Тренинг: Я-толерантная личность(подратковый возраст)


ГБУ РК «Санаторий им.Н.К.Крупской для детей и детей с родителями»
Тренинг
по теме: «Я-толерантная личность»
Воспитатель: Ганиева Л.Э.
г.Евпатория,2013г.
Содержание
Теоретическая часть
Понятие «толерантность»..………………………………………………………1
Правила проведения тренинга…………………………………………………...2
Практическая часть
Тренинг «Я – толерантная личность»…………………………………………...3
Резюме……………………………………………………………………………..5
Список использованной литературы…………………………………………….6
Приложение………………………………………………………………………..7Понятие «толерантность».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность».
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  – это  не уступка,снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностнымотношением к окружающим.

-1-
Правила проведения тренинга
Цели и задачи тренинга:
• Ознакомить детей с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
• Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
• Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы «толерантной» атрибутикой (продуктами творчества детей) и позволяла бы детям сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.
Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности ребенка.
Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы:
• Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам
• Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия.
• Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы
• Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения ведущего давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам. Ведущий может принимать участие в некоторых упражнениях, особенно, если кто-то из подростков остался без пары, а также в том случае, если упражнение не требует непосредственного наблюдения или руководства со стороны ведущего.
Структура занятия
Тренинг рассчитан на 3 дня, с учетом минимального свободного времени у детей в санаторных условия в связи прохождения процедур и климатолечения, время -1 час / 1,5ч.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. 2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
-2-
Тренинг «Я – толерантная личность».
В начале проведения занятий проводиться знакомство детей с друг другом.
1.Игра «Бинго»
Ведущий раздает каждом участнику по листку бумаги. Задание: нарисовать образ человека-себя и на каждой части тела человека написать, что он любит, т.е. маленькая информация о себе. Например: имя, возраст, какой стиль музыки я люблю, какое любимое блюдо, хобби, от куда я родом и .д. . По 3 мин.каждому участнику. В конце проводится рефлексия, дети узнают много интересного друг об друге, находятся общие интересы.
2. «Рукопожатие или поклон»
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах, при этом показывая свое уважение и толерантность.
— 10 минут —
1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
• легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных группах.

В ходе ее поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.
3. Игра «Ответь на вопрос или закончи предложение»
Цель: определить поведение детей в различных ситуациях. Уважать мнение других, проявляя терпимость.
Участник выбирает листочек, с определенным текстом, читая вслух он отвечает на вопрос или заканчивает предложение, высказывая свое мнение. В конце честного и искреннего ответа, участник награждается аплодисментами. Игра проводится до тех пор, пока не будут вытянуты все листочки. В конце проводится беседа-обсуждение.
-3-
4. Игра «Три вопроса»
Каждый участник сможет проверить свою интуицию и знание людей
— 20 минут —
Предложите участникам объединиться в небольшие команды по шесть-семь человек. Один игрок от каждой команды выходит из комнаты. В это время его команда придумывает три вопроса, на которые игрок будет отвечать, когда его позовут обратно.
Вопросы должны помочь лучше понять этого человека и могут касаться его личности, биографии, жизненных принципов, целей и т. п.
Когда игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет ответить на три вопроса, при этом один ответ должен быть неискренним, неправдивым.
 Игроки определяют, какой ответ не содержит правды. Высказываемые мнения должны обосновываться.
 Отвечающий выслушивает обсуждение до тех пор, пока оно ему интересно, а потом сообщает членам команды, удалось ли им установить истину.
5. Игра «Учимся ценить индивидуальность»
Цель: Усилить групповую сплоченность и создание атмосферы открытости.
Ведущий: Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера. Предложение каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных детей в отряде. Это может быть признание всех очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т.п. Информация должна носить позитивный характер. Затем ведущий зачитывает, а дети отгадывают, кому принадлежат те или иные характеристики.
6. Игра «Доверься мне!»Цель: Развить у детей доверие друг к другу, умение поддерживать друг друга, быть опорой.
Участникам предлагается по очереди быть выходить в центр и падать спиной с закрытыми глазами, задача всей остальной группы – максимально поддержать игрока, при этом вытянув руки и сделав форму овала, чтобы игроку было безопасно и не страшно. Задача игрока-довериться своим товарищам. Игра проводиться до тех пор, пока все не выступят в роли доверяющего. В конце проведения тренинга всех ребят награждается дипломчиками, за участие в тренинге «Я – толерантная личность» и номинации: самый терпимый, смышленый, позитивный, добрый, активный, активный, доброжелательный и т.п.-4-
Резюме.
Дети ознакомились с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости.
Дети научились конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
В конце проведения тренинга всех ребят награждается Дипломчиками, за участие в тренинге «Я – толерантная личность» и номинации: самый терпимый, смышленый, позитивный, добрый, активный, доброжелательный и т.п.-5-
Приложение.
Игра «Бинго»

«Рукопожатие или поклон»
Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония).

Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия)


Игра «Ответь на вопрос или закончи предложение»
1)Мне нравятся люди, которые………….
2)Мне не нравятся люди, которые………….
3)Расскажи нам свои положительные качества.
4) Самое плохое качество человека – это……..
5) Если бы ты был животным, то кем ты был?
6) Дружба для меня –это……..
7) Когда я чувствую несправедливость, то я ……….
и т.п.
Игра «Доверься мне!»

Список использованной литературы:
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Похвала терпимости // Курьер ЮНЕСКО, 1992, сентябрь
3. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., «Ювента», 1999
4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., «Генезис», 1999.
5. Терпимость: преддверие мира // ЮНЕСКО, 1994.
-6-