Урок Склонение имен прилагательных множественного числа
Учитель: Бешимова Лейла РамановнаКласс: 4
Предмет: Русский язык
Наименование учебника: Русский язык. 4 класс. Полякова А.В.
Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: конверты по количеству учеников в классе (42); в конвертах: карточка 1, карточка 2, лучик солнца; 11 карточек на 11 групп (группы по 4 человека); плакат с финвордом; плакат-солнце; плакат-наглядность; доска; мел;
Ключевые компетентности
1. Информационная
2. Самоорганизация и решение проблем
3. Социально-коммуникативная
Предметные компетентности
1. Языковая
2. Речевая
3. КультуроведческаяЦели (ожидаемы результаты для ученика):
Обучающая
1. Знает окончания прилагательных множественного числа;
2. Умеет определять падеж прилагательных по окончаниям и по существительным;
3. Знает почему в винительном падеже во множественном числе имена прилагательные имеют разные окончания (-ых, -их и –ые, -ие);
4. Умеют распознавать прилагательные в винительном падеже во множественном числе в тексте.
Развивающая
1. Знают значение слова «веснянка»;
2. Знакомы с древне-славянской песней-веснянкой;
3. Знают этимологию слова «Весна»;
4. Знакомы с картиной Игоря Грабаря «Вешние потоки»
Воспитывающая
1. Умеют дружно работать в группах;
2. Уважительно выслушивают мнения друг друга;
3. Следят за правильной посадкой;
4. Следят за порядком на парте.
Этап урока Деятельность учителя (что делает учитель) Деятельность ученика (что делает ученик)
Орг. момент Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»,
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Всем присутствующим я хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день. Дети стоя слушают учителя:
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»,
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Дети садятся.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Известный философ Сократ сказал:
Ребенок читает изречение Сократа:
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».
Мне хотелось бы поселить солнце в наш класс. А вы знаете, что символ солнца – круг. Пусть это солнце согревает нас и освещает нам путь к знаниям в этот весенний день. Весна – чудесное время года. А знаете ли вы, ребята, что слово «весна» пришло в русский язык из древне-индийского языка, в котором это слово имело значение «рано». Дети слушают познавательную информацию.
А сейчас, ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа Дети открывают тетради, записывают число, классная работа
Актуализация знаний Сейчас я вам предлагаю послушать народную песню, которую раньше пели славяне во время прихода весны. Обратите внимание на смысл песни и попробуйте угадать ее название. Даю подсказку: название спрятано в самой песне. Слушают песню, находят в песне ее название и говорят ее учителю.
Сейчас объединитесь в группы по 4 человека и поработайте по карточкам. На карточках написано 6 вариантов транскрипции слова «Веснянка», вам необходимо посовещаться и подчеркнуть правильную транскрипцию простым карандашом. После выполнения работы, дайте мне знать. Дети совещаются, выбирают правильный вариант транскрипции, касаются ладошками друг друга, поднимая руки вверх.
Я прошу по одному представителю от группы выйти и повесить на доску вашу работу. Вешают работы на доску, все сверяются.
А сейчас, ребята, я вам предлагаю разгадать финворд с зашифрованными словами (прилагательное, число, род, падеж, окончание, определение).
Дети поочередно выходят к доске и разгадывают слова.
П Р И Л А
Л Е Т А Г
Ь Н О Е П
Р Ж Е Д А
О Д О К О
И Н А Ч Н
Е О П Р Е
Н Е Л Е Д
И Е Имя прилагательное – это… Продолжите мое высказывание. Дети говорят определение прилагательного.
Еще здесь спрятались: род, число и падеж. Что объединяет эти понятия? Дети отвечают:
Это непостоянные признаки прилагательного.
Следующее спрятавшееся слово – «определение». Что это такое?
Дети отвечают:
Определение – это член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
В чем же тогда отличие прилагательного от определения?
Дети отвечают:
Прилагательное – это часть речи, а определение – его синтаксическая рол в предложении.
И последнее спрятавшееся слово: «Окончание». Что это такое?
Дети отвечают:
Окончание – это значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Какого типа окончания вы знаете? Дети отвечают:
С мягкой основой и с твердой основой.
Еще? Дети отвечают:
Ударные и безударные.
Какие окончания вызывают большую сложность при написании? Дети отвечают:
Безударные.
Постановка целей Вывешивает на доску наглядность с окончаниями прилагательных во множественном числе. Как вы думаете, ребята, что это за абракадабра?
ыеие ыхих ымим ыеие ымиими ыхихДети отвечают:
Окончания имен прилагательных.
На какие две группы можно разделить эти окончания?
Дети отвечают:
На окончания с мягкой и твердой основой;
На окончания, оканчивающиеся на гласные и на согласные.
Делит мелом доску на пополам, вызывает двух детей к доске и просит записать эти окончания в столбики в падежном порядке. Слева запишите окончания с твердой основой, справа – окончания с мягкой основой.
Два ребенка работают у доски. Один записывает окончания с твердой основой, дрогой – с мягкой.
И.п. -ые-иеР.п. -ых -их
Д.п. -ым -им
В.п. -ые-иеТ.п. –ыми-ими
П.п. -ых -их
Обращение к классу: Подберите прилагательные к данным окончаниям Дети устно подбирают прилагательные к этим окончаниям
В каком числе стоят эти прилагательные? Дети устно отвечают: во множественном
Определите тему нашего урока Дети говорят: «Склонение прилагательных во множественном числе».
Объяснение нового материала Мальчики, придумайте весеннее прилагательное во множественном числе с твердой основой. Девочки, придумайте весеннее прилагательное во множественном числе с мягкой основой и просклоняйте эти слова.
Два ребенка работают у доски, остальные – в тетрадях.
И.п. молодые И.п. вешние
Р.п. молодых Р.п. вешних
Д.п. молодым Д.п. вешним
В.п. молодые В.п. вешние
Т.п. молодыми Т.п. вешними
П.п. о молодых П.п. о вешних
Вывешивает картину, предлагает детям посмотреть на нее и дает по ней информацию: Это картина Игоря Грабаря, называется «Вешний поток». Дети слушают познавательную информацию и рассматривают картину
Какое время года изображено на картине? Дети отвечают:
Весна
По каким признакам определили? Дети отвечают:
Деревья стоят еще голые;
Ясная погода;
Снег тает;
Течет бурный поток талой воды.
Давайте сделаем вывод, что значит «вешний»? Дети отвечают:
Весенний
Век назад многие поэты, писатели и живописцы часто употребляли это слово. Получают подтверждение учителя о верности своих мыслей.
Возьмите карточки; просит ребенка прочитать текст по карточке. Вставьте карандашами пропущенные орфограммы и окончания. Дети берут карточки. Один ребенок читает задание вслух, остальные следят.
В это время учитель вешает на доску плакат с тем же текстом, орфограммы закрыты цветными стикерами. Самостоятельно работают по карточкам, вставляя пропущенные орфограммы и окончания.
Проверка. Учитель вызывает поочередно к доске учеников, которые убирают стикер и комментируют пропущенную орфограмму. Поочередно выходящие дети убирают стикер и комментируют орфограмму или окончание, определяя падеж имен прилагательных.
Дети, сидящие на местах, сверяются.
118828018024Т.п.
Т.п.
0Т.п.
Т.п.
41455817780Т.п.
00Т.п.
748665181317Р.п.
0Р.п.
124411137355Р.п.
00Р.п.
Гонимы вешними лучами
1188280192991Т.п.
Т.п.
520017192991Т.п.
00Т.п.
С окрестных гор уже снега,
379583186690В.п.
0В.п.
1021227187082В.п.
00В.п.
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
А.С. Пушкин
Работа по карточкам в парах:
Учитель просит ребенка прочитать задание. Один ребенок читает вслух, остальные следят: Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе.
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
Составьте предложение, используя все предложенные слова, строго придерживаясь задания. Можно совещаться с соседом по парте. Работаем, после выполнения задания, дайте мне знать.
Дети составляют предложение из всех предложенных слов, совещаясь с товарищем по парте. Далее записывают получившееся предложение карандашом в карточку. После выполнения задания, дети касаются ладошками друг друга, поднимая руки вверх, тем самым, дают учителю знать, что работа выполнена.
Учитель проводит фронтальный опрос составленных предложений и просит ребенка на доске записать самый удачный вариант, а остальные записывают его в тетрадях. Дети читают получившиеся предложения. Далее, один ребенок записывает самое удачное предложение на доске, остальные – это же предложение записывают в тетрадь.
Теплые лучи солнца радуют шустрых воробьев.
Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи.
Дети:
Проделывают эту работу в тетрадях, с поочередным комментированием:
Ребенок 1:
Читаем предложение: «Теплые лучи солнца радуют шустрых воробьев.» В этом предложении говорится о лучах. Что? Лучи – это подлежащее, выраженное существительным, подчеркивается одной чертой.
1170305-1905гл.
00гл.
Ребенок 2:
Лучи что делают? Радуют – это сказуемое, выраженное глаголом, подчеркивается двумя чертами.
82740517536прил.
00прил.
Ребенок 3:
1047603287948Сущ.
Сущ.
Лучи какие? Теплые – это определение, выраженное прилагательным, подчеркивается волнистой линией.
Ребенок 4:
Лучи кого? чего? Солнца – это дополнение, выраженное существительным, подчеркивается пунктирной линией.
1284605-2540Сущ.
00Сущ.
Ребенок 5:
Радует кого? что? Воробьев – это дополнение, выраженное существительным, подчеркивается пунктирной линией.
117816912700прил.
00прил.
Ребенок 6:
Воробьев каких? Шустрых – это определение, выраженное прилагательным, подчеркивается волнистой линией.
Ребенок 7:
По цели высказывания это предложение повествовательное.
Ребенок 8:
По интонации – невосклицательное.
Ребенок 9:
По наличию второстепенных членов предложения – распространенное.
Ребенок 10:
Еще оно простое, потому что в нем одна грамматическая основа.
А сейчас, ребята, давайте отдохнем. Ребенок проводит физминутку «Купим мы бабушке»
Продолжаем работу над предложением в карточках. Выделите окончания имен прилагательных и определите их падеж. Ребенок работает у доски с комментированием, остальные – в тетрадях.
1626968205740В.п.
00В.п.
При разборе, дети встречаются с проблемой:
149176251607В.п.
00В.п.
Теплые лучи солнца радуют шустрых воробьев.
Учитель указывает на таблицу окончаний прилагательных в падежном порядке. Дети примечают несоответствие окончаний в винительном падеже.
Какое несоответствие вы видите в окончаниях прилагательных в винительном падеже? Дети отвечают:
В предложении у прилагательного множественного числа, винительного падежа окончание –ых, а в таблице - -ые, -ие.
С этой проблемой нам поможет справиться веснянка. Возьмите карточки 2 и прочитайте пожалуйста отрывок из песенки (учитель открывает правую часть доски, на которой записаны слова песни).
Работа по карточкам.
Ребенок читает, остальные следят:
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
На (мальчик кучерявый).
Учитель просит ребенка выйти к доске, исправить ошибки и определить падеж прилагательных с комментированием. Учитель направляет детей на правильную мысль при исправлении ошибок. После полного разбора учитель указывает на разность окончаний прилагательных в винительном падеже, наталкивает на мысль, что секрет таится в существительных, с которыми связаны эти прилагательные. Ребенок у доски исправляет ошибки с комментированием:
Солнышко-ведрышко!
818027160655В.п.
00В.п.
203835160655В.п., неодуш.
00В.п., неодуш.
Прогляни-просвети!
845380162951В.п.
0В.п.
132813162560В.п., неодуш.
00В.п., неодуш.
На яблоньки высокие,
774065218440В.п.
00В.п.
132861165784В.п., одуш.
00В.п., одуш.
На веточки зеленые,
923925221028В.п.
00В.п.
177311221029В.п., одуш.
0В.п., одуш.
На девочек кудрявых,
На мальчиков кучерявых.
Все остальные проделывают эту работу в тетрадях, сверяясь с доской.
Какой вывод мы можем сделать?
Дети ищут секрет в существительных, находят, поднимают руки, отвечают:
Если прилагательное во множественном числе употребляется с неодушевленным существительным в винительном падеже, то у прилагательного будет окончание –ые, -ие, а если прилагательное употребляется с одушевленным существительным во множественном числе, в винительном падеже, то у прилагательного будет окончание –ых или -их.
Запишите вывод в карточку. Дети в карточку записывают вывод:
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
неодуш. сущ. одуш. сущ.
А сейчас, ребята, давайте попробуем применить это знание на практике. Как вы думаете, как правильно сказать: «Принесла весна золотых лучей.» или «Принесла весна золотые лучи.»? Дети отвечают:
Правильно: «Принесла весна золотые лучи.»
Почему? Дети отвечают: Потому что лучи – это неодушевленное существительное, а когда прилагательное во множественном числе в винительном падеже согласуется с неодушевленным существительным, у прилагательного будет окончание -ыеДавайте, ребята, запишем это предложение в тетрадь под диктовку и графически докажем все, что мы только что сказали. Дети3096211183515В.п.
00В.п.
3684807183515В.п., неодуш.
00В.п., неодуш.
записывают предложение под диктовку в тетрадь, а один ребенок работает у доски, доказывая свое написание:
14698291172неодуш.
00неодуш.
(Принесла весна золотые лучи.)
Закрепление Мы с вами большие молодцы! Сегодня мы стали еще чуточку умнее, а значит мы можем светить еще сильнее. Возьмите из конверта свой лучик и посветите, чтобы нам стало еще светлее и радостнее на душе. Дети достают из конверта лучик, поднимают его вверх и трясут его, имитируя мерцание света.
А теперь давайте закрепим все изученное на уроке. После ответа на вопрос, выйдите к доске и приклейте свой лучик к нашему солнышку, пусть все увидят, что вместе мы можем светить очень и очень ярко. Итак,
назовите окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой. Дети отвечают: -ые, -ых, -ым, -ые, -ыми, -ых.
Назовите окончания прилагательных во множественном числе с мягкой основой. Дети отвечают: -ие, -их, -им, -ие, -ими, -их.
Что такое имя прилагательное? Дети отвечают: Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Что такое определение? Дети отвечают: Определение – это синтаксическая роль прилагательного в предложении.
Какое общее свойство объединяет род, число и падеж? Дети отвечают: Все это изменяемые признаки.
Как определить падеж имени прилагательного? Дети отвечают: Надо определить сначала падеж имени существительного, а мы знаем, что по закону согласования какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного.
В каком случае у прилагательного множественного числа, винительного падежа будет окончание –ые или –ие? Дети отвечают: У прилагательного множественного числа, винительного падежа будет окончание –ые, -ие, если это прилагательное согласуется с неодушевленным существительным.
В каком случае у прилагательного множественного числа, винительного падежа будет окончание –ых или –их? Дети отвечают: У прилагательного множественного числа, винительного падежа будет окончание –ых, -их, если это прилагательное согласуется с одушевленным существительным.
Что вам больше всего понравилось на уроке? Дети высказывают свое мнение.
Кому было интересно работать? Дети высказывают свое мнение.
Кому было сложно работать? Дети высказывают свое мнение.
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 2
Солнышко-ведрышко!
Прогляни-просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зеленая),
На (девочка кудрявая),
-77470271927На (мальчик кучерявый).
В.п.
-ые, -ие? –ых, -их
Карточка 1
Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе:
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
-241078101210
Карточка 1
Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе:
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
-241078101210
Карточка 1
Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе:
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
-241078101210
Карточка 1
Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе:
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
-241078101210
Карточка 1
Из данных слов составьте предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе:
Теплый, воробей, радовать, солнце, луч, шустрый.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[В’ИСНАНКА]
[ВЭСН’АНКА]
[В’ИСН’АНКА]
[ВИСНАНКА]
[В’ЭСН’АНКА]
[ВЭСНАНКА]