Мастер класс на тему: Формирование социальных компетенций у младших школьников


Мастер-класс подготовлен учителем начальных классов МОУ «СОШ № 4 г. Вольска Саратовской области»
Долгашевой И.В.
мастер-класс
«Формирование социальных компетенций у младших школьников»
(Класс разделён на 3 группы)
Минутка релаксации.
Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя ЛЮБОВЬ, ДОБРО, МИР, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты, обязательно, к вам вернутся.
Вводная беседа. (3 мин)
- Послушайте, пожалуйста фрагмент песни.
Звучит 1 куплет песни «Не красавец я…»
- Как вы думаете, что беспокоит исполнителя данной песни? (Он считает себя не красивым.)
- На ваш взгляд внешность - это главное в человеке? (Нет/да)
- А хотите об этом поговорить? (Да)
- У вас на столах лежат карточки с изображением людей. Выберите изображение того человека, который вам приятен, больше нравится. (…)
- Почему эти люди вам симпатичны?
- Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека? (…)
- Попробуйте сформулировать тему классного часа.
- Вы абсолютно правы. Сегодняшний классный час я озаглавила вот такими словами
«В человеке должно быть всё прекрасно: … »
- Давайте попробуем продолжить эту фразу. На что в первую очередь вы обратили внимание, выбирая изображение? (На внешность)
- Значит можно написать и лицо, и одежда.
- Как вы думаете а можно ещё продолжить фразу? (Да/нет, …)
- Какова же цель классного часа?
- Давайте порассуждаем об этом .
- Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить эти картинки?
(Конфликт, поведение в школе, поведение на улице.)
Работа в группах. (3 мин)
1 группа попробует рассказать нам о конфликте.
Ваша задача заполнить таблицу «Что такое КОНФЛИКТ»
Ассоциация (образ) Синоним Что человек чувствует? О чём человек думает? Как человек действует?
Чтобы ответить на вопросы вам необходимо изучить ситуацию «Апельсин» .
«Представьте, что у вас есть старшая сестра. У вас на двоих один апельсин. Он нужен и вам и ей. Как вы предлагаете поступить с ним?»
2 группа расскажет о поведении в школе.
Ваша задача прочитать стихотворение Б. Заходера «Перемена» и найти ошибки в поведении мальчика Вовы. ( Можно подчеркнуть)
3 группа рассмотрит вопрос о поведении на улице. (На столе ноутбук)
Вы просмотрите видеофрагмент и ответите на вопрос:
Какие правила нарушил герой? (Перечислить)
Обсуждение работы групп.
1 группа.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «КОНФЛИКТ»?
- Какие синонимы к данному слову вы подобрали?
- Что, как вы думаете, чаще всего чувствует человек во время конфликта?
- О чём думает?
- Как действует?
- Как бы вы поступили в предложенной вам ситуации?(…)
- Скажите когда вы обсуждали ситуацию какой - нибудь вопрос у вас возникал? (Зачем?)
- А на каком этапе вы задавали этот вопрос? (Перед выбором действия)
- Как вы думаете почему возник такой вопрос? (Не хотелось ссориться с сестрой)
- И это совершенно верно. Вы молодцы! Разрешая конфликт необходимо по - возможности действовать так, чтобы и ваши интересы, и интересы партнёра были удовлетворены.
- А знаете ли вы способы разрешения конфликтов? (…)
- Существует несколько способов разрешения конфликтов:
Подавление - (акула ) – ситуация требует немедленного решения (свои интересы)
Уступка – (медвежонок)- важнее отношения (ущемление своих интересов в
пользу партнёра)
Уход – (черепаха )- силы не равны, угроза безопасности жизни и здоровья, или
нежелание вести спор (0)
Компромисс – (лиса )- важно сохранить отношения (50/50)
Сотрудничество – (сова)- совместное решение (100/100)
С чего же надо начать, чтобы его выбрать? ( Спросить у сестры для чего он ей нужен.)
- Какой из данных приёмов подойдёт к вашей ситуации?
- А нужна ей только цедра для выпечки пирога, а мякоть вы можете взять себе.
- А сейчас я прошу всех посмотреть фрагмент известного вам мультфильма.
(Обсуждение с выбором способа решения конфликта)
2 группа.
- Сколько ошибок совершил Вова? (10)
- Какие? (…)
- А какие правила поведения в школе знаете вы? (…)
- Молодцы! Чтобы закрепить знание этих правил я предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»
3 группа.
- Вы просмотрели видеофрагмент. Какие же правила поведения на улице нарушил герой этого фильма? (…)
- А вы не допускаете таких ошибок? (…)
- Какие советы вы бы дали своим товарищам, используя ошибки нашего героя. (…)
- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по ПДД.
Интерактивная игра «Каникулы Зебрёнка».
Итог занятия.
- Что нарушали герои всех ситуаций? ( Правила)
- Каким одним сложным словом можно заменить фразу «нарушение правил»? (Правонарушение)
- Правонарушения делятся на две категории: преступление и проступок.
- К какой категории вы отнесёте действия наших героев? (Проступок)
- Да, это проступки, но вы должны помнить, что за любое правонарушение следует наказание.
- А заетели вы, что самая ранняя система законов была сформирована в1700 году до н.э.царём Вавилона ХАММУРАПИ. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности.
- Скажите для чего нужно соблюдать в жизни правила поведения и общения?
(Устанавливаем порядок, бережём как своё здоровье, так и здоровье окружающих.)
- А сейчас я предлагаю вернуться к теме нашего классного часа
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда … »
- Достигли ли мы поставленной цели? (…)
- Так как бы вы теперь продолжили эту фразу?
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли »
А.П.Чехов
6. Рефлексия.
- В заключение нашего разговора я предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили и принять для себя решение. Как необходимо поступать, чтобы о вас сказали «В этом человеке всё прекрасно…». Свои решения запишите на серединке цветка, а цветок поместите в корзину. (…)
- Посмотрите, какой красивый получился у нас букет. А я прикреплю бабочку. С её помощью каждый цветок становится ярче. Она символизирует нас, учителей. А наши дети как эти цветы. Такие же разные, яркие и ранимые. И наша задача не только развивать нравственные качества в детской душе, но и беречь её индивидуальность.
Спасибо за внимание и сотрудничество!