Места перехода проезжей части


Министерство образования и науки РФ
МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа
Кологривского муниципального района Костромской области
Методическая разработка на тему
практическая работа «Места перехода через проезжую часть»
4 класс
Смирнова Елена Павловна
учитель начальных классов
г. Кологрив ул. Верхняя, д. 16
телефон (4942) 34-12-65
2014 г.

Аннотация
Детский дорожно–транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются тысячи дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Данная методическая разработка посвящается обучающимся 4 класса, так как основной фундамент знаний закладывается в начальной школе. Начальная школа играет главную роль в пропаганде правил дорожного движения на дорогах и предупреждению ДДТТ.
Содержание
Методическая разработка по теме: практическое занятие «Места перехода через проезжую часть» подразумевает использование как самостоятельно, так и органической составной частью программы курса ОБЖ для образовательных учреждений, составленной на основе авторской программы Л. П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой (Москва, «Просвещения»,2012)
Цель данной методической разработки: сформировать у учащихся потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.
Практическое занятие ставит своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.
Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Важнейшая форма работы в школе – урок, на котором дети получают знания, обрабатывают умения и доводят полученные знания до автоматизма. В своей работе я использую такие методы и формы обучения:
Формы учебной работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, дифференцированная, самостоятельная.
Формы текущего контроля предметных учебных действий: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, практикум, тест.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На практическом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Кроме основных методов обучения на уроках широко использую практические занятия в форме сюжетных, ролевых игр.
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в формировании у учащихся знаний, умений, навыков по какой - либо теме. Так, они способствуют закреплению знаний о правилах дорожного движения, формированию навыков учащихся во время практических занятий на улицах городов и поселков. Кроме того, мы рассматриваем игры как важное психолого-педагогическое средство развития устойчивого познавательного интереса к учебному предмету вообще и к предмету ОБЖ в частности. При использовании игр следует помнить, что необходимо разумное чередование игр с другими видами деятельности, имеющими ту же воспитательную цель. Важно подчеркнуть, что ощутимый результат возможен лишь при систематическом применении комплексов игр
Описание дидактических игр, используемых на уроке:
Игра «Пешеходный переход» Учащиеся делятся на группы по 5 человек. В упражнениях отрабатываются действия перехода дороги по пешеходному переходу: остановка, прислушивание и повороты головы во все стороны, налево и направо. Проводятся индивидуальные и групповые упражнения по практической отработке двигательных навыков перехода улицы и дороги.
Игра «Перекрёсток» Учащиеся разбиваются на группы (по 3-4 чел.) «водителей» и «пешеходов» и переходят регулируемый перекресток. В групповых и индивидуальных упражнениях отрабатывают переход по зеленому сигналу светофора. Затем «водители», держа в руках желтые кружочки, делают повороты «автомобиля» налево и направо, «пешеходы» делают повороты головой, учитывая возможные повороты «автомобилей».
Слово учителя играет ведущую роль при обучении детей ПДД. Для её решения, как показывает практика для лучшего усвоения, необходимо учителю, применять методические приёмы такие, как сравнение, сопоставление, иллюстрируя их примерами, сопровождая демонстрацией диафильмов, кинофильмов. Данная работа в решение проблемных ситуаций активизирует мысль учащихся.
Грамотный, культурный участник дорожного движения, способный обеспечить свою безопасность на дороге и не стать причиной ДТП, должен воспитываться с раннего детского возраста. Многие дети сегодня не обладают достаточным богатством знаний и навыков, поэтому правила дорожного движения следует изучать с раннего детства, затем в школе и продолжать дома.
Введение
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Самым проблемным и приоритетным направлением деятельности для ГИБДД является детский дорожно-транспортный травматизм. За 6 месяцев 2013г. в Костромской области на 63,6% выросло количество ДТП с участием детей. Всего зарегистрировано 36 ДТП с детьми, в которых 1 ребенок погиб и 38 получили травмы. Основной возраст пострадавших детей: от 11 до 14 лет – 14; до 7 лет – 10 ДТП; от 7 до 10 лет - 8; от 15 до 16 лет – 4. Значительно возросло число ДТП по неосторожности самих детей.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, по которым дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах элементарной дорожной грамоты.
Эти уроки помогут учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научат правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, будут способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
МОУ Кологривская средняя обшеобразовательная школа вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма уделяет особое внимание. Специфика местонахождения образовательного учреждения вносит свои коррективы в организацию работы по предупреждению ДДТТ и определяет круг основных проблем. Прежде всего, хотелось бы отметить, что с одной стороны, дети нашего города, чувствуют себя в относительной безопасности. Здесь есть интенсивное движение транспортных средств, нет светофоров, именно в этом, с моей точки зрения и таится опасность. При движении по городу водители проезжают, соблюдая ограничения в скорости (не всегда), но опасность состоит в том, что дети чаще всего перемещаются по проезжей части, могут неожиданно оказаться перед близко идущим транспортом. Но главная проблема, состоит в том, что дети, обучаясь в школе в течение 11 лет, не сталкиваясь ежедневно с проблемами города, обученные теоретическим и практическим основам безопасного поведения на дороге, могут растеряться, оказавшись в сложной ситуации на дороге. Вопросы обучения безопасному поведению на дорогах и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного движения. Актуальность проблемы изучаются в интеграция курса ОБЖ в части изучения ПДД и курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Практически в каждом классе с 1-4 кл. при изучении курса ОБЖ выделен блок «Безопасность дорожного движения», который позволяет говорить о комплексном подходе в организации обучения, в основу которого заложен принцип непрерывности обучения безопасному участию в дорожном движении.
Я считаю, что ребенок это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому моя методическая разработка позволяет на практике повторить, закрепить и корректировать знания и умения детей по правилам дорожного движения.
Основная часть
Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок является четвёртым в разделе «Безопасное поведение на улицах и дорогах». Урок проводится с учениками 4 класса, предварительно можно провести экскурсию по городу, посмотреть места перехода в нашем городе: пешеходные переходы, перекрёстки.
Знакомство учащихся с улицами города. Дорога в общеобразовательное учреждение и домой. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода проезжей части дороги.
Учащиеся должны знать:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости.
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
Содержание тем учебного предмета
4 класс
1. Дорога, ее элементы.
Элементы дороги в городе: проезжая часть, тротуар, поребрик, трамвайные пути. Элементы дороги за городом: проезжая часть, обочина, кювет. Дорога учащихся в школу – опасные участки. Необходимость соблюдения ПДД.
2. Места перехода через проезжую часть.
Пешеходные переходы: регулируемый и нерегулируемый. Перекрестки: регулируемый и нерегулируемый. Где еще можно переходить дорогу. Места перехода проезжей части учащимися при движении в школу.
3. Практическое занятие «Места перехода через проезжую часть».
Отработка практических навыков перехода проезжей части на пешеходном переходе, перекрестке.
4. «Дорожные ловушки».
Опасные ситуации на дороге, когда пешеходу угрожает скрытая опасность.
5. Регулирование дорожного движения.
Светофоры. Виды транспортных светофоров. Пешеходный светофор. Назначение разных видов светофоров.
6. Поездка на транспортных средствах.
Поездка на трамвае. Правила поведения в метро. Опасные ситуации.
7. Дорожные знаки и дорожная разметка.
Группы дорожных знаков. Виды дорожной разметки. Дорожные знаки и дорожная разметка в микрорайоне школы
8. Безопасные игры.
9. Управление велосипедом.
История развития велосипеда. Подготовка велосипеда к поездке.
10. Заключительное занятие.
Заключение
Ежегодно на дорогах совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать учитель начальных классов и родители. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача учителей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями учителей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенная разработка – попытка организовать на практике систему деятельности учителей по обучению учеников начальных классов основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Тема урока: практическая работа «Места перехода через проезжую часть»
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид урока: практикум
Цель методическая: формирование ответственного и безопасного отношения к правилам поведения учащихся на улицах и дорогах города.
Цели образования (обучения, воспитания, развития): закрепление знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу, на перекрёстке; развитие способности ориентировки на улицах и дорогах, понимание необходимости порядка на улице и дороге, обогащения словарного запаса и расширение детского кругозора; воспитание уважения к правилам перехода проезжей части.
Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, тест по правилам дорожного движения (презентация); буклеты «Правила перехода», дорожные знаки, светофорик (для практической части).
Межпредметные и внутрипредметные связи: окружающий мир.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, средства, приём
1. Орг. момент (1 мин.) - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок по правилам дорожного движения. На уроке нам понадобятся внимание, мышление и хорошее настроение. Беседа
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
(4 мин.) - Начинается новый день. Встаёт солнышко, рассеиваются облака, просыпается от ночного сна природа. Звенят будильники в домах и с каждой минутой на улицах становится всё оживлённей. Все спешат на работу, в школу.
Отгадайте ребусы и вы узнаете тему урока (слайд 2)- Тема сегодняшнего урока очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На уроке мы закрепим правила перехода проезжей части по пешеходному переходу, на перекрёстке и будем учиться ориентироваться на улице и дороге, предвидеть опасность.
Цель сегодняшней урока: проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике! + Места перехода через проезжую часть. Беседа
3. Закрепление изученного материала (5 мин.) - Где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумать. Того и гляди, попадёшь под машину. А где переходить улицу?
- Давайте вспомним виды пешеходных переходов. (слайд 3)
-Почему следует переходить дорогу только по пешеходному переходу?
- Где устраиваются подземные переходы?
- Как вы думаете, какой из всех видов пешеходных переходов самый безопасный? Почему?
- Давайте вспомним правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу.
- Что значит регулируемый пешеходный переход?
- Напомните правила перехода по регулируемому пешеходному переходу.
+ Там где есть знак пешеходный переход.
+ Регулируемый и нерегулируемый, надземный и подземный.
Ответы детей.
+ В больших городах, на улицах где большое движение транспорта, где переход через проезжую часть опасен.
+ Самые безопасные переходы это подземный и надземный. Идёшь подземным коридором, а машины едут поверху, а если идёшь по надземному пешеходному переходу, то можно любоваться машинами с высоты. Пешеходам спокойно, удобно и быстро.
+ Остановились у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на поребрик. Смотрим налево, направо, пропускаем все близко движущиеся транспортные средства. Убедились, что нет транспортных средств, движущихся в сторону пешеходного перехода задним ходом, начинаем переход только на безопасном расстоянии от движущихся транспортных средств, пересекаем проезжую часть быстрым шагом, но не бегом. Не прекращаем наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа. Идем по переходу под прямым углом, а не по диагонали, придерживаемся правой стороны, нельзя идти, взявшись за руки.
+ Движение пешеходов регулируется светофором.
+ Надо остановиться на краю тротуара, не наступая на поребрик. Дождаться разрешающего (зелёного) сигнала светофора. Убедиться, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов. Обратить внимание на поворачивающий транспорт. Переходить надо под прямым углом к тротуару, а не наискосок. Беседа, рассказ
4. Практическая работа (5 мин.) - Сейчас мы проверим ваши знания на практике. Поиграем в игру «Пешеходный переход» Учащиеся делятся на группы по 5 человек. В упражнениях отрабатываются действия перехода дороги по пешеходному переходу: остановка, прислушивание и повороты головы во все стороны, налево и направо. Проводятся индивидуальные и групповые упражнения по практической отработке двигательных навыков перехода улицы и дороги. Решение проблемной ситуации через ролевую игру.
5. Физкультминутка (2 мин.) Постовой стоит упрямый
Людям машет: Не ходи!
Здесь машины едут прямо
Пешеход, ты погоди!
Посмотрите: улыбнулся
Приглашает нас идти
Вы, машины, не спешите
Пешеходов пропустите! (шагают на месте) (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
(руки перед собой)
(руки в стороны)
(руки на пояс)
(шагают на месте)
(хлопки руками)
(прыжки на месте) 6. Закрепление изученного материала (4 мин.) - Опасное место на улице для машин и для пешеходов – перекрёсток. Что такое перекрёсток?
- Какие виды перекрёстков вы знаете? (слайд 4)
- Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого.
- Напомните мне правила перехода на перекрёстке. + Перекрёсток – это пересечение двух или нескольких улиц.
+ Перекрёстки бывают: крестообразные, Х-образные, Т-образные, У-образные
+ Регулируемые и нерегулируемые.
+ Перекрёсток, на котором движение не регулируется светофором или регулировщиком, называется нерегулируемым. Перекрёсток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым.
Высказывания детей. Беседа, рассказ.
7. Практическая работа. Игра «Перекресток» (5 мин.)
- Сейчас мы с вами проверим ваши знания на практике, поиграем в игру «Перекрёсток» Учащиеся разбиваются на группы (по 3-4 чел.) «водителей» и «пешеходов» и переходят регулируемый перекресток. В групповых и индивидуальных упражнениях отрабатывают переход по зеленому сигналу светофора. Затем «водители», держа в руках желтые кружочки, делают повороты «автомобиля» налево и направо, «пешеходы» делают повороты головой, учитывая возможные повороты «автомобилей». Решение проблемной ситуации через ролевую игру.
8. Практическая работа. Тестирование (10 мин.) - Сейчас я предлагаю проверить знания по правилам дорожного движения на компьютере. Дети выполняют тест на компьютере. 9. Выступление детей (7 мин.) - В заключении послушайте стихи и все вместе споём песню. Дети читают стихи, поют песню (приложение 1) 10. Итог урока (2 мин.) - Что особенно понравилось?
Дополните предложения:
Я знаю…. Я узнал, что …
Я запомнил… Я смогу…
– Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. И вы как следует запомните их, всегда выполняйте, а дома расскажите своим братьям и сёстрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
- На память о нашем уроке я хочу подарить вам буклеты «Правила перехода через дорогу»Ответы детей. Рефлексия, беседа.
Список использованных источников:
1. http://kzgov.docdat.com/docs/411/index-103001.html игры
2. Е. А. Воронова «Красный. Жёлтый. Зелёный» Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 г. с. 239
3. Газета «Добрая дорога детства» http://ddd-gazeta.ru/content/blogsection/10/51/4. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО,2006. http://books.google.ru/books?id=LDnqAgAAQBAJ&pg=PA205&lpg=PA205&dq=%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE+%D0%92.%D0%98.+%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%D0%BF%D0%BE+%D0%9F%D0%94%D0%94+%D0%B8%D0%BB%D0%B8+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%83:+1-4+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B.+%E2%80%93+%D0%9C.:+%D0%92%D0%90%D0%9A%D0%9E,+2006.&source=bl&ots=Bm7UGelfp6&sig=xXtJ_642vIYsdskjL5waUBq7VfM&hl=ru&sa=X&ei=CN1cU_DfNanj4QTvtYFg&ved=0CDIQ6AEwAg#v=onepage&q=%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%92.%D0%98.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%9F%D0%94%D0%94%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BB%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%83%3A%201-4%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B.%20%E2%80%93%20%D0%9C.%3A%20%D0%92%D0%90%D0%9A%D0%9E%2C%202006.&f=false5. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
6. «Азбука юного пешехода» издательство «Кедр» Москва, 2010.

приложение 1
1-й ученик.
Пешеход, пешеход! Помни ты про ПЕРЕХОД! Подземный, наземный,Похожий на зебру.Знай, что только ПЕРЕХОДОт машин тебя спасёт!
2-й ученик.
Красный, жёлтый и зелёный, Он на всех глядит в упор. Перекрёсток оживлённый,Неспокоен светофор.Старики идут и дети –Не бегут и не спешат.Светофор для всех на свете Настоящий друг и брат.
3-й ученик.
По сигналу светофора Через улицу идём. И кивают нам шофёры:«Проходите, подождём».
4-й ученик.
На красный свет – дороги нет, На жёлтый – подожди Когда горит зелёный свет,Счастливого пути!
Дети поют на фонограмму песню «Красная Шапочка»:
Если надо нам дорогу
Перейти, то всем поможет
Эта белая разметка,
Та, что зеброю зовут.
И по этой по разметке
Перейдём дорогу, детки,
И машины все при этом
Перейти её дадут!
Припев:
Ах! Для пешеходов
Просто есть переход!
Ах! Если зелёный,
То все полный вперёд!
Ах! Если красный,
То опасно!
Ах! Детям всем ясно
То, что правила важны!
То, что людям всем нужны!