Лекция для родителей Искусство быть родителем


Цикл мини-лекций для родителей
«Искусство быть родителем»
Воспитатель: Четверикова Л.А.
Лекция №1. Вводная.
Любят ли нас наши дети? Это вопрос, с которого воспитание начинается и которым оно заканчивается, когда речь идёт о родителях и детях. Любовь детей к родителям – начало и результат воспитания. Нет заслуги родителя в том, что он любит своего ребёнка: природа наделила его этим чувством. Неизмерима заслуга родителей в тех случаях, когда он своим трудом, умом, волей, тактом, способностью понять пробудил в ребёнке то, что от природы существовало в нём лишь как возможность – любовь к родителям, а через них и ко всему миру. Поэтому результатом воспитания является отношение ребёнка к себе, людям, обществу, планете, мирозданию… то , что мы называем и мировоззренческой, и гражданской позицией.
Многими психологическими исследованиями доказано, что воспитание находится в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого. Накоплено немало фактов, позволяющих проследить взаимовлияние (взаимосвязь) между чертами характера родителя и чертами характера ребёнка, т.е. особенности характера и поведения родителей прямо (или диаметрально противоположно) проецируется на поведение ребёнка. Например, если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у её детей будут заметны такие же особенности. Естественно, что все эти особенности трансформируются (видоизменяются) в зависимости от типа нервной системы, темперамента, условий жизни ребёнка, а также от его социального окружения. Поэтому одна и также доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий и противоположные формы реагирования. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своём ребёнке как аналогичные черты – грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно – подавленность, робость. Поэтому родителям, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, необходимо начать процесс воспитания с анализа самого себя, с анализа особенностей своего мировосприятия и стиля общения с другими людьми, другими словами, с анализа особенностей своей собственной личности.
Действительно, можно ли думать, что за долгие годы воспитания ребёнка родители никогда не сделали ни одной ошибки, совершенно точно и правильно выполняли все требования, которые предъявляются к обеспечению роста и развития ребёнка? Конечно же, нет. Ведь быть родителем взрослый человек только учится, так же, как учится быть мужем или женой, как достигает секреты мастерства и профессионализма в любом деле. Поэтому возможность сознательного выбора стиля общения в тех или иных жизненных ситуациях – это высокий показатель внутренней свободы. Бессильным, несчастным, утомлённым жизнью человек обычно себя чувствует в те моменты, когда попадает в плен надоевших стереотипов, лишаясь возможности выбора. Есть такое изречение: «Сумасшедший – это человек, который тысячу раз делает одно и то же, и тысячу раз ожидает получить другой результат».
Система стилей общения, которая вам будет предложена, конечно же, не является панацеей от всех неприятностей. Но эта система может стать эффективной альтернативой стереотипному поведению. Многогранность и разнообразие знаний в области общения с детьми (любого возраста) позволит родителям (а также учителям) более осмысленно подходить к воспитанию, выстраивая конструктивный диалог с ребёнком, привнося в общение с ним разнообразие и смысл.