РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по русскому языку (индивидуально-групповые занятия)


Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №138»
Рассмотрено:
на заседании ШМО
протокол №__от____________20____г.
Согласовано:
Заместитель директора
_____________Т.Г. Чикалова _____________20___г.
Утверждаю:
Директор
____________Л.С. Царькова____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по русскому языку
(индивидуально-групповые занятия)
КЛАСС: 8
ВСЕГО: 34 часа, 1 час в неделю
УЧИТЕЛЬ: Лебедева Анна Михайловна
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: вторая
г. Нижний Новгород
2015
ПояснительнаязапискаНормативная основа программы
Рабочая программа составлена на основании программы общеобразовательных учреждений "Русский язык 5-9 классы" /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский./ Рекоменд. Министерством образования и науки РФ.-9-е изд .-М.: Просвещение, 2008.  из расчета 1 час в неделю (34часа в год).
Цели и задачи обучения по предметуЦель  программы -
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Названные цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
Отличительные особенности
Предметом изучения на уроках русского языка в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации. Синтаксис занимает центральное место среди других разделов науки о языке, так как организует весь арсенал языковых средств  выражения мыслей: формирует орфографические и пунктуационные навыки, обогащает словарный запас, способствует развитию логического мышления обучающихся, что оказывает прямое воздействие на формирование навыков связной речи.
 Анализ уровня сформированности ведущих компетенций по предмету показал необходимость увеличения числа индивидуальных и групповых практико-ориентированных занятий, что нашло отражение в планировании материала.  В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию целостной системы знаний.  Работа  ведется по скорректированной методике, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности учеников 8 класса и основана на принципах личностно-ориентированного обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Всего в году – 35 часов (1 час в неделю), из них на развитие связной речи – 4 часа.
Раздел Кол-во часов
Принципы русской пунктуации 1
Повторение  изученного в 5-7 классах 3
Единицы синтаксиса 4
Простое двусоставное предложение 6+1РР
Простое односоставное предложение 3+1РР
Знаки препинания в простом осложненном предложении 5+1РР
Знаки препинания в предложении с обращениями и вводными словами. 4
Знаки препинания в предложении с прямой и косвенной речью. 3+1РР
Контроль знаний 1
Общее количество часов 34
Метапредметные связи учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Учет особенностей учащихся
Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.При подготовке и проведении занятий учитываются особенности восприятия учащимися учебного материала, специфика их мотивации деятельности.
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого».
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступныеему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место,которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, вжизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставятего в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он дажечувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Основным принципом индивидуально-групповых занятий является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Методы и приёмы  обучения: Основной формой обучения являются практико-ориентированные занятия, которые  строятся на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно основного курса обучения и основной этап, направленный на совершенствование практических умений и навыков обучающихся. В процессе занятий учитель также ставит задачу формирования и развития универсальных учебных действий восьмиклассников для достижения ими высоких личностных результатов.
Виды и формы контроля знаний.
Формы текущего контроля знаний:
тест;
сочинение на лингвистическую тему;
письменный ответ на вопрос проблемного характера;
устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
комплексный анализ текста. 
Используемый учебно-методический комплект
1. Программа общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы
М.: Просвещение, 2009г
2. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 6 класс. 7 класс. 8 класс. 9 класс. Учебники для общеобразовательных учреждений. Научный редактор - академик, доктор филологических наук Н.М. ШанскийТематическое планирование
№ Наименование раздела.
Тема урока Формируемые ЗУН
1 Основные принципы русской пунктуации. РР. «В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла».
2 Знаки препинания, их функции. Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, их функции. Обобщить и систематизировать изученный ранее языковой материал, восстановить и закрепить основные знания и умения, полученные учащимися в 5—7 классах.
3 Знаки препинания в простом предложении Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, их функции. Уметь производить пунктуационный разбор простого предложения.
4 Знаки препинания в сложном  предложении. Знать структурные отличия простых и сложных П.; о делении СП на группы: союзные и бессоюзные; функцию запятой между ПП в составе СП.
Уметь определять кол-во основ в СП, находить границы частей в СП, ставить запятую в СП, читать и составлять схемы.
5 Синтаксис и пунктуация. Уметь характеризовать синтаксис как раздел науки о языке. Знать основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст; уметь определять функции данных единиц, строить лингвистическое высказывание на заданную тему. РР. «Язык неистощим в соединении слов». (А. С. Пушкин)
6 Текст как единица синтаксиса. Уметь определять смысловую связь частей текста, характер синтаксических конструкций, порядок слов; опознавать нерегламентированную пунктуацию, авторские знаки.
7 Словосочетание как единица синтаксиса Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания. Уметь определять вид связи в СС.
8 Предложение как единица синтаксиса Уметь характеризовать предложения разных типов. Определять цепную и параллельную связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении. РР. « Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык».
9 Грамматическая основа предложения Знать признаки и функции главных членов предложении, уметь находить подлежащее и сказуемого в предложении; определять способы их выражения; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм. 
10 РР. Типы сказуемых.
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; использовать разные типы сказуемых в речи.
11 Составное именное сказуемое. Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте).
12 Тире между подлежащим и сказуемым. Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения.
13 Второстепенные члены предложения. Знать, что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных; уметь находить второстепенные члены в предложении, определять их способы связи  с главными. Уметь отличать приложение от составного именного сказуемого.
14 Приложение, знаки препинания при нем. Знать, что такое  приложение, в чем его отличие от определения и сказуемого; уметь находить второстепенные члены в предложении, определять их способы связи  с главными. Уметь отличать приложение от составного именного сказуемого.
15 Синтаксический разбор двусоставного предложения Знать понятия темы «Второстепенные члены предложения», уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения.
16 Основные группы односоставных предложений. Знать основные видыодносоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте.
17 Неопределённо-личные предложения Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать отличие неопределенно-личных предложений от обобщенно-личных. Уметь их употреблять в речи.
18 Безличные предложения Знать основные виды односоставных предложений. Понимать роль безличных предложений в тексте. Уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. Строить устное лингвистическое высказывание по теме.
19 РР. Сочинение на лингвистическую тему: «Неполные предложения». Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме.
20 Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения.
21 Знаки препинания в предложениях с обособленными  приложениями. Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме.
22
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них Знать условия обособления и функции обстоятельств.
Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи
23 Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.
Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.
24 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.
25 Тест по теме «Обособленные члены предложения» Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены
26 Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
27 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях Знать значения вводных слов, их стилистические функции.
Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями
28 Вставные слова, словосочетания и предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции.
Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме.
29 Чужая речь, синтаксический разбор предложения с чужой речью Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
30 Повторение и систематизация изученного в VIII классе. Синтаксис и морфология Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
31 Синтаксис и пунктуация Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.
32 Синтаксис и культура речи. Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения
33 Синтаксис и орфография Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах.
34 Тест за курс 8 класса Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
с однородными членами,
при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
в предложениях с прямой и косвенной речью,
при цитировании, обращении,
при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
 Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
 Определять тип и стиль текста, средства связи предложений в тексте, средства художественной выразительности.
Подробно и выборочно  излагать тексты в соответствии с темой, основной мыслью и стилем.
 Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.
Писать сочинения – рассуждения на морально-этическую тему, грамотно подбирая примеры и аргументы.
Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Строить развернутые монологические высказывания на заданную тему.
Совершенствовать собственные тексы, находить и исправлять различные речевые и грамматические ошибки.   
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Ресурсное обеспечение
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.
Изложения:Русский язык:8 класс/ Авт.-сост. Л.С.Шаталова.- М.:ООО «Издательство Астрель», 2002.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 200
Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы/ Л.Н.Федосеева. – М.: Айрис-пресс, 2008
Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс/Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
Самолова Т.Н., Самолов Ю.И. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс – Новосибирск, 1997.
Сборник многовариативных изложений:8-9 класс./ Авт.-составитель Дробышева Л.И. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл./ О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы/В.И.Капинос и др.- М.:Дрофа, 2007
Литература для ученика
Л.А. Ахременкова. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс.- М.:Просвещение, 2010
Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007
Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.].-34-е изд.-М.: Просвещение, 2008.
           Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994
Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс/Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003