Конспект урока по математике на тему Виды треугольников 4 класс
Класс: 4 класс
УМК: «Школа России»
Предмет: Математика
Тема: Виды треугольников.
Цель: Формирование представления учащихся о разных видах треугольников.
Задачи:
Научить классифицировать треугольники по видам углов;
Выявить названия треугольников;
Развивать логическое мышление, внимание,
Планируемые результаты: к концу урока дети должны узнать виды треугольников, знать их названия, умнеть их классифицировать по видам углов
Формы организации работы детей: групповая и фронтальная работа.
Оборудование: 1ПК, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я пришел сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает.
- Ребята! Прочтите четверостишие.
- Вы с ним согласны?
- А вы готовы не лениться, а трудиться? (Готовы!)
- Оформим к уроку тетрадь.
II. Сообщение темы урока и цели.
- Итак, начнем.
- Напомню, наши несколько урок будут посвящены геометрии.
- Что такое геометрия? (раздел математики, который изучает фигуры, их свойства и т.д.)
- А о каких фигурах пойдет сегодня речь на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задания.
О
Т
У
Г
Л
К 40 ∙ 80 : 100
3 ∙ 26 – 18
250 + 700
4 + 96 : 2
560 : 7 ∙ 4
902 – 348 Е
Н
РИ
Ь 200 ∙ 7 – 300
649 – 40 – 19
880 : 44 ∙ 9
482 – 60
300 ∙ 9 – 200
60 180 110 950 52 32 320 2500 590 422 554
- Какое слово получилось?
- Молодцы!! Верно, выполнили задание.
- Ребята, а что вы знаете про треугольники?
- И тема нашего урока: треугольники, а точнее их виды.
- А зачем нам надо знать виды треугольников? Где нам в жизни могут треугольники понадобиться?
- Определите цель нашего урока. (узнать какие виды треугольников бывают)
III. Актуализация ранее изученного материала.
- А поможет нам в реализации нашей цели другая геометрическая фигура.
- Что за фигура изображена на экране?
- Из чего она состоит?
- А какие углы вы знаете?
- А что вы можете рассказать о прямом угле?
- Какой угол называется острым?
- Какой – тупым углом?
IV. Изучение нового материала.
- Мы не просто вспомнили об углах, эти знания вам пригодятся на сегодняшнем уроке и при выполнении следующего задания.
- Объединитесь в группы.
- У вас на столах лежат конверты с фигурами.
- Что общего у всех этих фигур?
- Задание: подумайте, на сколько групп можно разделить эти треугольники и разделите.
- Проверяем. На сколько групп разделила первая команда?
- А по какому признаку вы их разделили? (по типу углов)
- Объясните.
- Треугольник № 1 с какими треугольниками объединили?
- Что общего между треугольниками 1, 4, 7? (есть прямой угол)
- Треугольник № 2 с какими треугольниками объединили?
- Что общего между треугольниками 2, 5, 8? (есть острый угол)
- Треугольник № 3 с какими треугольниками объединили?
- И что общего между треугольниками 3, 6, 9? (есть тупой угол)
- Давайте попытаемся дать этим группам имена.
- Если у треугольника есть прямой угол, то он какой? Как его можно назвать?
- Если тупой угол есть?
- А если все углы острые?
- Итак, подведем итог.
- На сколько видов делятся треугольники?
- Как называются треугольники в каждой группе?
- Что значит прямоугольный треугольник?
- Какой треугольник называют остроугольным?
- Какой тупоугольным?
Физминутка для глаз.
- Сейчас немного отдохнем. Сядьте равно. Руки положите на стол.
- Представьте себе треугольник. Переведите взгляд на самый верхний его угол, из верхнего угла - в левый нижний – в верхний, в правый нижний.
- Молодцы. Сядьте правильно.
- Продолжаем работать.
- Мы узнали, какие виды треугольников бывают, теперь попробуем проверить как вы усвоили этот материал, для этого выполним следующее задание.
«Найди лишнее»
- Вам даны карточки с треугольниками, найдите лишний.
( У детей возникает затруднение, разногласия, так как на глаз не всегда можно определить вид треугольника)
- Почему у вас возник спор? Что не понятно?
- Как все-таки узнать, какой это треугольник?
- С помощью чего? (треугольника или простой линейки)
- Если мы сомневаемся в том, какой это треугольник, надо приложить одну сторону линейки к линии и посмотреть, как соединяться другие. (слайд 9)
- Если обе стороны линейки и треугольника совпали, значит он прямоугольный.
- Итак, какая фигура лишняя? (голубой, он прямоугольный)
- Пришла пора применить полученные знания при выполнении геометрических задач:
- “Постройте прямоугольный треугольник”.
- Перед выполнением внимательно посмотрите на экран. Чтобы у вас все получилось, внимательно следите за каждым этапом на экране (слайд 10).
Дети чертят в своих тетрадях три разных небольших треугольника.
- Сколько треугольников вы начертили? (3)
- Почему три? (так как три вида)
- Как называются виды треугольников?
- Найдите у себя прямоугольный треугольник. Сколько в нем прямых углов? (1)
- Найдите тупоугольный треугольник. Сколько в нем тупых углов? (1)
- Найдите остроугольный треугольник. Сколько в нем острых углов? (3 ,т.е. все)
- Попробуйте сделать вывод, какой треугольник называют прямоугольным, тупоугольным, а какой остроугольным.
(Если дети не смогут сами сделать вывод, то показать готовое правило и спросить: «Что общего в правилах и в чем отличие?»)Физминутка
- Сейчас все встанем и поиграем.
- На экране буду будут показываться треугольники, а вы в зависимости от его вида, будете выполнять команду.
Если треугольник тупоугольный - присесть,
если остроугольный - хлопнуть,
если прямоугольный – прыгнуть.
V. Закрепление нового материала
- Итак мы узнали какие виды треугольников бываю, сейчас мы будем закреплять новый материал.
Задание №1
- Найдите на рисунке треугольники и раскрасьте их по видам: прямоугольные – красным, тупоугольные – синим, остроугольные – зеленым.
- Если у вас возникнет сомнения, какой это треугольник, что нужно сделать?
- Проверяем.
- Поднимите руку, кто с этим заданием справился легко?
- А кто затруднялся? В чем было затруднение.
Задание №2
- А сейчас задание посложнее, оно в учебнике.
- Даны треугольники, в них записаны числа.
Задание:
- Найди разность чисел, записанных в остроугольных треугольниках.
- Для этого что мы должны сделать? (Найти остроугольные треугольники)
- Что значит разность?
- Кто готов?
- Найди разность чисел, записанных в прямоугольных треугольниках.
- Для этого что мы должны сделать? (Найти прямоугольны треугольники)
- Что значит сумма?
- Кто готов?
- Умножь каждый из полученных результатов на число, записанное в тупоугольном треугольнике.
- Проверим.
Задание №3
- Сейчас я раздам на парту треугольники, ваша задача, определить вид треугольника и 1 вариант найдет периметр у тупоугольного, а 2 – у остроугольного.
Если время останется.
- Продолжаем работать.
- Мы узнали, какие виды треугольников бывают, мы закрепить этот материал, но для того чтобы его не забыть и смочь воспользоваться им на следующих уроках и дома при выполнении домашнего задания, я предлагаю создать памятку по теме урока.
- Сейчас каждая группа оформит памятку по видам треугольников. В памятке должны отразиться название видов треугольников, по какому признаку они отличаются.
(Группы оформляют памятку. Шаблон у всех один, нужно оформить красиво и грамотно. Можно воспользоваться учебником и готовыми треугольниками, т.е. треугольники можно не рисовать, а приклеить)VI. Итог урока.
- Вспомните цель нашего урока.
- На сколько видов делятся треугольники?
- Какие виды треугольников бывают?
- Что значит прямоугольный треугольник?
- Какой треугольник называют остроугольным?
- Какой тупоугольным?
- Найдите вокруг себя предметы с прямым углом?
VII. Рефлексия.
- Передайте сове настроение с помощью изображенного треугольника.
(Дан треугольник с глазками, нужно дорисовать ротик)
VIII. Домашнее задание.
С. 4, №8