Урок Не стоит село без праведника
Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)
Цели и задачи:
- помочь детям в формировании нравственных ориентиров;
- приобщить учащихся к творчеству А. Солженицына;
- актуализировать нравственно-ценностные смыслы произведений Солженицына;
- развивать умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
- продолжить развитие навыков использования информационных технологий и Интернет-технологий;
- развивать навыки коммуникативного общения;
- воспитывать нравственные, моральные нормы через художественное произведение.
Оборудование: компьютер, ноутбук с выходом в Интернет, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, музыкальное сопровождение (Федор Шаляпин «Ныне отпущаеши», песня на слова Н.А. Некрасова «Тройка», М.И. Глинка «Реквием», аудиозапись финала рассказа в исполнении Солженицына)
Ход урока
1.Организационный момент
2. Вступительное слово учителя (Звучит «Ныне отпущаеши...» в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека)
Рассказ А.И. Солженицына «Лихое зелье» заканчивается такими словами: ««И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа».
Труд и душаМатериальное и духовное «Не так уж и много, - скажут некоторые, - человеку нужно гораздо больше».
- Что мы можем возразить таким людям? (дети начинают говорить, размышлять)
Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно.
«Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорнякиОтчего же у добрых растений всегда сил меньше?» - сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье».
И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».
(Зажигаю свечу и предлагаю понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).
В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет!
Многим не удаётся, а Матрёне удалось . Как?
«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад просто в Россию» . Кто теперь не знает этих строк, открывающих ставший уже классикой рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. Рассказ написан в 1959 году. А опубликован в 1964 году. Этот рассказ – произведение автобиографическое, но оно выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, заставляет задуматься. Вопрос: «Как жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе этого замечательного писателя.
Звучит песня на слова Н. А. Некрасова «Тройка».
3. Беседа по содержанию рассказа
- Почему эту основную часть урока я начала со стихотворения Н.А. Некрасова? (в рассказе повествуется о трудной жизни Матрены Васильевны, её судьба продолжает галерею русских женщин, начатую поэтом Некрасовым в 19 веке и пополненную в 20 веке русскими писателями – «деревенщиками»).
Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.
- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика? (Многие писатели, в том числе и Солженицын, основой нации и хранителем национальных традиций видят крестьянство. Поэтому повествователь и искал исконную, «нутряную» Русь. Он и нашел её на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы, во Владимирской области. Новое, социалистическое проникает и в глубинку, лишь немногие жители деревни Тальново сохранили устои прежнего, и в дом Матрёны пришли приметы нового, но они не изменили сущности натуры этой женщины, она осталась той же, что и прежде, неся в себе черты национального русского характера, воплощая идеал русской женщины).
- Что объединяет героиню и рассказчика?
(Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности)
Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.
Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.
4. Проверка домашнего задания.
Групповая работа по домашним вопросам.
Группа 1.
-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)
Группа 2.
-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?
Было
не было
Страшная болезнь
Одиночество
Тяготы быта
Несправедливость общества
Хлопоты с пенсией
Бедность
убогость
пенсии, денег
понимания родственниками, сельчанами
семьи
Группа 3.
-Что окружает Матрену в настоящей жизни?
Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста
изба
Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий
фикусы
Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
кошка
Колченогая, подобранная из жалости, немолода
мыши
Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание
тараканы
Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи
коза
Грязно-белая
Группа 4.
-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?
Счастье
Горе
Любовь к Фаддею
Замужество
Воспитание Киры
Здоровье, сила
Смелость «коня на скаку остановит»
разбитая любовь
замужество без любви
смерть 6 детей
Потеря мужа на войне
Непосильный труд в колхозе
Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки
Обобщающий вопрос группам:
-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста. (Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)
Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.
5. Продолжение работы по анализу текста и образу главной героини
Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором. Что именно подчеркивает автор в её внешности? (улыбка)
- Какая она у Матрены? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)
- Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)
-Как относится Матрена к работе?
(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)
-Как она помогает окружающим?
( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)
-Как используют ее труд окружающие люди?
(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)
-А что такое бескорыстие? (Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.)
-Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)
-Можно ли считать героиню верующей? («Сколько жил я у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шёл в школу». Иконка Николая Угодника, святой угол, лампадка по праздникам, святая вода)
(Да, хотя и была безгрешна.)
- Как входит в рассказ предощущение трагедии? (Вступление рассказа: «Только машинисты знали и помнили. Да я». История со святой водой. Горница – разрушение крестьянской избы, двора, мира Матрены – это крушение её жизни).
- Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.
(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)
-Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)
Звучит «Реквием» Глинки
Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны.
(музыка затихает)
- Что же погубило ее?
( Людская жадность, халатность, корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений)
-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
( Не похоронный обряд, а политика)
-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена)
Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)
И оказалось, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
(вновь звучит музыка с нарастающей силой)
-Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?
Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя? («черный» встречается шесть раз)
Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Он жесток по отношению ко второй жене, злопамятный по отношению к Матрене.
-К какому выводу приходит автор-рассказчик?
(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)
-Чем же она отличается от всех остальных? Что же в ней не понятно людям? Послушаем голос автора этого произведения, человека, знавшего её.
Аудиозапись финала рассказа в исполнении А.И. Солженицына
«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по – глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно – белая коза, колченогая кошка, фикусы
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша».
-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
6. Словарная работа (с использованием сети Интернет) – 2 учащихся
Задание: Найти значение слова «праведник». В чем его смысл?
7. Самостоятельная работа в парах
- Что сопровождает жизнь праведника и грешника?
Учащиеся составляют таблицу
праведники
грешники
Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах
Добро, вера в бога и в людей.
Хорошее отношение к людям,
милосердие, бескорыстие,
умение прощать,смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,
неприхотливость, выносливость
Зло, недоброжелательнось, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность,
ожесточенность, ложь
8. Ответы учащихся, работающих со значением слова «праведник»
Праведник – это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Праведник – праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Праведник
1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
- Так прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведницей? (Да. Матрёна сердечна, бескорыстна и собой красива, потому что жила "в ладах с совестью своей, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше жизни своей. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев).
-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам? Почему?
9. Обобщение по уроку. Выводы.
Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор».
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров).
- Какие же уроки нравственности преподаёт в этом рассказе автор?
Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя: юношеские мечты могут не сбыться, счастье не состояться, успех - не прийти. Человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе и мужество, и благородство, и всё высокое, что заложено в нём самой природой. Этим он продолжает традицию, привнесенную в русскую литературу Д.И. Фонвизиным:" Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".
Вы правы, наша жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения, озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей, как Матрена, просто невозможно. Разрешите мне не согласиться. Не соглашусь, прежде всего потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа. Изуродовать, извратить – да, но не уничтожить.
Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова и главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.
10. Рефлексия
- Как вы думаете, нужны ли такие темы (нравственности, духовности..) на уроках литературы?
- Что показалось наиболее интересным, запоминающимся на уроке?
- О чем заставил задуматься вас этот рассказ?
-Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями А.И. Солженицына?
- Чем для нас с вами явилась жизнь и судьба этой русской женщины, как вы думаете? (это настоящий урок жизни – урок добра, совести, справедливости)
11. Заключительное слово учителя (на фоне тихо звучащей музыки). Зажигается вновь свеча.
У Матрёны ничего нет. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение Божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы мы помнили
12. Домашнее задание.
Творческая работа (на выбор)
1) Сочинение – рассуждение «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?
2) Сочинение – рассуждение «О чем бы я спросил(а) героиню?»
3) Сочинение – миниатюра «Как Матрёне удалось спасти свою душу?»
15