Конспект урока технологии 5 класс Воскресный наряд для завтрака
Технологическая карта урока 41-42
1.Ф.И.О Нектова Любовь Алексеевна
2. Раздел программы, класс Создание изделий из текстильных материалов 5 класс
3. Тема урока. Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне»
Цель:
1.Организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта
Задачи:
1.Формировать умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта.
2.Научиться проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую.
3.Познакомиться с технологией изготовления фартука
Дидактическое оснащение урока:
учебник;
рабочая тетрадь
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, образцы.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Стремление к совершенствованию своих умений
Понимание и определение понятия «проект», «проблемная ситуация», «гипотеза». Уметь защищать свой проект
Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы, УУД
1. Организационный момент
Активация учащихся.
– Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.(Настраивает учащихся на работу.)
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Что такое проект?
Проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Учебно-проектная деятельность это творческая работа по созданию нового изделия.
В жизни человека постоянно возникают проблемные ситуации, которые нужно уметь решать. На уроках технологии необходимо выполнять творческий проект, т.е. создать изделие, не только полезное как вещь, но и позволяющее научиться исследовать потребности людей и находить пути их удовлетворения, применять приобретённые на уроках знания и умения на практике. Потребность – это то, в чем мы нуждаемся; осознанная необходимость иметь что–либо. Существует предположение, что человек давно уже все изобрел. Нужно – ли вам обучаться дизайн – проектной деятельности? Если да, то зачем? Ответ: все вещи, механизмы, жилье постоянно совершенствуются, потребности людей растут, поэтому есть необходимость в постоянном совершенствовании существующих вещей
Цель:
Задачи:
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Цель: Организовать деятельность обучающихся по выполнению творческого проекта
Задачи: формировать умения формулировать проблемную ситуацию, выбирать тему проекта.
Научиться проводить исследование, выдвигать идеи, анализировать их, выбирать лучшую.
Познакомиться с технологией изготовления фартука
Регулятивные: целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Актуализация знаний.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
Проект включает в себя 4 этапа: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. Проблема – используя свои знания по технологии изготовления фартука сшить новый наряд для завтрака. Для этого необходимо поставить перед собой цели: 1. Проверить свои знания и умения 2. Выполнить работу самостоятельно 3. Совершенствовать свои возможности в проектной деятельности Для решения проблемы формируем задачу, которая должна начинаться со слов: «Разработать и изготовить». Задача должна отвечать на вопросы: «Что это за изделие?», «Для кого оно предназначено?», «Какие функции будет выполнять?».
Представляют результаты исследования.Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: осознание своих возможностей.Регулятивные: умение регулировать свои действия.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Основные направления проекта. 1) Что? - вписываются названия изделия. 2) Для кого? - члены семьи, подростки и другие (потребитель со своими запросами). 3) Из чего? - основные, дополнительные, отделочные материалы (ассортимент, свойства). 4) Какое? - виды, формы, фасоны, отделки. 5) Где? - место использования ( цвет, размер). 6) Чем? - какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления. 7) Как? - способы изготовления, организация безопасного труда. 8) Сколько? - возможные денежные, трудовые и временные затраты (стоимость изготовления). Предлагается выделить основные направления планирования.
Участвуют в беседе
«Что я могу сделать своими руками» Вывод: Исследование 2. «Каким требованиям должно отвечать изделие?» Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологичное), легкое в обработке (технологичное) и с минимальными затратами по времени.
Критерии фартука:
Исследование 3. «Технологии, которыми я владею»
Вывод: я выбираю технологию т.к. выполнение этих изделий займет немного времени. В качестве материала можно использовать .. ткань. Исследование 4. «Какое цветовое решение выбрать»
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности сервировки стола.
5. Первичная проверка понимания.
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
1. Что такое творческий проект? 2. Назовите основные этапы проекта? 3. Каким требованиям должно отвечать изделие 4. Как сформулировать цель и задачу проекта?
Предлагает ознакомиться с готовыми проектами
Отвечают на вопросы
Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.
6. Первичное закрепление.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Работа по учебнику стр.144-145
Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
Самооценка и оценка
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.Консультирует, советует, помогаетОбучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные: самоопределение.Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Познакомиться с технологией изготовления фартука:
1.Подготовка деталей кроя к смётыванию.
2.Обработка накладного кармана.
3.Соединение кармана с основной деталью фартука.
4.Обработка нижнего и боковых срезов фартука.
5.Обработка верхнего среза фартука.
6.Обработка верхнего среза фартука притачным поясом
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
Регулятивные: умение выбрать задание по силам.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.
9.Рефлексия деятельности
1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания ? Какие затруднения у вас возникли?Дайте анализ своей деятельности на уроке. Выполнить задание: в тексте вставить правильные слова.Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
15