Обучение написанию сочинения детей с ОВЗ по картине И.И. Левитана Золотая осень


Урок русского языка в 4 классе
по теме: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Учитель – Черепахина В.А.
Цель:
Образовательные: учить писать сочинение по картине, сформировать умение систематизировать материал, строить текст в формате описания, предупредить речевые и грамматические ошибки, формировать навыки самоконтроля;
Развивающие: развивать способность внимательного отношения к слову и его употреблению в устной и письменной речи, сознательного использования выразительных средств языка.
Коррекционные: развивать слуховое и зрительное восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении, мелкую моторику кисти рук на основе практических упражнений, умение планировать свою деятельность.
Воспитывающие: воспитать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке, воспитывать самостоятельность, творческую активность;
Оборудование урока:
репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»;
портрет художника,
музыкальный альбом «Времена года» П.И. Чайковского,
карточки со словарными словами: пейзаж, художник пейзажист, произведение искусства, шедевр живописи и др.;
аудиозапись музыки А.Вивальди «Четыре времени года» - пьеса «Осень»; индивидуальные репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества; консультант, управляющий поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог);
Ожидаемый результат:
Уметь строить предложения - описания, используя специальную терминологию;
повышение активности учащихся на уроках;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности
обогащение словарного запаса
1. Актуализация и мотивация. Эмоциональный настрой.
Звучит музыка П.И. Чайковского из музыкального альбом «Времена года» - «Октябрь»
-под музыку - чтение отрывка «Листопад» И.БунинаЛес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
- Как вы думаете, почему с этих строчек начинается наш урок?
- Еще две недели назад в природе господствовала Её величество Золотая осень. В это время мы имели неповторимую возможность испытать "последнее мгновенье счастья". Пушкинские строки в этом случае служат нам мостиком к теме урока.
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя, прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото, одетые леса...на доске!
II. Вступительная беседа.
- А где можно увидеть осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья!? На картинах
- Правильно! Картины природы, леса, луга, реки, написаны художником, называются пейзажами. Художник разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом.
Но надо научиться понимать его особый язык. Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть». На доске.
Поэтому перед нами стоит задача научиться читать картину, осмыслить ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.
- Какое название вы бы дали этой картине? Прокомментируйте свой выбор.
- Картина называется "Золотая осень".
- Картину «Золотая осень» написал Иссак Ильич Левитан. Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения в её состояния. Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Он писал: «Мало написать землю, надо передать чувства в этой земле». Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое ее восприятие.
- Рассмотрите картину «войдите в неё» попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
Близкий друг Левитана художник Коровин так писал о нем: «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу». Пейзажи Левитана часто называют «пейзажами настроения», в них всегда незримо присутствует человек, который по-разному воспринимает окружающий мир: с грустью, радость., благоговением, тревогой, надеждой и т.д.
Полотна художника – гимн красоте и очарованию русской природы. - На доске.
III. Беседа по теме урока.
Знакомство с картиной.
        - Сегодня мы знакомимся с одним из замечательных творений И.И.Левитана «Золотая осень». Рассмотрите ее внимательно.
- Про что рассказывает Исаак Ильич Левитан в своей картине?
- Какой период осени изобразил художник?
- Как вы думаете, почему именно так названо полотно?
- Как могли бы назвать картину вы?
- Какой день изобразил художник?
- Как узнали, что светит солнышко?
(Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.)
- Какие цвета и краски потребовались для передачи красоты природы.
- Расскажите, как изображены небо, облака, осенний, воздух, река, берег?
- Какие деревья изображены с левой стороны речки?
- В какие наряды их одела осень?
- Что изображено вдали?
- Какое дерево пылает, как свечка, на изгибе (излучине) реки на правом берегу? Опишите её.
- Напротив берёзки – дубовая роща. Какого цвета листва этих деревьев?
- Все ли деревья на картине оделись в золотой наряд? Какие деревья остались зелеными?
- Какие цвета использовал художник, изображая покров земли?
- Посмотрите на реку? Если бы мы с вами оказались на ее берегу, возникло бы у вас желание искупаться?
Нет. Вода кажется холодной. Наступила осень. Воздух не такой тёплый, как летом.
- Как написана вода в реке?
- Что мы видим на заднем плане картины, вдали?
Маленькая деревенька, наверху косогора и лес.
- Чем покрыт склон косогора?
Яркой зеленью озимых хлебов.
- О чём эта картина?
О красоте родной природы
IV. Словарно – орфографическая работа.
Исаак Ильич Левитан – художник, творец, живописец, художник-пейзажист, создатель картины, мастер кисти..Картина – репродукция, пейзаж, полотно, творение мастера.
Краски, оттенки. Эпитеты, сравнения.
День – солнечный, осенний, радостный, светлый, чудесный.
Деревья – белоствольные березки, тонкоствольные березки, праздничный наряд, золотые сарафанчики.
Листочки –  круглые золотые монетки, золотистые листочки, нежно-золотистая листва.
Кроны деревьев – горят ярким пламенем, желто-оранжевые, коричневато-оранжевые
Дубовая роща – погасший свет, тускло-зеленый, цвет увядания
Трава – буро-зеленая, оливково-желтая, оранжево-зеленая, праздничный наряд, поблекла, сникла, пожелтела, поседела.
Красно-фиолетовые пятна кустарника.
Рельеф - берег, бережок, лужайки, перелески, бескрайние дали полей и лесов, косогор, пригорок.Небо – бескрайнее, голубое, легкая дымка облаков, небесная лазурь.
Река – небольшая речка, убегает вдаль, водная гладь, голубое зеркало, темно-синяя вода, медленно движется, становясь вдали всё светлее; облака, отражающиеся в водной глади, прохладная и чистая вода.Воздух – свежий, чистый, прозрачный, душистый, пахнущий….
Настроение – умиротворенное, спокойное, ощущение покоя и тишины, ощущение безмятежности, душевной благости, легкая грусть, светлая грусть, легкость, радость, нежность.V. Зрительная релаксация - «Солнышко»
VI. Составление плана.
- С чего надо начать? Небольшое вступление о художнике.
- Какими словами можно начать работу?
« Передо мной картина известного русского художника…»,
« Передо мной полотно И.И.Левитана».., «Картину «Золотая осень» написал великий русский художник И.И.Левитан»…
- О чем напишите во второй части сочинения?
Какое время года изображено на картине, какой день описывает художник.
- Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Уголок природы осенью: деревья на картине, покров, небо, облака, деревушка на косогоре..Лента реки, убегающая вдаль.
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- О чем напишите в последней, заключительной части?
О своих эмоциях и чувствах, вызванных картиной, о своем отношении к полотну, к творчеству художника.
Например: «Картина  вызывает чувство….»,
«Мне очень понравилось это произведение живописи….»,
«Я считаю, И.И.Левитана великим художником..» и т.д.
Заключительная беседа при подготовке к написанию сочинения.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. Далее дети выбирают эпиграф, пишут сочинения. После этого они читают сочинения вслух и редактируют их. 
Примерный план: (на доске и в тетрадях)
1. Исаак Ильич Левитан – великий русский художник, создатель лирического пейзажа.
2. Ясный солнечный осенний день на картине.
- деревья в чудесном наряде;
- лесная речка, уходящая вдаль
- воздух.
3. Заключение. Мое отношение к картине. Чувства и эмоции, которые вызвало это полотно.
VII.  Двигательная релаксация.
Ветер сорвал листья с деревьев и принес к нам их. Соберите листья и напишите на них своё сочинение по картине Исака Ильича Левитана.
VIII. Написание сочинения по плану.
Примерный текст сочинения.

На картине художника Л.Левитана изображена золотая осень. Стоит
погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как
стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины, голубой лентой, вьётся река. В ней, как в зеркале,
отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес.
Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые.
Белоствольные березки, заплели в свои косы, яркие оранжевые ленты. Они
будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу
березок, возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются
волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми
зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают
маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за
собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень.
Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.  Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.  Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
Художник И.Левитан очень точно передал ее красоту. Очень хочется
очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним
нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- вывешивание сочинений на доску.
21.10.15г.