презентация по географии на тему Арктика (8 класс)
ХОЛОДНАЯ БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ САМАЯ СЕВЕРНАЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ ЗЕМЛИ, НО ТАК МАНИТ И ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Задачи: 1.Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов Арктики. 2. Выявить, возможное хозяйственное использование природной зоны и связанные с ними экологические проблемы.3. Предложить пути решения сложившихся проблем. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Бортовой журнал Географическое положение природной зоны Климатическая характеристика почвы растения животные t ◦ ср. июля t ◦, t ◦ ср. января ГКО, мм В.М. ккал/смІ в год Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Определите границы зона Арктики. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Определите особенности климата Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Особенности климата Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры ( летом 0 +2, зимой – 20-40) короткое лето, 100-200мм)ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей, суммарная солнечная радиация 70 ккал/смІ в год, так как много радиации отражается от ледников и снега , осадков выпадает мало (100-200мм) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Органический мир Арктики. Образ жизни животных Арктики непосредственно связан с океаном. Здесь обитают моржи, несколько видов тюлений, белый медведь, на островах много птиц. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Белый медведь – хищное животное. Длина от 2 до 3 м, весит 700-800 кг. Типичный представитель арктической фауны. Хорошо плавает, ныряет. Основная пища – тюлени. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Северные олени – самые крупные травоядные животные Крайнего Севра. Держатся большими стадами. Это единственные олени у самок которых есть рога. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Лемминг – полярная полевка с коротким хвостом. Длина его тела около 15 см. Зимой не впадает в зимнюю спячку, роет норы и способен к подснежной жизни. Белая сова – опасный хищник Арктики. Основная пища – лемминги. Песец – полярная лиса. Особенно заботится о своей пушистой шубе, которая спасает его от морозов. Основная пища – лемминги. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Овцебык – самое выносливое животное, не боится холода и мороза. Его толстая шкура защищает его то ветров и морозов, а мощные рога опасны для его врагов – волков. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Птичьи базары На островах живет много птиц кайры, моевки, гуси. Кайры прекрасно ныряют, ловят рыбу и рачков на больших глубинах, далеко от берега. Моевки ловят рыбу только в поверхностных водах. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Белуха – морское животное семейства дельфиновых. Длина его тела достигает 6 м., весит до 2т. Обладает развитым эхолокационным аппаратом, хорошо ориентируется в океане. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Льды Арктики имеют толщину до 4 км. Материковые льды сползают в океан и образуют айсберги – плавающие ледяные глыбы. Айсберг Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Постоянного населения в Арктике нет.. Для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru На шельфе Баренцева моря обнаружено несколько месторождений нефти. Освоение морских богатств – сложная техническая задача. Хозяйственная деятельность. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (то Карских Ворот до бухты Провидения) 5600км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца. Северный морской путь Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru В морях Арктики развито рыболовство мойва треска навага Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Промысловый сезон короток (охотятся только летом, однако и его хватило, чтобы морж стал редким животным, а численность белого медведя сократилась до нескольких тысяч голов. Промысловая житница Арктики Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru ОстровНовая Земля – полигон для испытания ядерного оружия (1960-1970) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Проблемы Арктики Радиоактивное загрязнениеРезкое уменьшение численности многих арктических животныхЗагрязнение вод океана в последствии добычи нефтиПотепление климата Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Охрана природы «Таймырский заповедник» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Заповедник «Остров Врангеля» Единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике самые крупные скопления моржей. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведицы появляются малыши. Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Природная зона Арктических пустынь расположена на островах: А) Северная Земля;Б) Командорские;В) Новосибирские;Г) Сахалин. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Для зоны арктических пустынь характерны животные: А) белый медведь;Б) волк;В) зубр; Г) овцебык;Д) куница;Е) морж. Площадь, занятая зоной Арктики, в России составляет: А) 40%;Б) 10%;В) 18%;Г) 30%. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Отметьте характерные признаки природной зоны Арктики: А) полярное сияние;Б) средняя температура июля +2◦С;В) выпадает много осадков;Г) поверхность сильно заболочена;Д) практически отсутствуют почвы;Е) на скалистых берегах много птичьих базаров;Ж ) обилие ягодных кустарников. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Ответы : 1. А) Северная Земля; В) Новосибирские.2. А) белый медведь; Г) овцебык; Е) морж.3. Г) 30%.4. А) полярное сияние; Б) средняя температура июля +2◦С; Д) практически отсутствуют почвы; Е) на скалистых берегах много птичьих базаров. Ваша оценка: 10-9 «5»8-7 «4»6-5 «3»4 и менее «2» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru выводы Зона арктических пустынь наименее заселена и освоена человеком. Практически только здесь в России некоторые уголки сохранили свой первозданный облик.Суровые климатические условия.Основные виды хозяйственной деятельности: рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых.Последние десятилетия хозяйственной деятельности человека обернулась для некоторых районов Арктики настоящей трагедией: это и радиоактивное загрязнение, резкое уменьшение численности многих арктических животных. Принимаются меры по охране природы: прекращение испытаний ядерного оружия и ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрану редких животных Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Домашнее задание Читать § 32, на контурную карту нанести: 1) цветом территорию Арктики; 2) пунктиром Северный морской путь и пунсонами крупнейшие порты; 3) заповедники Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru