«Толерантность в этническом и культурном многообразии России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 с.Шедок
Мостовский район, Краснодарский край
Разработка классного часа на тему:
«Толерантность в этническом и культурном
многообразии России»
Классный руководитель 9 класса
Учитель английского языка МБОУ СОШ № 3
Тращиева Татьяна Васильевна
с.Шедок
Мостовский район
2014 г.
Цели:
Улучшение психологического климата в классе.
Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся.
Задачи:
Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
Развить навыки социального поведения.
Выработать принципы толерантного поведения.
На стенде – эпиграф к классному часу и определение толерантности, дерево толерантности.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
Б. Шоу
Ход занятия:
1. Вступительная беседа учителя:
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев. Для того чтобы жить без конфликтов и войн, важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, не так легко быть полностью объединенными в любой группе: будь то государство, школа, семья и т.д. именно потому, что мы разные и для того, чтобы жить в мире и согласии, нам необходимы такие качества как взаимоуважение, уступчивость, сдержанность, доброжелательность.
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важных качеств личности, которое позволяет правильно понять другого человека, его культуру и традиции.
Для начала мы с вами попробуем выяснить, какие сходства и различия существуют между людьми.
2. «Сходства и различия».
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».
Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вопросы для обсуждения:
Ш Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Ш Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Ш Какие религии вы знаете?
Ш Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
Ш Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Ш Как общаются между собой старые и молодые люди?
Вывод.
О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
3. «Давайте пофантазируем...»
Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, национальность, сумма знаний и т. д.).
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?
Таким образом, различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества и толерантности. Не всем, может, знакомо это слово, и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и умеющий уважать других. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
4. Что же такое толерантность?
Термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара (сообщение подготовила ученик/ученица)
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
5.Рассмотрение и анализ схемы толерантности.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдывать мои надежды, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам. Потому что я - это я, а ты - это ты. Но если мы встретились и поняли друг - друга-это прекрасно! А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. «Молитва о встрече».
1. Две дороги. «Перед вами две дороги, выбирайте» Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину, – что с вашей ногой?
- я сломал ее кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!
Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдете себе счастье. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Марка Лисянского «Добрые слова».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты.
6.Игра «Комплименты».
Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).
Вывод: Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.
Каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Предлагается отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.
7.Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену. Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
8. Игра «Бумажный самолетик»
Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.
Игра «Садовник».
Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.
Вывод: Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.
Существует два пути развития личности: толерантный и интолерантный .
· Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
· Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие,
Гуманизм
Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Пренебрежение
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
Агрессивность
Вывод: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Однако иногда бывает, что вы сталкиваетесь с проблемой, интолерантным поведением и не знаете, что делать. Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:
· В чем заключается проблема?
· Чем она вызвана?
· Каковы возможные пути решения проблемы?
· Какое решение вы можете предложить?
· Кто вам может помочь?
Сейчас мы будем учиться решать сложные ситуации. Для этого разделимся на группы, и каждая группа будет обсуждать проблему, используя данные вопросы, а затем предложит найденные общими усилиями пути выхода из ситуации (остальные группы могут соглашаться, возражать и предлагать свои варианты).
Итак, «Что делать, если»:
· Я переехал на новое место и пришел в новый класс.
· Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.
· Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.
· У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.
Творческое задание
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, поселок, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
· Не ссориться, стараться понять друг друга
· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
· Больше общаться, узнавать друг друга
· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
15