Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника»



Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника».
Цели урока:
-обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника, знать термины «длина», «ширина», «основание», «высота», уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи разными способами; уметь работать с разными единицами измерения площади прямоугольника.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин , мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие листы.
Тема: «Площадь. Формула площади прямоугольника». Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкин.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
Зачем нам надо уметь находить периметр?

Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками
Включаются в деловой ритм урока.


Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.
В строительстве, огороде и т.д.
Личностные:
самоопределение-готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Регулятивные:
целеполагание-формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
1. Какие фигуры изображены на доске? (слайд 1 )
Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.


2. Задача на нахождение периметра прямоугольника(слайды2,3).
3. Составление выражения при нахождении периметра.
(6+4)*2=20 (см)
Запись на доске
Четырехугольники.



Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.(1 ученик на доске передвигает фигуры в 2 группы)
Решают задачи на нахождение периметра.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Познавательные:
логические- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.


3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
4. Задача на нахождение площади прямоугольника(слайд)(фигура разбита на клетки 1х1см).
Проблема: как найти площадь не расчерчивая каждый раз на квадратные см?
-Что заметили?
-Как вы думаете, площадь можно находить только в 13 QUOTE 1415?
Цель урока
-Какая цель нашего урока?
Подсчитывают квадратные сантиметры.

Делают вывод:
S=a*b
Находят S по формуле.
-Можно использовать разн.ед.


Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника используя разные единицы измерения.
Регулятивные:
целеполагание-формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:
общеучебные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника
-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока
-как называется тема нашего урока?
Записываем в тетрадь тему урока.
-Повторим, как найти площадь прямоугольника что нужно знать?
Задача.(слайд 5, 6)
-все ли известно?
Решение:
1) 15:3=5(дм)-ширина
2) 15*5=75(13 QUOTE 1415)
Ответ: 7513 QUOTE 1415
Длину и ширину прямоугольника еще называют основание и высота.
Проблема:
-если площадь в 13 QUOTE 1415 как выразить ее в 13 QUOTE 1415?
-если площадь дана и равна 1000000 13 QUOTE 1415 как выразить ее в 13 QUOTE 1415?
Новые еденицы измерения площади
1а(ар)=10см*10м=10013 QUOTE 1415 (сотка)
1га(гектар)=100м*100м=1000013 QUOTE 1415
Выразите 1га в арах


Тема урока: «Площадь прямоугольника. Единицы площади».
-чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.
-S= длину х ширину
-S= а*а= 13 QUOTE 1415
-не известна ширина.
Решают самостоятельно в тетради.
Проверка на слайде(слайд)
- в 1см 10 мм
-113 QUOTE 1415= 10мм*10мм=10013 QUOTE 1415
-100000013 QUOTE 1415 =113 QUOTE 1415.









1га=100а
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество-
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения.



Познавательные: общеучебные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель





Регулятивные:
планирование- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
прогнозирование- предвосхищать результат.

5.Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Задача №476
18га во сколько раз больше 8 соток?





Задача № 477 (реши самостоятельно).
Найдите площадь участка и выразите ее в га.
Если длина и ширина участка 500м и 400м.
Взаимопроверка в парах
Проблема.
Как найти длину по известным площади и ширине?
Задача №479 (слайд 7)
S=9113 QUOTE 1415
b=7см
a=?см
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
18га=1800а
8соток=8а
1800:8=225(раз)
Ответ: в 225 раз.

500*400=200000(13 QUOTE 1415)
200000(13 QUOTE 1415)
20000013 QUOTE 1415 =2000а=20га
Ответ: 20га.





91:7=13(см)-длина
Ответ: 13см.
Регулятивные:
контроль и самоконтроль- различать способ и результат действия;
оценка; коррекция-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные:
общеучебные - осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Коммуникативные: взаимодействие- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
управление коммуникацией- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

6. Организация первичного контроля
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельная работа.
Вариант I.
1) Стороны прямоугольника равны 12см и 15см.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более мелких единицах.
113 QUOTE 1415= 13 QUOTE 1415
1а= 13 QUOTE 1415
1а= 13 QUOTE 1415
Вариант II
1) Стороны прямоугольника равны 14дм и 15дм.
Вычислите площадь.
2) Выразите в более мелких единицах
113 QUOTE 1415= 13 QUOTE 1415
1га= а
113 QUOTE 1415= га.
Самопроверка.
Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.
Регулятивные:
контроль и самоконтроль- различать способ и результат действия; коррекция-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; оценка -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели .


Личностные:
самоопределение- готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

7. Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
-Что изучили сегодня на уроке?
-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?
-С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились?
Оценить отдельных учащихся

S=a*b


Гектар, ар.
Регулятивные:
оценка- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
№469(устно)
№475,461.



9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый листочек на прямоугольник.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек.

Коммуникативные:
взаимодействие- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Познавательные:
общеучебные - осуществлять рефлексию способов и условий действий.







Заголовок 115