«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
Технологическая карта урока
по русскому языку в 3 классе (программа УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Степусь С.А.
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Задачи:
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Метапредметные:
Регулятивные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: - Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания
Коммуникативные: Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
.
Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Цель: Организация
направленного внимания на начало урока Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели к их достижению…».
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо.
- Вы готовы к работе?
- Тогда в путь. Подтвердить свою готовность к уроку.
Открывают тетради,
записывают число Личностные результаты:
Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2 Актуализация знаний
Цель:
Мотивировать учащихся на изучение темы Красиво писать - красоту творить.
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
(АА- ААА-ААА)
Уч. Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания. ( А)
Уч. – Какой согласный звук в этом слове нужно проверять? Почему?
Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем.
А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «з», а к доске пойдёт…..
Уч -Вы готовы? Начали…
Существительное – это член предложения.
Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
Обозначает действие предмета.
Обозначает предмет.
Изменяется по падежам?
Изменяется по числам?
Изменяется по родам?
В русском языке пять падежей?
Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски).
зАзАААззЧто мы с вами знаем и повторили?
Записывают АААА
зззззЗелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это.
Звук (с), который стоит в конце слова- парные согласные
зАзАААзз.
арбуз
Что такое имя существительное Предметные: понимают задание, как его надо выполнить
Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3 Постановка учебной задачи
Цель:
Познакомить учащихся с учебной задачей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограмму
Плачет у дорожк….
Думать о сын…
Подойти к лошад…
сформулируйте тему урока. Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?
В каком числе они стоят?
Почему эти окончания могут вызвать сомнения в написании?
- Уточните тему урока. «Безударные окончания существительных в единственном числе.» Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
Скажите это урок открытия новых знаний или полученных ранее? (урок - закрепления)
Тогда скажите, какое задание можно выполнить ? - Как вы действовали при написании окончания?
На доске появляется алгоритм действия:
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить склонение.
3. Определить падеж существительного.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)
4. Проверить с помощью опорных слов.
Какие опорные слова вы знаете?
Найдите в учебнике в оглавлении тему нашего урока.
На какой странице мы будем работать? Высказывают свои цели и задачи.
Я хочу
- узнать, что…
- узнать, какие…
-понять, как…
Я хочу научиться
- правильно писать…
-находить…
-составлять…
-обозначать...
Обучающиеся выполняют задание.
(Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради)
-Имена существительные того же склонения с ударными окончаниями:
Iскл. – стена, земля.
II скл. – стол, конь.
III скл. – степь.
Метапредметные:
Анализируют учебную задачу и принимают её,
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.
Познавательные:
Коммуникативные:
уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
уметь работать
с учебником
4 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,понятий,
алгоритмов)
Цель:
Учить детей самостоятельно сфор-мулировать правило и создавать
алгоритм по написанию слов с безударным окончанием. - Упр. № 25
Прочитайте инструкцию к вашим действиям. Работать будем по цепочке, оцениваем ответы ребят.
Где очки у тёти ( 1, Р.п.) Вали (1, Р.п)
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка
На подушке (1. П.п), на кадушке (1. П.п)
В духовке (. П.п), в кладовке ( 1. П.п)
В старом лукошке (2. П.п)
В миске у кошки (1. Р.п)
Искала в беседке (1. П.п)
Спросила у соседки (1. Р.п.)А они на самом деле
У неё на лбу сидели.
- Вместо выделенных местоимений подставь существительные, которые они заменяют.
- Что вы можете сказать об окончаниях которые вы вставили? ( они безударные)
Метапредметные:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма
Предметные результаты:
знать, как проверять безударное окончание у существительных
5 Динамическая пауза
Цель: Дать возмож-ность уч-ся отдохнуть 6 Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Цель: Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
А сейчас поработаем самостоятельно. Посмотрите на листочки, которые у вас на столах.
Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Учитель наблюдает за процессом выбора и раскладывает на стол каждого ученика карточку с номером выбранного задания.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Выбирают разноуровневые задания Метапредметные:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания безударных окончаний существительных.
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков
Цель: Закрепить ранее изученный ма-
териал, продолжить формирование умений и навыков. - Предлагаю вам открыть тетради для сам. Работы стр. 20 Упр. 19
-Прочитайте инструкцию к вашим действиям.
Как страшно мышке (1. Д.п)
Жить в норушке (1. П.п)
У кошки (1. Р.п)
Ушки
На макушке (1. П.п) .
Выполняют задания в тетради. Метапредметные:
Сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
Самоопределение к деятельности, спо-собность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Рефлексия деятельности
Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.
Личностные:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
9. Домашнее задание
Цель: Дать
инструктаж выполнения домашнего задания.
Записать домашнее задание на доске
Учебник стр.28 № 24 Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания.
Понимают, как надо выполнить домашнее задание. Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.