Рабочая программа. Трудовое обучение. 5 класс для детей с умеренной умственной отсталостью.
Трудовое обучение
Пояснительная записка
Трудовое обучение занимает ведущее место в системе обучения и воспитания учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью. На уроках труда учащиеся овладевают элементарными трудовыми умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, т.е. на производствах, использующих труд инвалидов.
А.Р.Маллер отмечает, что роль трудовой подготовки значимо не только, из-за того, что учащиеся овладевают навыками и умениями, которые будут определять их социальную адаптацию, но и в том, что в процессе трудового обучения развивается познавательная деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит подростков перед необходимостью различать предметы, включенные в трудовую деятельность, знать свойства материалов, с которыми они работают. Учащиеся также должны уметь отчитаться о проделанной работе и оценить качество готового изделия. Все эти действия способствуют развитию восприятия, представлений, мышления и речи.
Труд оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у учащихся улучшается общее физическое развитие, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера.
Трудовая деятельность имеет большое воспитательное значение. В процессе трудовой подготовки у учащихся формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь особое значение в дальнейшем в установлении взаимоотношений в трудовом коллективе.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы учащиеся могли овладеть несложными видами работ. Учащиеся овладевают навыками несложных видов работ. Наибольшее распространение в учреждениях для этих детей получило картонажно-переплетное дело, работа с тканью, древесиной, с кожей, на ткацких станках. Практика показывает, что учащиеся могут научиться работе на швейных машинках (пошив фартуков, косынок, простыней, наволочек и т.п. При работе с древесиной учащиеся с помощью учителя изготавливают полки, подставки для цветов, ящики для рассады и т.п. Эти виды работ доступны только для учащихся с более сохранными познавательными возможностями.
Кроме вышеперечисленных видов труда подростки обучаются вязанию, бисероплетению, макраме, гильоширование, изготовление искусственных цветов, работе с бумагой, овладевают различными простыми сборочными работами (например, сборка коробок), занимаются другими видами работ, в зависимости от производственных условий образовательного учреждения и возможностей учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью. Трудовое обучение необходимо организовывать также с учетом деления на подгруппы мальчиков и девочек, если образовательное учреждение выбирает вид трудовой деятельности специфичный для девочек или для мальчиков.
В настоящее время распространены следующие направления допрофессиональной трудовой подготовки: растениеводство, деревообработка, шитье, ткачество, полиграфия, изготовление изделий из батика и керамики. В специальной (коррекционной) школе г.Усть-Илимска используется такое оригинальное направление как обработка кожи (учитель Князькова Е.В.). В процессе обучения у учащихся формируются навыки выполнения отдельных трудовых действий и операций. В связи с неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью и пресыщаемостью в процессе деятельности каждая операция требует отдельной отработки в ходе выполнения различных упражнений. Учитывая такие особенности учащихся, программы по каждому предмету трудовой подготовки предусматривает не только набор формируемых действий, но их операционный состав. В качестве примера приводятся краткое описание содержания обучения по некоторым названным направлениям, и приводится содержание работы по классам с бумагой, как одного из универсальных и наиболее распространенных направлений трудового обучения.
Организация уроков труда и общие методические указания к их проведению
Основной формой учебной работы являются сдвоенные уроки.
Учитель труда знакомит учащихся с правилами поведения в кабинете труда или мастерской и объясняет их обязанности. Большое внимание уделяется технике безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических требований на уроках труда.
Каждый учащийся имеет постоянное рабочее место. Это очень важное условие, так как на этих дети положительное влияние оказывает привычная обстановка.
Работа над изделием начинается с первого этапа - ориентировки в задании. Дети должны узнать, что необходимо сделать. Познакомиться с образцом изделия, понять, какие материалы и инструменты потребуются для выполнения работы. Учащиеся рассматривают образец, должны иметь возможность взять его в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон. При этом учитель руководит процессом рассматривания образца, указывает, на что следует обратить особое внимание
Учащихся необходимо заинтересовать будущей работой. Готовность воспринимать указания учителя в большинстве случаев обеспечивает выполнение учащимися несложных заданий. Для повышения мотивации учащиеся должны осознавать значимость своей работы. Важно показать учащимся, какое применение находит выполненная работа в практической деятельности.
После этапа ориентировки в задании учащиеся переходят к пробному выполнению трудовых действий. Поскольку первые попытки выполнить работу обычно сопряжены с неудачами, ученикам следует предоставить возможность поупражняться в выработке приемов работы. Тренировочные упражнения выполняют пропедевтическую функцию по формированию у подростков готовности к овладению навыком. Часто тренировочные упражнения представляют собой сопряженную деятельность педагога и учащихся.
Следующий этап – демонстрация правильного приема работы, сопровождаемого объяснением. Учитель обращает внимание учащихся на то, как правильно взяться за инструмент, на двигательные действия в ходе выполнения задания. Например, объясняет, что нанесение клея на бумагу в ходе картонажного дела выполняется от середины листа к его краям.
Для тренировочных упражнений используют материалоотходы.
Необходимые приемы работы вырабатываются в результате большого количества повторений. Однако следует иметь в виду, что длительные однообразные действия способствуют возникновению косного стереотипа, который с трудом преодолевается в новых условиях. Поэтому на данном этапе целесообразно формировать приемы на уровне навыков. Последние вырабатываются во время практических работ.
После того, как учащиеся овладеют приемами труда в тренировочных упражнениях, они переходят непосредственно к практической работе по выполнению задания. Прежде чем учащиеся приступят к выполнению работы, учитель подробно рассказывает о цели работы, и представляет детям возможность, осмотреть материалы и орудия труда. Не следует требовать от учащихся, чтобы они сразу приступали к работе, так как в этом случае их внимание будет направлено не на выполнение задания, а на осмотр предметов, с которыми им предстоит действовать.
При выполнении практических работ происходит качественная отработка отдельных приемов, вырабатывается навык.
Учитель внимательно наблюдает за работой и руководит ею: обращается к учащимся с вопросами, делает замечания, дает по мере необходимости указания и показывает, как выполняется та или иная операция. В процессе обучения применяется индивидуальный и групповой инструктаж. Если кто-либо из учащихся допускает ошибку, учитель останавливает работу и показывает и объясняет всем, как следует выполнять операцию, т.е. инструктирует всю группу.
Обычно учащиеся нуждаются в индивидуальном инструктаже. Учитель имеет возможность помочь каждому ученику в отдельности, дифференцируя при этом виды помощи (сопряженная деятельность с учеником, использование образца изделия, устная инструкция и т.п.).
Практическая деятельность на уроках труда должна давать подросткам эмоциональное удовлетворение. Для этого им необходимо видеть итоги своего труда по возможности на каждом учебном занятии. Не следует давать задания, которые требуют длительного выполнения.
В процессе трудового обучения следует предъявлять дифференцированные требования к двигательно беспокойным, расторможенным учащимся и к вялым, инертным.
Первая группа учащихся в начале обучения нуждается в систематическом переключении с одного вида деятельности на другой для выработки, не только трудовых навыков, но и усидчивости. Этим учащимся можно на начальном этапе поручать такие работы, как укладка заготовок, складирование готовой продукции, постепенно включая их в трудовой процесс.
Вторая группа учащихся нуждается в постоянном побуждении со стороны учителя, разных формах поощрения практически за каждый этап выполненной работы.
Обучение труду должно стимулировать и развивать нарушенные процессы двигательной сферы и психики в целом. Поэтому после приобретения подростком нужного навыка необходимо, по возможности, его перевести на другой, относительно более сложный, но посильный трудовой процесс. Необходимо избегать требований как завышающих, так и занижающих возможности учащихся.
В процессе выполнения задания учащимся приходится длительное время заниматься однообразной, монотонной работой, в результате чего происходит так называемое «психическое насыщение». Подростки начинают отвлекаться, вставать с рабочего места, прекращают работу. Поэтому в уроки труда рекомендуется вносить больше разнообразия: менять учащимся виды деятельности, предусматривать элементы соревнования, стимулирующее воздействие, физкультминутки.
В ходе практических работ учащиеся учатся давать отчет о проделанной работе. При достаточном внимании к речевому развитию учащихся их можно научить отвечать на вопросы о выполненной работе. Самостоятельно рассказывать о проделанном многие ученики не могут и ставить перед ними такую задачу в обобщенном виде не следует («Расскажи, как ты сделал эту вещь»). Целесообразно задавать учащимся ряд конкретно поставленных вопросов по каждому этапу работы.
По окончании работы необходимо провести итоговую беседу, что важно в воспитательных целях. Важно оценить отношение к работе в целом учащихся, а потом уже объективно оценить качество изделия. Чтобы научить учащихся оценивать готовую продукцию, учитель вначале отдельно с каждым учеником сравнивает работу с образцом, учащийся находит и объясняет с помощью взрослого допущенные ошибки. После многократных повторений учащиеся самостоятельно оценивают качество своей и чужой продукции. Учащимся задаются следующие вопросы: «Правильно ли у тебя получилось?», «Есть ли у тебя ошибки?», «Нравится ли тебе работа одноклассника?», «Как она сделана?». Учитель добивается того, чтобы учащиеся не только находили ошибки, но и объясняли их. Постепенно следует повышать степень самостоятельности учащихся при характеристике конечного результата труда.
Каждому ученику следует знать требования к готовому изделию. Характеристика этих качеств дается в виде алгоритма на табличке.
Большинство учащихся относятся к урокам труда ответственно, стараются выполнить работу быстро и по возможности без ошибок. Учителю необходимо поощрять положительное отношение к работе, используя для этого разные средства. Подросткам необходима похвала при всей группе, участие в культурно-массовых мероприятиях, т.е. социальные виды стимуляции.
Нельзя оставлять без внимания малейшие проявления положительного отношения учеников к заданию. Даже самые небольшие успехи учеников надо отмечать похвалой.
Таким, образом, в ходе трудового обучения подростки получают элементарные умения и навыки, владение которыми позволит им выполнять несложные практические работы в особо созданных условиях.
Трудовая деятельность для этих лиц – основной способ их адаптации к жизни.
5 класс
Навыки организации трудовой деятельности учащихся. Распределение учащихся по рабочим местам и закрепление за ними рабочего места. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Обязанности санитаров и бригадиров. Составление списка дежурных по комнате трудового обучения и объяснение их обязанностей. Повторение правил содержания рабочего места. Элементы техники безопасности.
Повторение материала, пройденного в 4 классе. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение бумаги).
Повторение действий с бумагой. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой.
Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги. Сгибание листа гармошкой.
Инструменты: ножницы, гладилка, шаблон, мерочка.
Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие, узкие, долевые, поперечные. Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты, треугольники, прямоугольники. Вырезывание картинок из журналов и газет. Составление коллективных тематических работ из этих картинок.
Упражнения в резании по прямым и кривым линиям, округление углов прямоугольников, квадратов на глаз. Симметричное вырезывание из кругов и овалов, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов по нарисованному контуру. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок.
Выполнение изделий из бумаги
Изготовление дидактического материала по предмету элементарная математика.
Выполнение вертушки. Ознакомление с образцами вертушек. Рассматривание материалов, необходимых для изготовления вертушки. Повторение порядка предварительного планирования трудовых действий по образцу. Выполнение изделия.
Выполнение елочной гирлянды из полос цветной бумаги (цепочка). Ознакомление с образцами изделий. Разметка бумаги по шаблону. Работа с ножницами. Сборка гирлянды.
Выполнение гирлянды «змейка». Ознакомление с образцами изделий. Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до края.
Выполнение флажков из цветной бумаги. Выполнение закладки для книг. Выполнение веера из бумаги. Выполнение гармошки. Выполнение конвертов для писем. Последовательность работы при выполнении изделий будет следующая: ознакомление с образцами изделий; заготовка листов бумаги по заданному размеру; разметка по шаблону; вырезывание ножницами, фальцовка.
Выполнение часового циферблата. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов бумаги по шаблону (круг). Вырезывание ножницами.
Выполнение коврика из цветных полосок бумаги. Ознакомление в образцами изделий. Заготовка листов и цветных полосок бумаги. Плетение коврика.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Выполнение итоговой работы.
№ п/пДата Кол-во часов Тема урока Образовательная задача Словарная работа Оборудование
план факт 28.03 1 Поделка из разных материалов «Встречаем птиц». Заготовка деревьев. Учить скручивать бумагу для изготовления деревьев Дерево Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
28.03 1 Изготовление скворечника из геометрических фигур. Учить изготавливать скворечник из геометрических фигур Скворечник Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
29.03 1 Заготовка листьев. Совершенствовать умения работать с шаблоном Листья Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
29.03 1 Сборка и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
30.03 1 Поделка из бросового материала «Лабиринт». Заготовка деталей. Заготовка деталей для лабиринта Лабиринт Коробка, трубочки от коктейля, ножницы, клей, цветная бумага
30.03 1 Сборка лабиринта. Учить собирать готовый лабиринт Ножницы, клей, цветная бумага
31.03 1 Коллективная работа «Солнышко». Изготовление лучиков. Формировать умения изготавливать лучики Солнышко, лучики Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
31.03 1 Украшение лучиков. Формировать умения украшать лучики Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
01.04 1 Изготовление солнышка. Формировать умения Формировать умения изготавливать солнышко Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
01.04 1 Сборка и окончательная отделка солнышка. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
04.04 1 Работа с металлическим конструктором «Салазки». Учить собирать салазки из металлического конструктора Салазки Металлический конструктор
04.04 1 Сборка и разборка салазок. Учить собирать и разбирать салазки Металлический конструктор
05.04 1 Работа с металлическим конструктором «Мотоцикл». Учить собирать мотоцикл из металлического конструктора Мотоцикл Металлический конструктор
05.04 1 Сборка и разборка мотоцикла. Учить собирать и разбирать мотоцикл Металлический конструктор
06.04 1 Поделка из пластилина «Марсиане». Формировать умения работать с пластилином, изготавливать марсиан Марсиане Пластилин, стека, доска для лепки
06.04 1 Марсиане – такие разные. Формировать умения изготавливать марсиан Пластилин, стека, доска для лепки
07.04 1 Поделка из геометрических фигур «Космическое путешествие». Заготовка деталей. Формировать умения изготавливать геометрические фигуры для поделки Геометрические фигуры Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
07.04 1 Сборка и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
08.04 1 Поделка из пластилина «Сияющие звезды». Формировать умения работать с пластилином, изготавливать звезды Звезды Пластилин, стека, доска для лепки
08.04 1 Украшение звезд. Формировать умения украшать звезды Пластилин, стека, доска для лепки
11.04 1 Поделка из пластилина «Летающие тарелки». Заготовка деталей. Формировать умения работать с пластилином, изготавливать летающие тарелки Летающая тарелка Пластилин, стека, доска для лепки
11.04 1 Сборка и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Пластилин, стека, доска для лепки
12.04 1 Поделка из пластилина «Быстрые ракеты». Заготовка деталей. Формировать умения работать с пластилином, изготавливать ракеты Ракета Пластилин, стека, доска для лепки
12.04 1 Сборка и окончательная отделка ракеты. Совершенствовать умения собирать композицию Пластилин, стека, доска для лепки
13.04 1 Работа с металлическим конструктором «Башенный кран». Учить собирать башенный кран из металлического конструктора Башенный кран Металлический конструктор
13.04 1 Сборка и разборка башенного крана. Учить собирать и разбирать башенный кран Металлический конструктор
14.04 1 Работа с металлическим конструктором «Грузоподъемник». Учить собирать грузоподъемник из металлического конструктора Грузоподъемник Металлический конструктор
14.04 1 Сборка и разборка грузоподъемника. Учить собирать и разбирать грузоподъемник Металлический конструктор
15.04 1 Объемная аппликация «Кактус». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для кактуса Кактус Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
15.04 1 Сборка деталей для кактуса. Формировать умения собирать детали для кактуса Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
18.04 1 Сборка кактуса. Формировать умения собирать кактус Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
18.04 1 Окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
19.04 1 Аппликация из бумаги «Ромашки». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для ромашки Ромашка Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
19.04 1 Сборка цветков ромашки. Формировать умения собирать ромашки Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
20.04 1 Заготовка деталей украшения. Формировать умения заготавливать детали для украшения Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
20.04 1 Оформление поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
21.04 1 Аппликация из пластилина «Вербное воскресенье». Изготовление веточек вербы. Формировать умения работать с пластилином, изготавливать веточки вербы Вербное воскресенье Пластилин, стека, доска для лепки
21.04 1 Украшение веточек вербы. Формировать умения украшать веточки вербы шариками ваты Верба Пластилин, стека, доска для лепки
22.04 1 Изготовление вазы. Формировать умения изготавливать вазу из пластилина Ваза Пластилин, стека, доска для лепки
22.04 1 Сборка композиции. Совершенствовать умения собирать композицию Пластилин, стека, доска для лепки
25.04 1 Работа с металлическим конструктором «Транспортный вертолет». Сборка кабины. Учить собирать транспортный вертолет из металлического конструктора Транспортный вертолет Металлический конструктор
25.04 1 Сборка пропеллеров. Учить собирать пропеллеры пропеллер Металлический конструктор
26.04 1 Соединение деталей. Формировать умения соединять детали одной модели Металлический конструктор
26.04 1 Сборка и разборка вертолета. Учить собирать и разбирать вертолет Металлический конструктор
27.04 1 Аппликация из бумаги «Пасхальное яйцо». Заготовка яйца. Формировать умения заготавливать детали для яйца Яйцо, Пасха Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
27.04 1 Заготовка деталей для курицы. Формировать умения заготавливать детали для курицы Курица Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
28.04 1 Сборка курицы. Формировать умения собирать курицу Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
28.04 1 Заготовка деталей для цыплят. Формировать умения заготавливать детали для цыплят Цыпленок Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
29.04 1 Сборка цыплят. Формировать умения собирать цыплят Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
29.04 1 Украшение и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
02.05 1 Работа пластмассовым конструктором «Клумба». Учить изготавливать клумбу из пластмассового конструктора Клумба Пластмассовый конструктор
02.05 1 Изготовление цветов для клумбы. Учить изготавливать цветы из пластмассового конструктора Пластмассовый конструктор
03.05 1 Работа с металлическим конструктором «Машина военных». Учить собирать машину военных из металлического конструктора Машина военных Металлический конструктор
03.05 1 Сборка передней части машины. Учить собирать переднюю часть машины Металлический конструктор
04.05 1 Сборка задней части машины. Учить собирать заднюю часть машины Металлический конструктор
04.05 1 Сборка и разборка машины военных. Учить собирать и разбирать машину военных Металлический конструктор
05.05 1 Открытка с гвоздиками на 9 Мая. Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для открытки Гвоздики Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаш
05.05 1 Украшение и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаш
06.05 1 Поделка на 9 Мая «Яблоня в цвету». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали цветов Яблоня Веточки, бумажные салфетки, ножницы, клей
06.05 1 Наклеивание цветов. Формировать умения наклеивать цветы на веточки Веточки, бумажные салфетки, ножницы, клей
10.05 1 Работа с металлическим конструктором «Гоночный автомобиль». Учить собирать гоночный автомобиль из металлического конструктора Гоночный автомобиль Металлический конструктор
10.05 1 Закрепление деталей гоночного автомобиля. Учить закреплять детали гоночного автомобиля Металлический конструктор
11.05 1 Подсоединение колес. Учить подсоединять колеса Металлический конструктор
11.05 1 Разборка гоночного автомобиля. Формировать умения разбирать гоночный автомобиль Металлический конструктор
12.05 1 Работа с металлическим конструктором «Цветы». Учить собирать цветы из металлического конструктора Металлический конструктор
12.05 1 Работа с металлическим конструктором «Деревья». Учить собирать деревья из металлического конструктора Металлический конструктор
13.05 1 Обрывная аппликация «Березка». Заготовка деталей. Учить заготавливать детали для березки в технике обрывной аппликации Березка Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
13.05 1 Сборка и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
16.05 1 Аппликация из бумаги «Насекомые». Изготовление травинок. Формировать умения изготавливать травинки Насекомые, травинка Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
16.05 1 Изготовление деталей насекомых. Формировать умения заготавливать детали для насекомых Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
17.05 1 Сборка насекомых. Формировать умения собирать насекомых из деталей Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
17.05 1 Сборка и окончательная отделка поделки. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш
18.05 1 Работа с металлическим конструктором «Машина с прицепом». Сборка прицепа. Учить собирать гоночный автомобиль из металлического конструктора Машина, прицеп Металлический конструктор
18.05 1 Сборка машины. Формировать умения собирать машину из металлического конструктора Металлический конструктор
19.05 1 Подсоединение прицепа к машине. Формировать умения соединять детали одной модели Металлический конструктор
19.05 1 Сборка и разборка машины. Формировать умения собирать и разбирать машину Металлический конструктор
20.05 1 Поделка из разных материалов «Цветочная поляна». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для поделки Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши
20.05 1 Сборка и окончательная отделка изделия. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши
23.05 1 Работа с металлическим конструктором «Автобус». Сборка кабины. Учить собирать автобус из металлического конструктора Автобус Металлический конструктор
23.05 1 Сборка салона автобуса. Учить собирать салон автобуса Салон Металлический конструктор
24.05 1 Соединение деталей. Формировать умения соединять детали одной модели Металлический конструктор
24.05 1 Сборка и разборка автобуса. Формировать умения собирать и разбирать автобус Металлический конструктор
25.05 1 Аппликация из бумаги «Воздушный шар». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для поделки Воздушный шар Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши
25.05 1 Сборка и окончательная отделка изделия. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши
26.05 1 Объемная аппликация из бумаги «Радуга». Заготовка деталей. Формировать умения заготавливать детали для поделки Радуга Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши
26.05 1 Сборка и окончательная отделка изделия. Совершенствовать умения собирать композицию Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, цветные карандаши