорит своими делами, глупый болтает языком. Умный человек убеждает словом, глупый действует кулаком. У мудрого человека длинные уши и короткий язык. Не имя красит человека, а человек имя. Хорошие люди умирают, а дела их живут. Детей питать - в долг давать, отца-мать кормить - долг платить. Самолюб никому не люб.
Чтение эпиграфа.
Человечество выработало элементарные нормы нравственности, то есть нормы поведения людей, которые проявляются в повседневной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.
Великие люди во все времена давали другие определения, что значит быть человеком, каким человеком и кто таков человек вообще.   Французский писатель В.Гюго писал: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает, и тот, который есть в действительности».
        Как вы понимаете слова В.Гюго? Согласны вы с этим определением? Сколько характеров у вас?
Анализ анкеты.        
Готовясь к классному часу, вы ответили на ряд вопросов. (Анализ ответов на первые два вопроса).
1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?
2.Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках?
3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?
4. Какой ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25. Кто ты? Какой ты?
В вашем возрасте вам часто хочется выделиться среди других. Одни чем-то хвастаются, другие смотрят на всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них обратили внимание. Не случайно был задан вопрос: «Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?»  (Зачитываются ответы).
 Показателем нравственности человека являются его дела, отношения к другим людям. Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказала иначе: «Доброта спасет мир». Чтобы делать добро, надо им обладать. Милосердие, доброжелательность, примеры внимания друг к другу- обо всем этом пишут в газетах, говорят по радио. Какие акции милосердия вы можете назвать? (воспитание детей-сирот, благотворительные концерты музыкантов, авария в Чернобыле ). А можно ли в повседневной  жизни проявлять человеколюбие?
А теперь посмотрим такую сценку.
Автор. Готов для человечества он много совершить.
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел.
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй,  мол, с ней с утра.
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.
Автор. Пока себе он подвига еще не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра: «Я тоже человечество, и мне гулять пора!»
Есть ли настоящая доброта в этом мальчике?
А какие полезные дела вы  сами ежедневно делаете?  
Что бы вы сделали для людей, если бы могли все?
 Тренинг.
Что вы делали в прошедшее воскресенье? Записи разнести по графам: для себя, для дома, для школы, для товарищей. (Многие действуют для своей пользы, мало делая для других).
Тренинг «Благородный поступок».
Вспомните, приходилось ли вам ради кого-то отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? Эта была ваша инициатива? Или он просил, требовал?   Вы благородный человек?
 Игровые ситуации.
Класс разбит на 5групп. Каждая группа анализирует ситуацию.
1.Тебе подарили интересную энциклопедию. Тебе не терпится ее прочитать, но твои сестра и брат хотят тоже прочитать ее. Как ты поступишь?
2.В классе собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень хорошая игра, в которую ты играешь. Но отдать ее очень не хочется. Как ты поступишь?
3.У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время к тебе подходит одноклассник. Он смотрит на тебя и на конфету. Как ты поступишь?
4.Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?
5.У твоего друга день рождения. Твои родители считают, что можно подарить что-то из твоих игрушек, чтобы не тратить деньги, хотя ты знаешь, о каком подарке мечтает твой друг. Как ты поступишь?
 Каждый воспитанный человек проявляет интерес, внимание к проблемам другого человека, сочувствует его переживаниям. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты. Но все же нечасто встретишь такого  человека среди нас. Нам следует задуматься всем над своим поведением и отношением к ближнему.
Взгляд в будущее.
Каждый мечтает о счастливом будущем и видит себя в нем хорошим человеком. Никто не хочет стать преступником, вором. Какими вы себя видите? (Зачитываются ответы на последний вопрос анкеты).
С годами эти понятия будут у вас меняться, и мы вернемся  еще к этим вопросам. Говорят, если  есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Такой человек чувствует себя счастливым, а эгоист несчастлив. Когда придут жизненные испытания, он останется один, будет отчаиваться и страдать. Что по этому поводу говорят выдающиеся мыслители. (Подготовленные ученики приводят примеры афоризмов).
Домашнее задание.
Чтение стихов  о человеческих ценностях.
Исполнение, слушание песен о дружбе, счастье.
Заключительное слово учителя.
Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.
Будь человеком! В чём его смысл?
Наверное в том, чтобы тот, к кому он адресован, вёл себя нравственно, честно, по доброму.С этими словами каждый может обратиться к каждому.
Психолог Виктор Франкл писал: «Быть человеком – значит не причинять другому зла, уметь простить, помочь «просто так, ни за что»».
Мои пожелания вам:
 
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неуловимый бег –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.(Р.Киплинг)
Рефлексия.   Закончи предложение: «Сегодня я понял, что …».