Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: Правила перехода проезжей части

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Правила перехода проезжей части»





Муратова Валентина Николаевна, старший воспитатель
2016 г.



Пояснительная записка

Представленный конспект образовательной деятельности разработан в рамках реализации содержания основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 5, раздела «Социально-коммуникативное развитие», разработанной на основе федерального образовательного стандарта дошкольного образования и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. По данной образовательной области НОД проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 часов в учебный год.
Конспект предназначен для проведения непосредственно образовательной деятельности в подготовительной общеобразовательной группе детского сада. Содержание НОД решает поставленные перед педагогом задачи: продолжать формировать понятия «тротуар», «проезжая часть», «водители», «пешеходы», «пассажиры»; представления о работе светофора, дорожном знаке - «Пешеходный переход». Подвести детей к формулировке правил перехода проезжей части. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать чувство самосохранения, внимания, аккуратности при нахождении на улице.
Автомобильная дорога по-прежнему остается одним из самых опасных мест для маленьких пешеходов. Чем раньше начать прививать детям понимание опасностей, которые исходят от едущего автомобиля, тем лучше. Ведь дети, воспитанные большей частью на визуальной информации, не могут понять на интуитивном уровне угроз своей жизни от движущейся машины. Они не осознают последствий столкновения и удара.
При составлении конспекта учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей группы. В шесть лет ребенок имеет слабо развитое периферийное зрение: чтобы увидеть машину, ему нужно поворачивать голову; он еще не может определить скорость движения транспортного средства, как быстро оно движется; затруднено распределение внимание: так, выкатившийся на дорогу мяч может занять все его внимание, ребенок не анализирует окружающую его обстановку; в этом возрасте начинают формироваться пространственные представления, ребенок может правильно определить право и лево. Поэтому в конспекте основным и главным правилом перехода проезжей части является наличие взрослого человека, крепко держащего ребенка за руку.
При реализации задач НОД используется системно-деятельностный подход. Выделяются следующие структурные компоненты:
- введение в игровую деятельность, создающее мотивацию к ОД (просмотр мультфильма, создание проблемно-игровой ситуации);
- актуализация имеющихся знаний (беседа об устройстве улицы);
- затруднение ( как помочь Саше?);
- открытие нового знания (моделирование знаков-правил «Правила перехода проезжей части»);
- пробное действие в аналогичной ситуации (анализ картинок с дорожными ситуациями);
- итог (фиксирование в речи правил перехода проезжей части улицы).
Все структурные компоненты ОД связаны по смыслу и содержанию, подчинены одной теме.
В ходе образовательной деятельности использую разнообразные виды детской деятельности:
- игровую (организую проблемно игровую ситуацию, дидактические и подвижные игры);
- коммуникативную (побуждаю детей к высказываниям, аргументированию собственного мнения, организую беседу по вопросам);
- познавательную (рассказываю детям сказку о светофоре, о правилах перехода проезжей части, вместе с детьми моделируем знаки-правила);
- двигательную (организую подвижную и малоподвижную игры).
Подача нового материала строится на имеющихся у детей знаниях.
Использую ЦОР - мультфильм «Аркадий Паровозов», который актуален и интересен детям, чем обеспечиваю заинтересованность детей предстоящей образовательной деятельностью.
Соблюдены нормы СаНиП: длительность занятия в подготовительной группе 30 минут, в середине занятия динамическими паузами использую подвижную и малоподвижную игры, чем обеспечиваю снятие мышечного напряжения, предупреждаю утомляемость детей.
Результатом ОД стало следующее:
- дети умеют предвидеть потенциально опасные ситуации при переходе проезжей части;
- проявляют стремление соблюдать правила дорожного движения;
- проявляют эмоциональную отзывчивость;
- высказывают свое мнение, аргументируют его;
- активно вносят предложения по моделированию знаков-правил.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Правила перехода проезжей части»
Программное содержание: продолжать формировать понятия «тротуар», «проезжая часть», «водители», «пешеходы», «пассажиры»; представления о работе светофора, дорожном знаке - «Пешеходный переход». Подвести детей к формулировке правил перехода проезжей части. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать чувство самосохранения, внимания, аккуратности при нахождении на улице.

Материал и оборудование: мультимедийный комплекс, мультфильм «Аркадий Паровозов» серия 50 «Светофор»; картинка с изображением улицы: тротуар, проезжая часть, пешеходы, движущийся транспорт; листы бумаги, простой карандаш или черный фломастер, цветные карандаши; картинка с изображение светофора; дидактическая игра «Собери знак»; большой конверт (для смоделированных знаков-правил).

Предварительная работа: рассматривание знаков дорожного движения, наблюдение за работой светофора, беседа об устройстве улицы.

Используемые методы и приемы:
приемы поддержания интереса: игровая проблемная ситуация, чередование видов детской деятельности, возможность использования личного опыта;
наглядные: рассматривание картинки с изображением улицы;
словесные: беседа по вопросам, художественное слово, дидактическое упражнение «Закончи предложение»;
практические: моделирование, дидактическое игра «Собери знак»;
приемы оценки и самооценки: похвала, обсуждение.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Образовательная область: социально коммуникативное развитие.
Стиль взаимодействия педагога с детьми сотрудничество.
Ожидаемый результат:
- умение предвидеть потенциально опасные ситуации при переходе проезжей части;
- проявление желания, стремления соблюдать правила дорожного движения;
- проявление эмоциональной отзывчивости;
- свободное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- развитие мыслительной активности.

Критерии оценки:
- проявление интереса;
- активность;
- эмоциональность;
- аргументированный высказываний;
- самостоятельность;
- взаимодействие с участниками НОД;
- применение усвоенных знаний для решения поставленных задач.

Ход:
1. Организационный момент (задачи: создание проблемной игровой ситуации; мотивация детей к деятельности, определение задач деятельности) (1,5 минуты)
- Ребята, сегодня утром ваши родители привели вас в детский сад. Кто-то приехал на машине, кто-то на автобусе, некоторые дети пришли пешком.
И сегодня утром мальчик Саша пошел в школу. С ним случилось неприятное происшествие.
(Воспитатель включает детям мультфильм «Аркадий Паровозов»).
- Ребята, давайте вместе с Аркадием Паровозовым поможем Саше разобраться как нужно правильно вести себя на улице. Как нужно правильно переходить проезжую часть. Как же мы можем ему помочь?
(Предложения детей).
- Чтобы мальчик Саша из мультика запомнил правила дорожного движения, давайте сегодня для него нарисуем книгу «Как переходить улицу».
2. Основная часть.
Актуализация имеющихся знаний (3 минуты).
- Вспомним, из чего состоит улица (показ картинки). Посередине улицы находится дорога. По обе стороны дороги специально отведенные дорожки для пешеходов.
- Как они называются? (Тротуары)
Ответы детей.
- Зачем они нужны? (Для движения пешеходов)
Ответы детей.
- Правильно, тротуары предназначены для безопасного движения пешеходов.
- Посмотрите, по дороге ездит разнообразный транспорт: автобусы, машины. Как называется эта часть улицы? (Проезжая часть)
Ответы детей.
- Можно ли пешеходам гулять по проезжей части? (Нет)
Ответы детей.
- Ребята, вспомните, как называется человек, управляющий машиной или автобусом? (Водитель)
- А люди, которые сидят в транспорте? (Пассажиры)
- Ребята, все участники дорожного движения: и водители, и пешеходы, и пассажиры связаны друг с другом, зависят друг от друга. И все они подчиняются правилам дорожного движения.
Нам может улица задать вопросов очень много,
Но первое, что надо знать,-
Как перейти дорогу.
Хочу сказать заранее:
Дорога не игрушка.
Здесь главное внимание
И ушки на макушке!
- Приступим к созданию книги, которую назовем.......... (варианты ответов детей)

Моделирование знаков для книги «Правила перехода проезжей части» (подача нового материала)
1 Правило. Переходить дорогу можно вместе со взрослым, держа его за руку. (3 минуты)
Пример модели:



Подвижная игра «Взрослые и дети».
Группа детей делится на 2 подгруппы: «Взрослые» и «Дети». По сигналу педагога: «Двор», дети хаотично двигаются по группы, прыгают, танцуют. По сигналу воспитателя «Улица», «взрослые» берут по одному «ребенку» и подходят к воспитателю.
Игра проводится 2-3 раза.
2 Правило. Переходить улицу можно вместе со взрослым только за зеленый сигнал светофора, убедившись, что все машины остановились (4 минуты)
Пример модели:


- Ребята, послушайте сказку и отгадайте о чем в ей идет речь.
В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Красный огонек: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Зеленый огонек: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
- Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют они и пешеходами, и водителями.
- Ребята, что за герой в сказке трехглазый? (Светофор)
Воспитатель показывает детям картинку с изображением светофора.
Если красный свет горит,
Это значит путь....закрыт.
Желтый подожди чуть-чуть,
Будь готов продолжить путь!
А зеленый свет горит,
Это значит путь.............открыт!
Воспитатель читает стихотворение, дети договаривают слова.

3 Правило. Переходить улицу можно по переходному переходу вместе со взрослым, убедившись, что водитель пропускает вас (4 минуты).
Дети с педагогом моделируют знак. Например:



- Ребята, вы уже знаете знак, предупреждающий водителей о пешеходном переходе. Давайте соберем дорожный знак «Пешеходный переход».
Д.И. «Собери знак». Детям предлагается картинка с изображением знака «Пешеходный переход» и разрезная картинка этого же знака (на 4 и 6 частей). Приглашаются две подгруппы детей для составления картинки дорожного знака по имеющемуся образцу.
4 Правило. Переходить улицу можно только посмотрев налево и направо. Если нет машин, то можно переходить (3 минуты).
Дети с педагогом моделируют знак. Например:



При переходе не спеши,
Оставим все забавы
И хорошенько посмотри налево и направо.

- Давайте потренируемся в определении правой и левой сторон.

Мы шли, шли, шли,
Справа гриб нашли (дети наклоняются вправо)
Слева взяли малинку (дети наклоняются влево)
И дальше пошли.
Мы шли, шли, шли
Справа зайчика нашли (дети наклоняются вправо)
Слева лисичку (дети наклоняются влево)
И дальше пошли.

Повторяется игра два раза. Можно предложить детям самим придумать что они нашли справа и слева.

5 Правило. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора, даже если нет приближающихся машин (1,5 минуты).
Дети с педагогом моделируют знак.Например:




6 Правило. Нельзя переходить улицу на зеленый свет светофора, если приближаешься машина с включенной сиреной и мигалкой (1,5 минуты) .
Дети с педагогом моделируют знак. Например:



Работа в паре (использование нового знания в конкретной ситуации)(5 минут).
- А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили правила. У меня есть карточки, на которых изображены дорожные ситуации. А вот правильно ли или не правильно ведут себя дети в этих ситуациях мы сейчас узнаем.
- Рассмотрите картинки. Ответьте, правильно или не правильно переходят дорогу пешеходы. Объясните свой ответ. Почему вы так считаете?
Ответы детей.
- Ребята, посмотрите, у нас получился альбом со знаками, рассказывающими как нужно переходить улицу.
Воспитатель вместе с детьми перечисляет зарисованные правила (Обобщение нового знания) (2 минуты).
3. Подведение итогов (задачи: оценка деятельности, подведение итогов НОД) (1,5 минуты)
- Ребята, мы, вместе с Аркадием Паровозовым помогли мальчику Саше разобраться с правилами перехода проезжей части. А нарисованные знаки - правила, мы вышлем Саше по почте.
Воспитатель помещает знаки в конверт.
- Ребята, Аркадий Паровозов подарил нам светофор, который мы разместим возле входной двери в группу. И теперь, когда мы будим собираться на прогулку, на светофоре будим включать какой свет? (Красный). А когда будем выходить из группы, то включим какой свет? (Зеленый).
Дети вместе с педагогом размещают светофор на выходе из группы.

Заголовок 115