Статья «Обеспечение информационной безопасности детей через взаимодействие работы школы и родителей»
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Республиканский межведомственный семинар по теме
«Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях Республики Хакасия».
Доклад
«Обеспечение информационной безопасности детей через взаимодействие работы школы и родителей».
Подготовил: Бутенко С.И. преподаватель-организатор ОБЖ
г.Абакан – 2014 г.
Обеспечение информационной безопасности детей через взаимодействие работы школы и родителей.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контекта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией, экстремизма в молодежной среде. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы экстремисткой направленности, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к интернету. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше – дети и подростки. В России восемьдесят пять процентов российских детей в возрасте от 10 до 17 лет активно пользуются Интернетом. По статистическим данным в Сети они проводят до 25 часов в неделю и, как правило, пользуются Интернетом бесконтрольно.В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем».
Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе.
В современных политических условиях усилившиеся с развалом Союза политические, территориальные, национально-этнические, религиозные противоречия привели к резкому обострению экстремизма в молодежной среде. Одним из примеров сегодняшнего дня, события на Украине , где господствуют националистические, антифашизкие и экстремизкие настроения, а участниками в большей степени являются молодые люди. В сфере этих событий интернет насыщен антироссийской пропагандой, искажению действительных событий, и информационной лжи. Поэтому нам педагогам следует понимать, что подключаясь к Интернет, ребенок получает не только положительную информацию, но и негативную, которая с учетом психологических особенностей ребенка формирует его мировоззрение.
Нам педагогам совместно с родителями необходимо своевременно реагировать на психологические, поведенческие изменения, происходящие у ребенка. И уметь правильно отреагировать и направить ребенка на правильный путь.
Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего это ограничить:
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической, экстремисткой или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть представители различных националистических, экстримизких, религиозных группировок, сект, которые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личной встречи, формировать у молодого человека собственные экстремизкие, религиозные взгляды.
Именно обеспечению безопасности наших детей при пребывании в сети Интернета и будет посвящено мое выступление.
Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. В первую очередь родители, школа. Педагогам необходимо убедить родителей, чтобы они не стеснялись обращаться за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю. Школа, со своей стороны, обязана проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.
Через родительское собрание, беседы с родителями - педагогам, психологам, социальными педагогами вырабатываются рекомендации для родителей по информационной безопасности:
Посещать Интернет вместе с детьми. Поощрять детей, просить их делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
Объяснить детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
Объяснить ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
Объяснять ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
Что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
Объяснять детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучить их спрашивать о том, в чем они не уверены;
Не обходимо контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Как научить детей отличать правду от лжи в сети Интернет?
Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернета материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.
Объяснить ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт, и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.
Начинать надо, когда ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже младшие школьники уже успешно используют сеть Интернета, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;
Необходимо не забывать спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начать с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
Необходимо убедиться, что ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам).
Необходимо приучить ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.
Нужно объяснить детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда.
Нам педагогам необходимо внушить родителям, что они обязаны:
1) Регулировать просмотр интернета;
2) Блокировать сайты, несущие негативную информацию;
3) Прятать модемы, когда уходят по делам;
4) Ежедневно просматривать «историю» просмотра сайтов в интернете;
5) Не допускайте сквернословия;
6) Проверять круг общения ребенка.
Каждый педагог, работающий с детьми, обязан помнить:
1) Если раньше взрослые старались предостеречь детей от опасностей, которые подстерегают их на улице, то сегодня возникла проблема безопасности ребёнка в киберпространстве. Для того, чтобы обеспечить эту безопасность, необходимо в первую очередь самим хорошо знать эту зону. В рамках данного исследования самими учителями не раз поднималась проблема того, что их уровень знаний информационного пространства значительно отстает от знаний детей. Поэтому в первую очередь необходимо повышать уровень информационной грамотности самих учителей;
2) Учителям в рамках своих уроков необходимо как можно больше применять современных информационных технологий и сразу предостерегать своих учеников о возможном их негативном влиянии;
3) В воспитательной работе уделять внимание воспитанию информационной культуры учащихся, формировать мировоззренческие взгляды с учетом современных политических событий.
4) Проводить уроки медиаобразования, на которых давать самые необходимые знания по соблюдению безопасности в информационном пространстве.
В заключении своего выступления хочется сказать, что именно на нас родителей и педагогов сегодня ложится главная задача не проглядеть ребенка, не дать ему под действием Интернет ресурсов попасть под влияние экстремизких, религиозных, националистических и других негативных взглядов.
15