Рабочая программа по русскому языку (индивидуально-групповые занятия) в 9 классе
Тархановская основная школа –
филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
Ветошкинская основная школа
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета школы Директор школы___________
Протокол №________ от ____________201__г. Пугина О. Ф.
Рабочая программа
учебного предмета
Индивидуально-групповое занятие
по русскому языку
9 класс
Программу составила:
учитель русского языка и литературы
Гусева Е. А.
Тарханово
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса составлена на основе авторской программы, Положения об индивидуально-групповых занятиях по учебному предмету МБОУ Ветошкинская ОШ.
Рабочая программа конкретизирует содержание наиболее трудных для усвоения тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей авторской программы.
Программа: Русский язык 5-9 классы. М. Т. Баранов и др. М. «Просвещение», 2010 г. Учебник: М. Т. Баранов и др. Русский язык 6 кл., М. «Просвещение», 2011 г.
Согласно учебному плану на изучение данного курса отведено 33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Общая характеристика учебного предмета
По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов.
Русский язык как средство общения играет важную роль в развитии личности обучающихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Учащиеся овладевают нормами русского литературного языка, формируют умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащают свой словарный запас, развивают дар слова, познают самого себя, овладевают средствами самоанализа и самовыражения.
Данная программа призвана помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Программа опирается на знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе изучения базового курса русского языка.
Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков.
Основная цель занятий: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции обучающихся, развитие их логического мышления.
Задачи курса заключаются в выработке у учащихся умений:
производить различные виды разборов (морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический);
оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфографических, лексических, синтаксических норм русского языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
находить в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами;
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
соблюдать основные синтаксические нормы русского литературного языка;
определять тип и стиль текста, создавать тексты по типу рассуждения;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного;
последовательно излагать собственные мысли;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;
находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте.
Индивидуально-групповые занятия выполняют следующие функции:
обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки обучающихся, формируют навыки исследовательской работы);
диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
Формы контроля:
тестовые задания;
алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал);
сочинения, изложения.
Формы занятий данного курса – прежде всего практические занятия.
Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий обучающимися. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и обучающегося.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
1
Специфика экзамена по русскому языку. Особенности написания сжатого изложения
5
2
Тестовые задания и задания с выбором ответа
8
3
Сочинение-рассуждение
7
4
СП с различными видами связи
4
5
Пробные экзаменационные работы
9
Всего
33 часа
Содержание учебного материала
Особенности написания сжатого изложения (5 ч)
Специфика экзамена по русскому языку.
Особенности написания сжатого изложения. Способы компрессии текста. Тексты в аудиозаписи. Определение макротемы. Нахождение и выделение микротем. Написание сжатого изложения.
Тестовые задания и задания с выбором ответа (8 ч)
Лексика. Средства речевой выразительности.
Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание -Н-, -НН- в различных частях речи.
Виды подчинительной связи в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Сочинение-рассуждение (7 ч)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Подбор аргументов.
Сочинение-рассуждение по предложенной цитате из текста. Подбор аргументов.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Подбор аргументов.
Синтаксис и пунктуация (4 ч)
СП с различными видами связи
Сложные предложения с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.
Выполнение пробной экзаменационной работы (9 часов)
Выполнение Части 1, 2 и 3.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание, тема урока
Кол. час.
Дата по плану
Дата фактически
Сжатое изложение
1
Специфика экзамена по русскому языку.
1
08.09
2
Особенности написания сжатого изложения. (часть 1) Способы компрессии текста
1
15.09
3
Тексты в аудиозаписи. Выделение микротем
1
22.09
4
Написание сжатого изложения
1
29.09
5
Анализ изложения, работа над ошибками
1
06.10
Тестовые задания и задания с выбором ответа
6
Тестовые задания и задания с выбором ответов ( часть 2)
1
13.10
7
Лексика. Средства речевой выразительности
1
20.10
8
Правописание приставок и суффиксов
1
27.10
9
Словосочетание. Способы подчинительной связи.
1
03.11
10
Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых
1
17.11
11
Однородные члены предложения
1
24.11
12
Обособленные члены предложения
1
01.12
13
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения
1
08.12
Сочинение-рассуждение
14-15
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (часть 3)
2
15.12
22.12
16-17
Сочинение-рассуждение по предложенной цитате из текста
2
29.12
19.01
18-19
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
2
26.01
02.02
20
Анализ сочинений, выявление затруднений, работа над ошибками
1
09.02
Сложные предложения с различными видами связи
21-24
СП с различными видами связи
4
16.02
01.03
15.03
22.03
Пробные экзаменационные работы
25-27
Выполнение пробной экзаменационной работы (В. 1)
3
05.04
12.04
19.04
28-30
Выполнение пробной экзаменационной работы (В. 2)
3
26.04
03.05
10.05
31-33
Анализ выполненных работ, выяснение затруднений
3 (1)
17.05
Список литературы для учителя:
Г. А. Богданова. Поурочные разработки русского языка в 9 кл. – М., «Просвещение», 2002
Г. А. Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2009.
С. В. Драбкина и др. ГИА выпускников 9 кл. в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Н. В. Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. 9 кл. – М., ВАКО, 2013.
О. В. Касперская. Русский язык. 5 – 11 кл. Анализ художественного текста. Разработка уроков. Опорные конспекты – Волгоград: Учитель, 2011.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько. – М., «Национальное образование», 2015.
Список литературы для учащихся:
С. Г. Бархударов и др. Русский язык 9 кл. М., «Просвещение» 2011
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько. – М., «Национальное образование», 2015.
С. В. Драбкина и др. ГИА выпускников 9 кл. в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2014.
Русский язык в таблицах и схемах. – С.-Петербург: ООО «Профпринт», 2010.
Орфографический словарь
Словарь антонимов
Словарь синонимов
Словарь фразеологизмов
Толковый словарь
Большая Советская Энциклопедия
Школьный словарь иностранных слов
Школьный словарь строения слов
Советский Энциклопедический Словарь
Грамматический словарь русского языка
Интернет-ресурсы
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115