Конспект урока литературы в 6 классе «Опять я в деревне…»


СЦЕНАРИЙ УРОКА
литературы в 6 классе
«Опять я в деревне…»
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Хамадаминова Лилия Альфритовна.
Тема урока: «Опять я в деревне…»
Цели:
- обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
- обучение навыкам выразительного чтения лирики наизусть;
- проанализировать особенности языка произведений поэта, широкого использования живой народной речи;
- показать значение личности Н.А.Некрасова для России;
- прививать любовь к поэзии и творчеству Н.А.Некрасова.
Форма урока:
урок-обобщение изученного
…Сейте разумное, вечное, доброе…
Некрасов чрезвычайно много сделал для пробуждения совести российского общества и был одним из тех, кто побудил это общество действовать в согласии с убеждениями. Он поставил достоинство, честь и гордость выше победы и успеха, что было весьма ценно для русского сознания.
Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, приёмов,- в народной песне, как и в стихах Некрасова, всегда соседствуют фарс и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.
Ход урока:
Ведущий: детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грешнево было расположено неподалёку от города Ярославля, на берегу Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая.
Чтец:
…О, Волга!..колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…
(стихотворение «На Волге»)
Ведущий: так написал он в одном из своих стихотворений, пытаясь передать те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве…
Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.
В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.
Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии.
Чтец:
…Идёт-гудёт Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоко облитые
Стоят сады вишневые
Тихохонько шумят…
(стихотворение «Зелёный шум»)
Ведущий: зелёный шум- так народ называл пробуждение природы весной.
Чтец:
…Как-то особенно тихо
Вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу
Играло.
Тучка была небольшая на
нём,
А разразилась жестоким
дождём!
Прямы и светлы, как прутья
стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой смертельной…
(«Дедушка Мазай и зайцы»)
Ведущий: это летний дождь. А вот картина осенней природы.
Чтец:
Славная осень! Здоровый,
Ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке
Студёной,
Словно как тающий сахар ,
Лежит;
…Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр…
(«Железная дорога»)
Ведущий: песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму.
Чтец:
…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны-
Построю дворцы изо льда.
Задумаю-реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ…
(«Мороз, Красный нос»)
Ведущий: уже в раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд. Но в конце концов добился своего: сделался хорошим наездником.
Поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями.
Чтец:
…Я страха не знал.
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошёл я в сад.
Не то чтоб я чертям был рад,
А так – хотелось видеть их.
…я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошёл,
Но чёрт не выплыл, не пришёл…
(«На Волге»)
Ведущий: не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок – выйти ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище. Товарищами Некрасова были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.
Осенью 1832г., когда поэту исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 5 лет. В эти годы Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечение читает Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах. Когда ему исполнилось 16 лет, поэт стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре он принимает решение поехать в Петербург.
Чтец: Я отроком покинул отчий дом,
(За славой я в столицу торопился)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
(«Мать»)
Ведущий: в 1838г. Он был уже в Петербурге. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему ни копейки.
Так с первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. Ему удалось напечатать несколько своих стихотворений в журнале «Сын Отечества». Он много работал, писал стихи, рассказы, куплеты к водевилям и вскоре довёл свою поэтическую речь до совершенства. Но Некрасов был не только известным писателем, но и редактором известных в России журналов: «Современник» и «Отечественные записки».
Когда он чувствовал себя утомлённым работой , то уезжал в деревню, в родные ярославские края: в Грешнево, а позже в Карабиху.
Это были лучшие годы его жизни.
Чтец:
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши, живётся легко…
(«Крестьянские дети»)
Ведущий: охота была давним увлечением для Некрасова, к ней он пристрастился ещё с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось ему подстрелить на охоте утку. Озеро было у брегов затянуто льдом, и собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. «Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило».
Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные – ради пропитания.
Страстными охотниками были и известные русские писатели: Аксаков, Тургенев, Мамин - Сибиряк, Пришвин, Бианки…
Войдя в городскую квартиру Некрасова ( в Петербурге, на Литейном проспекте), «скорее можно было подумать, что здесь обитает какой – то спортсмен, который весь ушёл в охоту; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера (охотничьи ружья) и винтовки», - вспоминал литератор Скабичевский. На шкафах стояли чучела птиц и зверей. А в большой комнате, между окнами, стояла, опираясь на дубину, громадная медведица.
Охота – это целый мир, со своими традициями, языком, обрядами.
Чтец:
…В строгом порядке,
Ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам…
Ближе и лай, и порсканье, и крик-
Вылетел бойкий русак-материк.
Гикнул помещик и ринулся в поле.
То-то раздолье помещичьей воле.
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы…
Ведущий: к этому стихотворению Некрасовым был даже составлен словарик охотничьих терминов: порскать- это значит криками гнать собак по следу, а русак-материк – это старый заяц.
Охоты бывают разные: широко известна соколиная охота (охота русских царей), ловчая (или псовая) охота с собаками (бульдогами, борзыми), охота с ружьём и легавой собакой. При ружейной охоте используются сеттеры или пойнтеры – эти собаки умеют делать «стойку», то есть останавливаться и замирать у места, где скрывается дичь. Такая собака должна понимать язык жестов, приносить убитую дичь охотнику и отдавать её по команде; по дороге она должна мять и трепать птицу.
Чтец:
«Эй! Воры идут! – закричал я Фингалу. –
Украдут, украдут! Ну. Прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьёзную мину,
под сено пожитки мои закопал,
с особым стараньем припрятал дичину,
у ног моих лёг – и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была…
Ведущий: к своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно он любил собаку Кадо.
Чтец:
…Когда Кадо бежит опушкой леса
И глухаря нечаянно спугнёт,
На всём скаку остановив Черкеса,
Спущу курок – и птица упадёт…
(«Уныние»)
Ведущий: умная и красивая собака была с хозяином не только на охоте. Кадо чувствовал себя и в петербургской квартире как дома. С этой собакой случилась беда. Однажды жена Некрасова Зинаида Николаевна во время охоты выстрелила неудачно и попала в Кадо. Собака умерла. Хозяин велел закопать её в саду. И до сих пор неподалёку от некрасовского дома в Чудовской Луке можно увидеть плиту с надписью: «Кадо. Был превосходен на охоте. Незаменимый друг дома. Родился 15 июля 1868г, убит на охоте случайно 2 мая 1875г.»
С охотой было связано появление поэмы «Крестьянские дети». Автор рассказывает не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей.
Чтец:
…О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
…Счастливый народ
Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
…Грибная пора отойти не успела,
Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех1
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Ведущий: в этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка.
Чтец:
…Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят – колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом…
Ведущий: дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец.
Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Абакумцево (4 км. От Грешнева). Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов взял на себя расходы школы, работал там учителем. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Одному из них посвящено стихотворение «Школьник».
Чтец:
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
издержал последний грош.
…Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!... Ведущий: встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.
Некрасов на протяжении всего своего творчества обращается к детской теме. Им написаны два цикла стихов: «Стихотворения, посвящённые русским детям» («Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин» - 1867), ( «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи»- 1870). А также поэма «Саша», «Школьник, «Плач детей», «Крестьянские дети», «Дедушка».
А теперь мы предлагаем вам послушать инсценированное стихотворение Некрасова «Пир ведьмы»
I
Темно в хате, душно в хате;
Пляшут ложки на столе.
Скачет ведьма на ухвате,
Едет чёрт на помеле.

Светло в хате, чисто в хате;
Вышла баба из трубы,
Набрала воды в ушате,
Загадала на бобы.

«Приходите, черти, змеи!
Пир дадим, сестра-душа!»
И сняла колдунья с шеи
Двухаршинного ужа…
II
Ветер свищет, ветер вьётся,
Воет бор, ревёт ручей;
Вдаль по воздуху несётся
Стая леших и чертей.

Поле стонет, поле плачет,
Завывает, словно волк;
По земле ползёт и скачет
Змей гремучих целый полк.

Вползли змеи в двери хаты,
Черти с шумом из тубы,
Безобразны и рогаты,
Повалились как грибы.
III
Обниманья, сплетни, говор,
Всякий хочет угодить;
Чёрный уж, колдуньин повар,
Стал меж тем уху варить.

И покуда мыл он плошки,
Все, без скрипки, без смычка,
Под напев голодной кошки
Принялись за трепачка…
IV
Славно пляшет на три сорта
Сатанинская семья!
И колдунья, сватья чёрта,
От восторга не своя.

Что за праздник! Песни, хохот,
Крик, блеянье. Волчий вой,
Львиный рёв и конский топот,
Зев и говор громовой

Любо это ей до смерти!
Вдруг запели петухи,
И пропали гости-черти,
Не дождавшися ухи.

Следующим этапом нашего урока будет работа с «трудными словами».
Раздаются полоски бумаги со строчками из стихотворений, «трудные слова» подчёркнуты. Задание дать объяснение этим словам, можно воспользоваться специально приготовленным для этого словарём.
Словарь
· Бабки – старинная игра, в которой используются кости.
· Борзая – порода охотничьих собак, у них тонкие высокие ноги, длинное худое тело, узкая острая морда.
· Вирши – стихи.
· Гарцевать – ездить верхом очень красиво, ловко, молодецки.
· Гончая – порода охотничьих собак, приученная выслеживать зверя громким лаем.
· Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки дров и других грузов.
· Дупеля – болотные птицы из семейства бекасов.
· Егерь – охотник-профессионал.
· Знатный – сильный.
· Котомка – сумка за плечами.
· Кубарь – волчок, пустой шар на ножке.
· Легавая – охотничья собака для ружейной охоты на птиц.
· Пегонький - пегий – лошадиная масть, то есть цвет волосяного покрова, пятнистый, пёстрый.
· Пожня – жнивьё (поле, где сжат, убран хлеб).
· Поприще – область деятельности.
· Пуделять – промахиваться при стрельбе.
· Рига – сарай для сушки и молотьбы снопов.
· Свайка – толстый гвоздь или шип с большой головкой для игры в свайку; его берут в кулак и броском втыкают в землю, попадая в кольцо.
· Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с поля.
· Снопы – связка сжатых стеблей с колосьями.
· Станицы – стая птиц.
· Тракт – большая проезжая дорога.
· Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на земле подвешивали било (тяжёлую палку с округлым утолщённым концом). Она и выбивала зерна из колосьев.
· Ягдташ – охотничья сумка для дичи.
Итак, наш познавательный урок подошёл к концу. Я думаю, что путь жизни и творчества великого русского классика Николая Алексеевича Некрасова будет иметь для каждого из нас ещё и огромное воспитательное значение. И в заключении я хочу обратиться к словам писателя, как к духовному завещанию: «Сейте разумное, вечное, доброе!..»