Рабочая программа по ручному труду Мир увлечений
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет школы Директор
Протокол №1 от _______________Л.И.Гросич
«____»___________2013 г. «____» _____________2013 г.
Рабочая программа
для обучающихся по ручному труду
«Мир увлечений»
группа девочек
Подготовила Маслленникова Е.П.
2013-2014 г.г.
Пояснительная записка.
Разнообразие форм и методов дополнительного образования способствует развитию интересов и наклонностей детей.
Воспитатель должен помочь каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда, вызвать интерес к трудовой деятельности.
Воспитать в каждом ребенке живой интерес к труду, раскрыть наклонности, признание, утвердить личное увлечение делом, привить эстетические навыки - это и есть сущность воспитательной работы.
Данная программа составлена на основе книги Г.Д. Дульнева « Основы трудового обучения во вспомогательной школе». Учитывая возрастные и физические возможности детей они поделены на группы : группа (с1по5 кл.) и группа (8-9кл.)
Программа включает в себя такие виды работ, как рукоделие:
- макраме, вязание крючком, вязание спицами, (гр.девочек 8- 9кл.)
- обьемные работы из гофрокартона , изонить, оригами (гр. 1-5кл.).
Программа разработана для обучающихся (в основном девочек) 1-9 классов один час в неделю.
Она признана развивать творческие способности девочек, готовить их к современной взрослой жизни воспитывать трудолюбие, формировать эстетический вкус, чувство гармонии, способствует гарантии социализации личности в обществе, знакомит с народными традициями.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования. Несмотря на прогресс индустрии и глобальный промышленный рост, изделие, выполненное своими руками, всегда будет цениться, и мастерица не будет не замечена.
В программу включены различные формы занятий:
наблюдения, теоретические и практические занятия, беседы , выставка готовых изделий и книжных иллюстраций.
Цель: раскрывать его личностные задатки обучающихся, прививать любовь к народным традициям.
Задачи.
Коррекция мелкой моторики, пространственной ориентации, двигательной активности.
Формировать умение по планированию работы, подготовки рабочего места, подборки нужного материала для работы, подбирать цветовую гамму при вязании.
Развивать силу воли, приучив себя доводить начатое дело до конца, выполнять организационные моменты - подготовка рабочего места, выбор пряжи , цвета, уборка рабочего места.
Методы обучения:
Словесный
Иллюстрированный
Практический
Теоретический
Репродуктивный
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года воспитанники должны:
-владеть приемами работы по изготовлению изделий из данных материалов,
- уметь планировать работу, готовить рабочее место, выбрать необходимый дополнительный материал, инструменты и оборудование для работы,
- владеть навыками по составлению композиции ( распределение отдельных деталей в обьемных работах),
-применять полученные навыки и знания на практике.
-изготовить 1-2 законченные работы.
Методы отслеживания:
- отслеживание по выработанным критериям( прилагаются)
- участие в выставках.
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Традиционные виды рукоделия. Рукоделия в вашей семье —1час.
Знакомство с предстоящими работами:
1гр.-(с 1 по 4кл.) 2гр.-( с 5 по 9кл.)
изделия из гофрокартона,
изделия оригами.
изделия из шпагата
изонить
изделия, связанные крючком
изделия, связанные спицами
Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности на занятиях по ручному труду . Подготовка рабочего места.
2. Инструменты и материалы:
Гофрокартон, клей ПВА, ножницы ,линейка, стержень пустой для продавливания линии, пряжа, крючок. спицы, шпагат, игла для изонити, толстый картон, нитки( мулине ,ирис)
3. Шаблон, рисунок:
-наглядное пособие,
-выбор изделия по книге.
-подбор нитей, крючка.
-подбор цветных полосок.
4. Выполнение изделий:
Изделие из гофрокартона-3час.
-выполнение работ по образцу:
Индивидуальные работы – 3час.
Изделие из пряжи – крючком 7час.
-выполнение работ по образцу:
Индивидуальные работы-7 час
Изделие из пряжи спицами -6час
Индивидуальные работы
Работа изонитью. -5 час
-выполнение работ по образцу.
Индивидуальные работы-3час.
Коллективная работа (картина)-2час
Оригами-7 час.
Индивидуальная работа -
Используемая литература.
1.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Лиза» и
2 .Объемные фигуры в технике « квилллинг».
3. Т.Терешкевич «Рукоделие для дома»,103 оригинальные идеи. «Феникс» 2004г.
4.М.Максимова, М. Кузьмина. «Послушные узелки».
Календарно – тематическое планирование
Ручной труд «Мир увлечений»
№ п\п Тема занятия Кол-во часов Сроки проведения Цели занятия Оборудование
1 Вводное занятие. «Знакомство содержанием предстоящих занятий». ТБ и правила поведения на занятиях ручного труда. 1 - ознакомить воспитанников с темами занятий,
-заинтересовать предстоящей работой, показом образцов изделий из гофро картона, пряжи, шпагата, ниток «ирис».
тематические картинки, образцы изделий.
2 «Изготовление цветка (гвоздика)». 1 - ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места. гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделия.
3 «Изготовление открытки ко дню Учителя». 1 - развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в процессе составления композиции,
- воспитание настойчивости ,терпения, привитие аккуратности, самостоятельности.
картон цветной, клей ПВА , ножницы , линейка.
4 Продолжение изготовления открытки.
1 - отработка полученных навыков. картон цветной, клей ПВА , ножницы , линейка.
5 Завершить работы по изготовлению открыток.
Оформление ее.
1 - развитие пространственной ориентации в процессе составления композиции,
- формировать умение по подборке цветовой гаммы.
- воспитание терпения, желания достичь конечного результата.
- привитие аккуратности.
клей ПВА, картон.
6 «Поделки из овощей и природного материала к дню Урожая». 1 - формирование умения распределять работу между членами подгруппы, учитывая способности каждого, привитие аккуратности, терпения и желания довести работу до конца.
природный материал, овощи, резаки.
7 «Изделие «Кисть винограда». Из гофрокартона.
1 - ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места.
гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделий.
8 «Изделие «Гномик». Из гофрокартона.
1 - ознакомить с новым видом работы из гофрированной бумаги.
- формировать умение выбрать по цвету и правильно применить,
- развивать познавательный интерес в процессе показа образцов, подготовка рабочего места.
гофрированная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, образец изделий.
9 «Картина «Цыпленок».
1 - развитие мелкой моторики,
- привитие аккуратности и терпения при выполнении работы,
- развитие пространственной ориентации.
10 Вводное занятие. « Вязание крючком». ( Простые приемы вязания крючком)
1 - формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству, - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий,
- воспитывать уважение к труду.
книги и журналы по вязанию, стенд по технике безопасности, единые требования безопасности во время работы, в работе с иглой, булавками, с ножницами.
11 «Цепочка из воздушных петель, полу столбик».
1 - научить вязать цепочку из воздушных петель,
- формировать добросовестное отношение к труду,
- развивать внимание, аккуратность.
образцы, пряжа , крючок, ножницы.
12 Продолжение работу по теме.
1 - научить вязать столбик без накида, с накидом;
- развивать внимание , аккуратность; воспитывать в детях взаимопомощь, добросовестность,
- развивать мелкую моторику рук.
образцы, пряжа, крючок, ножницы.
13 «Основные приемы вязания крючком». 1 - научить пышные столбики;
- воспитывать точность и аккуратность;
- развивать творческое воображение.
образцы, пряжа ,крючок, ножницы.
14 «Вязание по кругу». 1 - научить вязать по принципу « вязание по кругу»,
- привить уважение к традициям декоративно- прикладного творчества,
- развивать исполнительские умения, внимание.
образец, пряжа, крючок, ножницы.
15 «Вязание салфетки».
1 - развивать стремление к углублению знаний;
- научить пользоваться схемами;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи,
- воспитывать самостоятельность. нитки х/б, пряжа, крючок, ножницы.
16 «Продолжение вязание салфетки».
1 - формировать умение видеть красоту посредством изготовления изделия;
- воспитывать уважение к труду; воспитывать усидчивость и аккуратность.
17 «Работа методом « Изонить» (Вышивание острого угла). Знакомство с правилами ТБ. при работе с иглой. 1 - познакомить с новым видом работы; дать понятие о стежке,
- научить делать разметку по линейке, учить выполнять прямые стежки,
- развитие мышления, воображения, развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие.
нитки, игла, линейка, карандаш, картон, образец.
18 «Изонить»(вышивание тупого угла). 1 - познакомить с новым видом работы; дать понятие о стежке,
- научить делать разметку по линейке, учить выполнять прямые стежки,
- развитие мышления, воображения, развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие.
игла, нитки, линейка, карандаш, картон , образец..
19 «Вышивка простых рисунков методом изонити» (снеговик, елочка).
1 - развивать мелкую моторику рук,
- развивать творческие навыки,
- воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание.
картон , карандаш, линейка, игла, ножницы.
20 «Вышивка картины методом изонити». 1 - учить применять приемы вышивания в индивидуальных работах ;
- развивать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
бархатная бумага, игла, линейка, циркуль, ножницы.
21 «Продолжение работы. Оформление работы в рамку». 1 - обобщить полученные теоретические и практические знания,
- развивать познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству; добиваться,
- увидеть красоту своего труда.
рамка, выполненная работа.
22 «Вязание на спицах. Виды петель и их образование». Инструктаж по ТБ.
1 - развивать стремление к углублению знаний;
- освоить технику вязания лицевой петли, закрепление последнего ряда.
пряжа, спицы, ножницы, образец.
23 «Вязание лицевыми петлями (квадрат 10 на 10см)».
1 - воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие;
- отработать навык вязания лицевыми петлями,
- развивать познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству.
спицы, пряжа, линейка.
24 «Вязание изнаночными петлями (квадрат 10 на 10см)».
1 - развивать стремление к углублению знаний;
- освоить технику вязания изнаночной петли;
- воспитывать трудолюбие и усидчивость.
спицы, пряжа.
25 «Вязание по кругу на 4 -х спицах (резинка)». 1 - закрепление полученных ранее знаний лицевыми изнаночными петлями. пряжа, спицы.
26 «Вязание платочной вязкой (шарф)». 1 -научить вязанию платочной вязкой (только лицевыми петлями - туда и обратно),
- воспитывать трудолюбие и аккуратность;
- развивать самостоятельность, умение доводить начатое до конца.
спицы, пряжа.
27 Продолжение вязания изделия шарфа. 1 - воспитывать трудолюбие и аккуратность;
- умение до конца доводить начатое дело.
пряжа, спицы.
28 «Оригами - это просто. Знакомство с новым видом сгибания бумаги». 11 - научить новому методу складывания бумаги (базовые формы);
- заинтересовать детей новым видом ручного труда,
- показ готовых изделий.
бумага для оригами, образец, клей ПВА.
29 «Изготовление цветка –тюльпан». 1 - развивать творческие способности, воображение; самостоятельность и аккуратность при сгибании бумаги.
бумага для оригами, образец; клей ПВА.
30 «Коллективное панно (корзина с подснежниками)».
1 - воспитывать аккуратность, эстетический вкус;
- развивать глазомер чувство формы;
- умение доводить начатое дело до конца.
бумага для оригами, клей ПВА, картон.
31 «Изготовление домашних животных методом оригами (собачка,котенок)».
1 - учить выполнять задание в точной последовательности;
- развивать ловкость движения пальцев, глазомер;
- соблюдать порядок на рабочем столе. игрушки, образец изделия, бумага для оригами, клей ПВА.
32 «Птицы - оригами (голубь)». 1 - научить соблюдать последовательности сгибания бумаги;
- развивать способность к точным движениям пальцев;
- воспитывать аккуратность и бережное использование бумаги.
бумага для оригами, клей ПВА, образец.
33 «Цветочная полянка» (коллективная работа).
1 - научить изготовлению цветов соблюдая модульные схемы,
- развивать творческое воображение,
- воспитывать аккуратность и бережливость, эстетический вкус.
бумага для оригами, клей ПВА, картон, образцы цветов.
34 Итоговое занятие.
1 - обобщить полученные знания, развивать познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству,
- создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
столы, стулья, ручки, бумага.