ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ РОССИИ(6 КЛАСС)

6 класс-обществознание
Тема урока: «Что значит быть гражданином России»
Цель урока: выяснить, что такое гражданственность; кто такой настоящий гражданин; что значит любить родину; познакомиться с процессом приобретения гражданства; научиться анализировать собственные поступки с точки зрения качеств, присущих настоящему гражданину России; уметь объяснять значения терминов и понятий «гражданин» и «гражданство».
обучающая - используя знания обучающихся, полученных ими на уроках истории и обществознания, сформировать представления у обучающихся о гражданине как носителе основных гражданских ценностей и добродетелей, о тех его правах и обязанностях, что прописаны в Конституции РФ; продолжить работу над понятиями «гражданство», «патриот».
воспитательная - формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, чувства сопричастности к истории своей Родины;
развивающая – развитие абстрактно-теоретического мышления на основе активизации умственной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Технологии: технология проблемного обучения и информационно-комуникативная технология(здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития следовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения, развития творческих способностей учащихся)
Формируемые УУД:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме.
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная работа.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, Конституция РФ, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, доска
Основные понятия, изучаемые на уроке: гражданин, гражданство, патриотизм.
Предполагаемые результаты: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности, воспитание активной созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны, ответственности за свои решения.
Ход урока
Оргмомент: проверить готовность к уроку(учебник, тетрадь, дневник на парте), отметить отсутствующих, чистая доска и мокрая тряпка.
Опрос: тест по теме «Государственное устройство России»(на 6 минут)
Проверка совместно(взаимопроверка-10-9 правильных ответов-«5»; 8-7-«4», 6-5-«3», 4-1-«2». (На доске или на листках ключи к тестампосле проверки работы собирают по одному ученику с каждого ряда с последней парты)
Основная часть:
1.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Сейчас попытаемся понять о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке Загадка(угадай пропущенное слово)
«Худой человек всегда бывает и худой ...»(Николай Новиков)
«Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим »(Василий Сухомлинский).
«Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой (Виссарион Белинский)
«Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет . достойный К отчизне холоден душой...»(Николай Некрасов).Под матерью что имеет в виду поэт?(Родину-Отчизну)

Итак, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?(о гражданине)
Задание: расставь слова в известную цитату Николая Некрасова
«Поэтом можешь ты не быть, но быть обязан!»(Николай Некрасов)
Какие вопросы касающиеся этого понятия мы должны сегодня рассмотреть?(кто такой гражданин, его черты, как стать гражданином России, сделать выводы по теме)
Проблема урока: что значит быть гражданином России?(выражена в названии темы)
2.Актуализация знаний
Какие ассоциации у вас с понятием гражданин?( в тетради –кластер за 1 минуту-я на доске).
3. Первичное усвоение новых знаний
Вспомним, а кто считался гражданином в Древней Греции(в Афинах)?Какие права и обязанности он имел? (свободный мужчина, чьи родители родом из Афин, имеет право участвовать в народном собрании и занимать выборные должности, обязан защищать родной город).
Современное понятие «гражданин» сформировалось в последние десятилетия 18 века, прежде всего в документах Великой Французской и Американской революций. В России понятие «гражданин» появляется в обиходе примерно в тоже время.
Теперь обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова:
Гражданин-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.(сравним с объяснением данным в словаре учебника-с.226).
Производное от понятия гражданин? Гражданство -связь гражданина с определенным государством, выраженная во взаимных правах и обязанностях.(с.184 или с.226)
4.Первичная проверка понимания.
Какое качество должно быть присуще каждому настоящему гражданину своей страны? (патриотизм)А что это такое? (любовь к Родине)Я предлагаю послушать слова нашего президента о патриотизме(просмотр видео). Обратимся к учебник(с.184) А что по поводу патриотизма сказал Алексей Толстой? Есть ли противоречие между словами президента и писателя?(нет, они соответствуют по смыслу друг другу) Давайте попытаемся привести примеры проявления патриотизма из истории нашей страны, из литературных произведений, фильмов? Я привожу несколько имен патриотов в презентации(А.Невский, Ю.Гагарин, А.Очкин)...Работаем в парах(1 минута на обсуждение)приводят примеры 3-5 пар Если есть время с.188-189 чтение про доктора Рошаляв чем его патриотизм и гражданская позиция?
Обязательно ли совершать подвиг чтобы быть настоящим гражданином России?(нет) А как вы может проявить свою гражданственность?
(хорошо учиться, любить близких и родных, помогать по дому, не мусорить, сохранять природу и т.п.)
Физкультминутка
А) микропауза при утомлении глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Работа с документом(Если есть время: работа с текстом Конституции РФ(глава 2-Права и обязанности человека и гражданина) – 3 минуты – Какие обязанности гражданина России упомянуты в Конституции? Какие из прав вы считаете наиболее важными? Почему? Чего больше прав или обязанностей? Могут ли быть одни права без обязанностей? Почему? Как вы считаете, почему главу 2 Конституции нельзя изменять?
Работа с документом (текст на с.186 и отрывок из Закона РФ «О гражданстве РФ»-с.187 учебника) как можно стать гражданином России?; выбрать на слайде причины возможного отказа в гражданстве?(в тетради указать цифры) 3 минутыа сейчас проверим почему именно эти основания служат отказу?
Экскурс в историю Ярцево(если есть время)
Со времен Российской империи появилось еще одно понятие «Почетный гражданин». Что оно означает? Знаете ли вы кого-нибудь из почетных граждан Ярцево? Работа в парахПрочитайте краткую биографию почетных граждан Ярцево и ответьте на вопрос: за какие заслуги им присвоено это почетное звание? Другие пары работают с историческими фактами из Рабочей Тетради(№8-с.108-109) и отвечают на вопросы к фактам
5.Первичное закрепление
Какие понятия мы сегодня рассмотрели? (гражданин, гражданство, патриотизм) Какие вопросы, касающиеся гражданина России, мы затрагивали? (как стать гражданином, кому могут отказать в гражданстве, какие права имеет гражданин и какие обязанности на него наложены)а как вы думаете, можно ли лишить человека гражданства России без его согласия?(сейчас нет, а в советское время были такие прецеденты: высылали из страны и отбирали паспорт у таких деятелей культуры как Солженицын, Ростропович и Вишневская, Аксенов, Войнович, Любимов, Бродскийони обвинялись властями в антисоветских взглядах)
6.Контроль усвоения
Возвращаемся к проблеме, сформулированной в начале урокаЧто значит быть гражданином России(кто такой гражданин России)?... Каждый из вас пытается заполнить лепестки цветка(в центре понятие гражданин), напишите какие качества необходимы настоящему гражданину?...(3 минуты)1-2 человека записывают их на доске
с.190 подведем итоги
7.Информация о домашнем задании(2 минуты)
Д/З- параграф 22(пункт 1 пересказ, учить понятия); для желающих вопрос 4 и практикум 2 в тетради письменно.

8. Рефлексия
-Выполнение синквейна(2 минуты) или эссе «Настоящий гражданин это»
-Что я знал? Что узнал? Что хотел бы еще узнать?(1 минута)
-Какое задание было самым трудным? Какое занятие самое интересное?
-Все понял-В основном понял-Понял немного-Ничего не понял(1 минута)

Заключение –
Гражданин –это высокое звание! Быть настоящим гражданином России значит не только иметь соответствующий документ, реализовывать права и обязанности, но действовать во благо общества, не растрачивать впустую свои способности, каждый на своем месте профессионально выполнять свои обязанности, тем самым укрепляя могущество нашей Родины! На протяжении тысячелетней истории России большинство людей в смутные и в хорошие времена гордились принадлежностью к ней. Наши предки именно в трудные времена проявляли свои лучшие гражданские качества!










Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по теме «Что значит быть гражданином России»
ФИО учителя
Шаповалов Евгений Владимирович

Предмет
обществознание

Класс
6

Урок


Тема
«Что значит быть гражданином России»

Цель
Формирование у юных граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и
политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным
человеком.

Задачи
1. сформировать представления у обучающихся о гражданине как носителе основных гражданских ценностей и добродетелей, о тех его правах и обязанностях, что прописаны в Конституции РФ; продолжить работу над понятиями «гражданство», «патриот»; объяснить учащимся, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что ученики уже сейчас являются гражданами своей страны и могут быть участниками общественной жизни.
2. Развивать аналитическое мышление, устанавливать причинно–следственные связи, сформировать умения
анализировать факты, делать выводы;
3. Воспитывать толерантные отношения в классе, патриотизм, чувство сопричастности к истории своей Родины;
формировать гражданскую позицию у обучающихся, гордость за свой народ.

Планируемые результаты
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; формирование основ гражданской идентичности
личности, развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание чувства патриотизма, любви к России и Смоленщине; развитие интереса к предмету;
Метапредметные: развитие устной речи; формирование умений излагать свои мысли, сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у обучающихся самостоятельности;
Предметные: развитие умений работать с учебником, с документами, овладение понятиями. Учащиеся смогут
объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права и обязанности человека и гражданина. Работая с отрывками из Конституции РФ, Федерального закона «О гражданстве РФ» ученики смогут назвать права человека, которые он получает от рождения и обязанности, налагаемые на гражданина России, способы приобретения гражданства, качества, которыми должен обладать настоящий гражданин своей страны.

Образовательная технология
Проблемное обучение, информационно-комуникативная технология.

Источники информации
А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 6 класс. М. Русское слово-2013; Конституция РФ в старой и новой редакции; фонды музея; И.С. Хромова. Рабочая тетрадь к учебнику А.И.Краввченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». М. Русское слово-2015; Интернет.

Ресурсы
Мультимедиа; карта РФ;

Организация пространства
Фронтальная работа; парная работа; индивидуальная работа; деятельностная дискуссия.


№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
ОР

1
Организационный этап
Цель:
Включение детей в
деятельность на
личностно-значимом
уровне.
Приветствие
Вот звенит для нас звонок –
начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг
другу улыбнулись.
Фиксация отсутствующих,
формулирование плана работы
Приветствуют учителя
Коммуникативные:
включение учащихся в
деловой ритм,
готовность класса к
уроку, взаимодействие
учитель - учащийся


2
Проверка домашнего
задания
Цель:
1)выявление степени
усвоения учащимися
заданного учебного
материала (факты,
понятия, способов
действия)
2) определение
типичных недостатков
в знаниях и способах
действий
3) ликвидация
недостатков
Формы контроля:
Тестирование на 6 минут – взаимопроверка(сосед соседа по парте с использованием ключей)
Письменные ответы
Познавательные:
- умение работать с тестами
- выявление особенностей системы государственной власти в России
Коммуникативные:
- взаимодействие с
учителем и
одноклассниками
Регулятивные:
оценивание своей
самостоятельной
деятельности


3
Актуализация знаний.
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Цель
1) актуализация
субъектного опыта
учащихся
2) формулирование
темы урока.


Организует работу учащихся.
- В форме подводящего диалога
направляет учащихся к
формулированию темы урока через
проблемное задание.
Сейчас попытаемся понять о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке Загадка(угадай пропущенное слово) «Худой человек всегда бывает и худой ...»(Николай Новиков) «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим »(Василий Сухомлинский). «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой (Виссарион Белинский)
«Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет . достойный К отчизне холоден душой...»(Николай Некрасов).Под матерью что имеет в виду поэт?(Родину-Отчизну).
Итак, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?(о гражданине)
Задание: расставь слова в известную цитату Николая Некрасова
«Поэтом можешь ты не быть, но быть обязан!»(Николай Некрасов)
Какие вопросы касающиеся этого понятия мы должны сегодня рассмотреть?Что бы вы хотели узнать в рамках изучения этого понятия?(кто такой гражданин, его черты, как стать гражданином России, сделать выводы по теме)
Проблема урока: что значит быть гражданином России?(выражена в названии темы)запишем ее в тетради

Ответы учащихся.
Цитаты известных россиян связывают с понятием «гражданин».
Составляют фразу Н.Некрасова
Формулируют тему урока, вопросы, которые будут рассмотрены на уроке
Ставят проблемный вопрос.
Познавательные:
- участие в
обсуждении
- выстраивание
причинно-
следственных связей
- определение темы
урока
Коммуникативные:
- выработка общего
решения
- умение выражать
свои мысли
Регулятивные:
целеполагание
презентация

4
«Открытие»
учащимися новых
знаний и первичное
усвоение новых знаний
Цель
1) обеспечить
восприятие,
осмысление и
первичное усвоение
новых знаний
2) познакомить с
новыми понятиями
- Организует внимание учащихся.
- Сообщает основную идею
изучаемого материала
- Максимально использует
самостоятельность учащихся в
добывании знаний и овладении
способами действий.
Возвращаемся к нашему ключевому
слову. А какое оно у нас?
Составим кластер в тетрадях(ассоциации с этим понятием)-1 минута.
Вспомним, а кто считался гражданином в Древней Греции(в Афинах)?Какие права и обязанности он имел? (свободный мужчина, чьи родители родом из Афин, имеет право участвовать в народном собрании и занимать выборные должности, обязан защищать родной город).
Современное понятие «гражданин» сформировалось в последние десятилетия 18 века, прежде всего в документах Великой Французской и Американской революций. В России понятие «гражданин» появляется в обиходе примерно в тоже время.
Теперь обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова:
Гражданин-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
А теперь
Откройте словарь учебника на стр. 226 и
прочтите, какое определение понятию «гражданин» и «гражданство» дают авторы, сравните со своим кластером
Какое качество должно быть присуще каждому настоящему гражданину своей страны? (патриотизм)А что это такое? (любовь к Родине)Я предлагаю послушать слова нашего президента о патриотизме(просмотр видео). Обратимся к учебник(с.184) А что по поводу патриотизма сказал Алексей Толстой? Есть ли противоречие между словами президента и писателя?(нет, они соответствуют по смыслу друг другу) Давайте попытаемся привести примеры проявления патриотизма из истории нашей страны, из литературных произведений, фильмов? Я привожу несколько имен патриотов в презентации(А.Невский, Ю.Гагарин, А.Очкин)...Работаем в парах(1 минута на обсуждение)приводят примеры 3-5 пар Если есть время с.188-189 чтение про доктора Рошаляв чем его патриотизм и гражданская позиция?
Обязательно ли совершать подвиг чтобы быть настоящим гражданином России?(нет) А как вы может проявить свою гражданственность?
(хорошо учиться, любить близких и родных, помогать по дому, не мусорить, сохранять природу и т.п.)
Физкультминутка
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.


-Составляют кластерменяются тетрадями и сравнивают написанное2-3 человека выходят к доске и делятся своими ассоциациями.
-ответы обучающихся на вопросы по истории Древней Греции
-ответы обучающихся о патриотизме, примеры из истории его проявления(работа в парах)
- формулируют критерии определения патриота
Физкультминутка


































































Познавательные:
- построение задачи
- формулировка и
аргументация своего
мнения и позиции
- построение
логической цепи
рассуждений,
- создание творческого
Продукта(схема)
Коммуникативные:
- выработка общего решения
- организация
сотрудничества
Регулятивные:
- получение новых
знаний
- практическое
применение знаний
- преобразование
практических задач в
познавательные
- контроль за
ответами
одноклассников
Презентация,
учебник

5
Первичная проверка
понимания изученного
Цель.
1) установить осознанность
изученного материала
2) выявить пробелы
первичного
осмысления
изученного, неверные
представления
3) провести коррекцию
Организует выполнение учащимися
самостоятельной работы,
самопроверку, самооценку.
А сейчас поработаем с документами и другими источниками(4 вида документов-Конституция РФ, отрывок из ФЗ «О гражданстве», биографии почетных ярцевчан, задания из Рабочей тетради)
Работа с документом(Если есть время: работа с текстом Конституции РФ(глава 2-Права и свободы человека и гражданина) – 3 минуты – Какие обязанности гражданина России упомянуты в Конституции? Какие из прав вы считаете наиболее важными? Почему? Чего больше прав или обязанностей? Могут ли быть одни права без обязанностей? Почему? Как вы считаете, почему главу 2 Конституции нельзя изменять?
Работа с документом (текст на с.186 и отрывок из Закона РФ «О гражданстве РФ»-с.187 учебника) как можно стать гражданином России?; выбрать на слайде причины возможного отказа в гражданстве?(в тетради указать цифры) 3 минутыа сейчас проверим почему именно эти основания служат отказу?
Экскурс в историю Ярцево(если есть время)
Со времен Российской империи появилось еще одно понятие «Почетный гражданин». Что оно означает? Знаете ли вы кого-нибудь из почетных граждан Ярцево? Работа в парахПрочитайте краткую биографию почетных граждан Ярцево и ответьте на вопрос: за какие заслуги им присвоено это почетное звание? Другие пары работают с историческими фактами из Рабочей Тетради(№8-с.108-109) и отвечают на вопросы к фактам
Пользуясь текстом Конституции РФ,
объясните, что является высшей
ценностью в нашем государстве?
Молодцы!

Работа в парах на 3-4 минуты и затем отвечают на вопросы











































Ответы обучающихся:
Главное, человек, его
права и свободы– высшая
ценность!
Познавательные:
- анализ текста
- работа в парах
Коммуникативные:
- обсуждение
- фиксация результатов
- установление
причинно-
следственных связей
Регулятивные:
- получение новых
знаний
- практическое
применение знаний
Презентация, Конституция РФ, биографии почетных граждан Ярцево, задания из Рабочей тетради

6
Первичное
закрепление.
Цель
Включение нового
знания в систему
изученного материала.
Какие понятия мы сегодня рассмотрели? (гражданин, гражданство, патриотизм) Какие вопросы, касающиеся гражданина России, мы затрагивали? (как стать гражданином, кому могут отказать в гражданстве, какие права имеет гражданин и какие обязанности на него наложены)а как вы думаете, можно ли лишить человека гражданства России без его согласия?(сейчас нет, а в советское время были такие прецеденты: высылали из страны и отбирали паспорт у таких деятелей культуры как Солженицын, Ростропович и Вишневская, Аксенов, Войнович, Любимов, Бродскийони обвинялись властями в антисоветских взглядах)
Возвращаемся к проблеме, сформулированной в начале урокаЧто значит быть гражданином России(кто такой гражданин России)?... Каждый из вас пытается заполнить лепестки цветка(в центре понятие гражданин), напишите какие качества необходимы настоящему гражданину?...(3 минуты)1-2 человека записывают их на доске
с.190 подведем итоги

Ответы обучающихся, пытаются решить проблему(заполнить лепестки качествами настоящего гражданина)
Познавательные:
-извлечение
необходимой
информации;
-использование общих
приемов решения
задач;
подведение итога
урока
Коммуникативные:
- практическое
применение
- построение речевых
высказываний;
Регулятивные:
-оценивают
объективные
презентация

7
Рефлексия (подведение
итогов занятия)
Цель
1) осознание
учащимися своей
учебной деятельности,
2) самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса.
Давайте посмотрим на ваше
настроение.
А теперь постараемся оценить всех,
кто активно работал.
На выбор:
-Выполнение синквейна(2 минуты)
-Что я знал? Что узнал? Что хотел бы еще узнать?(1 минута)
-Какое задание было самым трудным? Какое занятие самое интересное?
-Все понял-В основном понял-Понял немного-Ничего не понял(1 минута)

Обучающиеся пишут синквейн
Коммуникативные:
-адекватное
понимание причин
успеха / неуспеха в
учебной
деятельности;
-рефлексия способов
и условий действия;
-контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.
презентация

8
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
Цель
1) обеспечить
понимание учащихся
цели, содержания и
способов выполнения
домашнего задания
Д/З- параграф 22(пункт 1 пересказ, учить понятия); для желающих вопрос 4 и практикум 2 в тетради письменно.
Гражданин – это высокое звание! Быть настоящим гражданином России значит не только иметь соответствующий документ, реализовывать права и выполнять обязанности, но и действовать во благо общества, тем самым укрепляя могущество нашей Родины-России!
Осознанно фиксируют
информацию

презентация



















Тест -1-й вариант
Президентом России можно стать с : а)25 лет б)30 лет в) 35 лет г)40 лет
Правительство какая ветвь власти: а)исполнительная б)судебная в)законодательная г)все перечисленные
Как называется одна из палат парламента России: а) Сенат б) Государственная Дума в)Палата Лордов г) Сейм
Выбрать правильные ответыПрезидент России является: а)главой государства б)главой правительства в)главой Совета безопасности г)Главой Конституционного суда д)Главой парламента е) Глава Госсовета
Парламент России: а)подписывает законы б)принимает законы в) издает указы г)издает постановления
Расставить правильно: Россия по Конституции и пояснение
1светское государство-А верховенство закона
2 правовое государство – Б народ источник власти
3 демократическое государство - В церковь отделена от государства и образования
Глава Правительства России на данный момент: а) Путин б) Нарышкин в)Медведев г)Зорькин
Депутатов Государственной Думы выбирают на : а)3 года б) 5 лет в) 6 лет г) 8 лет
Право президента не подписать закон называется: а)право голоса б)право лишнего в) 1-е право г) право вето
Президент России на данный момент: а)Путин б)Медведев в) Ельцин г)Горбачев


Тест -2-й вариант
Депутатом Государственной Думы можно стать с : а)21 года б)18 лет в) 35 лет г)40 лет
Парламент какая ветвь власти: а)исполнительная б)судебная в)законодательная г)все перечисленные
Как называется одна из палат парламента России: а) Сенат б) Совет Федерации в)Палата Лордов г) Сейм
Выбрать правильные ответыПрезидент России является: а)главой государства б)главой правительства в)главой Совета безопасности г)Главой Конституционного суда д)Главой парламента е) Глава Госсовета
Президент России: а)выносит судебные решения б)принимает законы в) издает указы г)издает постановления
Расставить правильно: Россия по Конституции и пояснение
1республиканское государство-А помощь нуждающимся гражданам
2 социальное государство – Б народ источник власти
3 демократическое государство - В выборная и сменяемая власть
Глава Государственной Думы России на данный момент: а) Путин б) Нарышкин в)Медведев г)Зорькин
Президента России выбирают на : а)4 года б) 5 лет в) 6 лет г) 8 лет
Членов правительства называют: а) депутатами б) министрами в)губернаторами г)сенаторами
Парламент России называется: а)Конгресс б)Сенат в)Кортес г)Федеральное Собрание

Ключ к 1 варианту: 1-в; 2-а; 3-б; 4-аве; 5-б; 6-(1-в 2-а 3-б); 7-в;
8-б; 9-г; 10-а

Ключ ко 2 варианту: 1-а; 2-в; 3-б; 4-аве; 5-в; 6-(1-в 2-а 3-б); 7-б;
8-в; 9-б; 10-г


Чеканов Петр Филиппович - почетный гражданин города Ярцево (1975 г.) Петр Филиппович Чеканов родился в 1920 г., в селе Озерки, Косторинского р-на Курской области. Трудовую деятельность начал рабочим Олымского свеклозавода, Курской области. В годы Великой отечественной войны воевал под Москвой, Ржевом. Освобождал Вязьму, Сафоново. В составе 2-го гвардейского мотоциклетного полка участвовал в освобождении Ярцева. В сентябре 1943 г. в одном из боев тяжело ранен и контужен. Лишился двух ног, левого глаза. Однако освоил профессию комбайнера, добился высоких производственных показателей. За выдающиеся трудовые успехи 23 июля 1966 года получил звание Героя Социалистического Труда. С 1975 г. по 1985 г. жил в г. Ярцево. Почетный гражданин города, где одна из улиц названа его именем. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, медалями. Умер 20 июня 1985 г. в Ярцеве. Потеряв обе ноги, левый глаз, перенеся 13 сложных операций, Пётр Чеканов на втором году госпитализации долечивался в Новосибирске. Мучительно день и ночь терзали его тягостные думы о будущей жизни. В двадцать с небольшим лет инвалид. И начал он собирать в пакетик люминал. Слышал, если его принять большую дозу, можно уснуть вечным сном. Но вскоре понял Чеканов, что не может он просто так уйти из жизни. Он научился ходить на протезах, а потом и танцевать.




Алтунин Александр Терентьевич - почетный гражданин г. Ярцево (1978 г.) Александр Терентьевич Алтунин родился в деревне Стеклянка ныне Калачинского района Омской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу на родине. В Красной Армии с августа 1939 года. Направлен на учёбу в Омское военное пехотное училище, в феврале 1940 года с частью курсантов переведён в только что созданное Новосибирское военное пехотное училище. Окончил его 10 июня 1941 года, к новому месту службы в Харьковский военный округ прибыл 22 июня 1941 года. Сначала лейтенант Алтунин был назначен заместителем командира минометной роты по политчасти в 162-й стрелковой дивизии 25-го стрелкового корпуса. Через несколько дней дивизия была погружена в эшелоны и направлена на витебское направление. С первых дней июля 1941 года - в боях Великой Отечественной войны в составе Западного фронта, командовал миномётной ротой в оборонительных боях восточнее Витебска, под Ярцевом в Смоленской области. Был тяжело ранен. После выздоровления с сентября 1941 года - командир учебной стрелковой роты Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1941 года стал командиром роты в 157-й стрелковой дивизии Закавказского фронта.









Лосик Олег Александрович (1915 - 2012) - почетный гражданин города Ярцево (1978 г.) Олег Александрович Лосик родился 4 декабря 1915 года в городе Ярцево. Его родители работали учителями сельской школы. После победы Великой Октябрьской социалистической революции отец ушёл в Красную Армию и погиб в 1919 году во время Гражданской войны. Олег окончил среднюю школу. В годы Великой Отечественной войны сражался на многих фронтах: Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Западном, 3-м Белорусском. Был помощником начальника оперативного отдела отдела и начальником разведывательного отделения штаба танковой дивизии, заместителем начальника штаба и начальником штаба танковой бригады, заместителем командира танковой бригады. С марта 1943 года командир 119-го отдельного танкового полка. В Смоленской операции 1943 года воины 119-го отдельного танкового полка под командованием подполковника Лосика проявили беспредельную отвагу, героизм и высокое понимание воинского долга. При освобождении города Ельня в августе 1943 года они первыми ворвались в город, истребили свыше 40 немецких пушек (из них 15 раздавили гусеницами танков), 20 минометов, 4 зенитные установки, 50 пулеметов, 15 автомашин, 5 тракторов и до батальона пехоты. С декабря 1943 года командир 4-й гвардейской танковой бригады. На полях Белоруссии летом 1944 года развернулась грандиозная Белорусская стратегическая наступательная операция. 4-я гвардейская танковая бригада полковника О.А. Лосика, сокрушая на своем пути немецкие заслоны, одной из первых врывается в Минск. А на следующий день, 4 июля 1944 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Лосику Олегу Александровичу за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем бригада полковника Лосика форсировала реки Березину и Неман, освобождала Каунас. Участвовал в Восточно-Прусской операции 1945 г. с 1967 года командующий войсками Дальневосточного военного округа. Будучи командующим войсками округа в период резкого обострения советско-китайских отношений, О. А. Лосик проявил выдержку и ответственную инициативу в противостоянии пограничным провокациям китайской стороны. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]С мая 1969 начальник Военной академии бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Профессор. Награжден 12 советскими и многими иностранными орденами. В 1995 г. награжден орденом Жукова за №1. Почетный гражданин Минска, Ельни, Ярцево, почетный солдат одной из воинских частей.





Воровченко Василий Васильевич - почетный гражданин г. Ярцево (1998 г.) Василий Васильевич Воровченко родился в 1938 году в с. Кошляки Попельнянского района Житомирской области. Хозяйственный и партийный руководитель. Почетный гражданин г. Ярцево (1998 г.). Трудовую деятельность начал в 1959 г., после окончания Смоленского строительного техникума в тресте "Сельэлектрострой". Затем окончил Всесоюзный финансово-экономический институт. После службы в Советской Армии работал мастером, прорабом монтажного участка Гнездовского домостроительного комбината (1962-65 гг.), инструктором промышленно-транспортного отдела райкома партии, инструктором строительства и городского хозяйства Смоленского горкома партии, заведующим этого отдела. В 1975 году избран вторым, а через год первым секретарем Промышленного РК КПСС г. Смоленска. С июля 1979 г. по май 1987 г. Воровченко возглавлял Ярцевскую городскую партийную организацию. Ему принадлежит большая заслуга в развитии промышленного комплекса г. Ярцево в эти годы, в улучшении сферы бытового обслуживания и жилищного строительства города, в увековечивании памяти погибших в годы войны. В 1987 году Воровченко назначен председателем Смоленского областного комитета народного контроля, в 1996 г. избран заместителем председателя Смоленского облисполкома - председателем комитета по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С декабря 1991 г. работал заместителем начальника автодороги Москва - Минск.
Слуднова Евдокия Владимировна - почетный гражданин г. Ярцево (1998 г.) Екатерина Владимировна Слуднова родилась 14 марта 1928 года в селе Сосновка Шадринского района Курганской области. В 1951 г. окончила Ивановский текстильный техникум и приехала по распределению в г. Ярцево. С этого же года работает на Ярцевском хлопчатобумажном комбинате. Прошла трудовой путь от мастера смены до директора ордена Ленина Ярцевского хлопчатобумажного комбината. Активно занималась модернизацией производства, внедрением новой техники и технологий. При непосредственном участии Слудновой было организовано производство новых видов продукции, в частности махровых полотенец и тканей. Награждена Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, медалями. С 1983 г. на пенсии. Звание Почетного гражданина города Ярцево присвоено в 1998 году.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315