Мастер класс на тему: Формирование социальных компетенций у младших школьников 
Мастер-класс подготовлен учителем  начальных классов МОУ «СОШ № 4 г. Вольска Саратовской области» 
Долгашевой И.В.
мастер-класс
«Формирование социальных компетенций у младших школьников»
(Класс разделён на 3 группы)
Минутка релаксации.
Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя ЛЮБОВЬ, ДОБРО, МИР, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты, обязательно, к вам вернутся.
Вводная беседа. (3 мин)
- Послушайте, пожалуйста фрагмент песни.
Звучит 1 куплет песни «Не красавец я…» 
- Как вы думаете, что беспокоит исполнителя данной песни? (Он считает себя не красивым.)
- На ваш взгляд внешность - это главное в человеке? (Нет/да)
- А хотите об этом поговорить? (Да)
- У вас на столах лежат карточки с изображением людей. Выберите изображение того человека, который вам приятен, больше нравится. (…)
- Почему эти люди вам симпатичны?
- Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека?  (…)
- Попробуйте сформулировать тему классного часа.
- Вы абсолютно правы. Сегодняшний классный час я озаглавила вот такими словами
«В человеке должно быть всё прекрасно: … »
- Давайте попробуем продолжить эту фразу. На что в первую очередь вы обратили внимание, выбирая изображение? (На внешность)
- Значит можно написать и лицо, и одежда.
- Как вы думаете а можно ещё продолжить фразу? (Да/нет, …)
- Какова же цель классного часа?
- Давайте  порассуждаем об этом .
- Посмотрите на слайд. На какие группы можно разделить эти картинки?
(Конфликт, поведение в школе, поведение на улице.)
 Работа в группах. (3 мин)
1 группа попробует рассказать нам о конфликте.
Ваша задача заполнить таблицу «Что такое КОНФЛИКТ»
Ассоциация (образ) Синоним Что человек чувствует? О чём человек думает? Как человек действует?
Чтобы ответить на вопросы вам необходимо изучить ситуацию «Апельсин» .
«Представьте, что у вас есть старшая сестра. У вас на двоих один апельсин. Он нужен и вам и ей.  Как вы предлагаете поступить с ним?»
2 группа расскажет о поведении в школе.
Ваша задача прочитать стихотворение  Б. Заходера «Перемена»  и найти ошибки в поведении мальчика Вовы. ( Можно подчеркнуть)
3 группа рассмотрит вопрос о поведении на улице.  (На столе ноутбук)
Вы просмотрите  видеофрагмент  и ответите на вопрос:
Какие правила нарушил герой?  (Перечислить)
Обсуждение работы  групп.
1 группа.
- Какие ассоциации вызывает у вас  слово «КОНФЛИКТ»?
- Какие синонимы к данному слову  вы подобрали?
- Что, как вы думаете, чаще всего чувствует человек во время конфликта?
- О чём думает?
- Как действует?
- Как бы вы поступили в предложенной вам ситуации?(…)
- Скажите когда вы обсуждали ситуацию какой - нибудь вопрос у вас возникал? (Зачем?)
- А на каком этапе вы задавали этот вопрос?  (Перед выбором действия)
- Как вы думаете почему возник такой вопрос? (Не хотелось ссориться с сестрой)
- И это совершенно верно. Вы молодцы! Разрешая конфликт необходимо по - возможности  действовать так, чтобы и ваши интересы, и интересы партнёра были удовлетворены.
- А знаете ли вы способы разрешения конфликтов? (…)
- Существует несколько способов разрешения конфликтов:
Подавление -  (акула ) – ситуация требует немедленного решения (свои интересы)
Уступка – (медвежонок)- важнее отношения   (ущемление своих интересов в 
                                                                                                                      пользу партнёра)
Уход – (черепаха )- силы не равны, угроза безопасности жизни и здоровья, или 
                                                                                                       нежелание вести спор (0)
Компромисс – (лиса )- важно сохранить отношения (50/50)
Сотрудничество – (сова)-  совместное решение (100/100)
С чего же надо начать, чтобы его выбрать? ( Спросить у сестры для чего он ей нужен.)
- Какой из данных приёмов подойдёт к вашей  ситуации?
 - А нужна ей только цедра для выпечки пирога, а мякоть вы можете взять себе.
- А сейчас я прошу всех посмотреть фрагмент известного вам мультфильма.
 (Обсуждение с выбором способа решения конфликта)
2 группа.
- Сколько ошибок совершил Вова? (10)
- Какие?  (…)
- А какие правила поведения в школе знаете вы?  (…)
- Молодцы! Чтобы закрепить знание этих правил я предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко»
3 группа.
- Вы просмотрели видеофрагмент. Какие же правила поведения на улице нарушил герой этого фильма? (…)
- А вы не допускаете таких ошибок? (…)
- Какие советы вы бы дали своим товарищам, используя ошибки нашего героя. (…)
- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания по ПДД.
Интерактивная игра «Каникулы Зебрёнка». 
Итог занятия.
- Что нарушали герои всех ситуаций? ( Правила)
- Каким одним сложным словом можно заменить фразу «нарушение правил»? (Правонарушение)
- Правонарушения  делятся на две категории:   преступление   и   проступок.
- К какой категории вы отнесёте действия наших героев? (Проступок)
- Да, это проступки, но вы должны помнить, что за любое правонарушение следует наказание.
 - А заетели вы, что самая ранняя система законов была сформирована в1700 году до  н.э.царём Вавилона ХАММУРАПИ. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. 
- Скажите для чего нужно соблюдать в жизни правила поведения и общения?
(Устанавливаем порядок, бережём как своё здоровье, так и здоровье окружающих.)
- А сейчас я предлагаю вернуться к теме нашего классного часа
 «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда … » 
- Достигли ли мы поставленной цели?  (…)
- Так как бы вы теперь  продолжили  эту фразу? 
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли »
                                                                                                           А.П.Чехов
   6. Рефлексия.
- В заключение  нашего разговора я предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили  и  принять для себя решение. Как необходимо поступать, чтобы о вас сказали «В этом человеке  всё прекрасно…».  Свои решения запишите на серединке цветка, а цветок поместите в корзину. (…)
- Посмотрите, какой красивый получился у нас  букет. А я прикреплю бабочку. С её помощью каждый цветок становится ярче.  Она  символизирует  нас, учителей.  А наши дети как эти цветы. Такие же разные, яркие  и  ранимые. И наша задача не только развивать нравственные качества в детской душе, но и беречь её индивидуальность.
Спасибо за внимание и сотрудничество!