ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК Урок-проект на тему: Арктика-фасад России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК
Урок-проект на тему:

Подготовила:
Слюсарь Н.Ю.
г. Красный Сулин
2015-2016 учебный год
План
1. Введение
2. Урок-проект на тему: «Арктика- фасад России».
    2.1.Паспорт проектной группы.
    2.2.План урока:
            а) проект первой группы;
            б) проект второй группы;
            в) проект третьей группы;
            г) проект четвертой группы;
            д) проект пятой группы;
            е) проект шестой группы.
      2.3 Выводы
      3. Литература
В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!»  в МБОУ СОШ № 3 с 15-20 февраля 2016 года будет проводиться Всероссийский урок «Арктика – фасад России».
 Всероссийский урок проводится с целью повышения осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Введение
Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей. Всё возрастающий в настоящее время интерес в Арктике вызван несколькими причинами, в том числе экономическими. Одной из задач современного этапа освоения арктических территорий является создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биологического ресурсного потенциала. Важными задачами являются также повышение энергетической независимости арктических районов России; снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности; восстановление экологии в российской Арктике. Сохраняется необходимость создания условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики, адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям. Важно также внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике. Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить и работать в Арктике. Необходимо осваивать этот регион, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих земель. Освоение арктических районов не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах.
2.Урок-проект на тему: «Арктика- фасад России»
 2.1. Паспорт проектной группы.
1. Название проекта: «Арктика- фасад России»
2. Руководитель проекта: Слюсарь Н.Ю.
3. Учебный предмет, по которому проводится работа проекта: география
4.Навчальни предметы, близкие к теме проекта: медицина, основы здоровья, экология, изобразительное искусство, информатика.
5. Возраст школьников: 9-15 лет.
6. Состав проектной группы: 9 класс.
. Тип проекта: информационный, творческий, доминирующей деятельностью учащихся. По характеру - межпредметный
- усовершенствовать умения и навыки анализировать, делать выводы;
   - развивать самостоятельность, ответственность за свои поступки и умение отстаивать свою точку зрения;
   - формировать культуру общения;
   - определять экологическую проблему и рассмотреть ее с позиции химии, биологии и ОБЖ;
   - научить оформлять результаты своей работы в виде проекта;
Цель проекта:
-показать учащимся целостность окружающего мира, связь человек с природой;
- формирование активной жизненной и познавательной позиции школьников;
− формирование устойчивого понимания необходимости бережного отношения к природе Арктики;
− формирование знаний о современных технологиях исследования и освоения районов с экстремальными природными условиями;
− развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся;
− раскрыть для учащихся ценностное содержание окружающего мира;
-способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации;
− развивать умения наблюдения за природными явлениями анализировать, делать выводы, бережно относиться к родной природе. Формы организации
Задачи проекта:− создание условий для развития познавательного интереса у обучающихся к изучению Арктики;
− активизация познавательного процесса к изучению вопросов изучения и современного освоения Арктики;
− расширить и закрепить ключевые знания обучающихся об Арктике, как природном регионе с экстремальными природными условиями обитания и освоения;
− расширить и закрепить ключевые знания обучающихся о животном и растительном мире Арктики;
− расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся об истории географических открытий и освоения Арктики;
-понимание связи с природой через открытие, осознание глобальной взаимосвязи всего живого.
-формирование учебных навыков;
10. Поисковые умения:
   - Умение получить дополнительную информацию у учителя, специалиста, консультанта; - Поиск информации в сети Интернет;
   - Навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в группе;
   - Навыки коллективного планирования;
Коммуникативные умения:
- Умение взаимодействовать с любым партнером;
- Навыки делового партнерского общения;
- Умение вступать в диалог;
- Умение выражать свое мнение;
- Умение задавать вопросы.
Презентационные навыки и умения:
- Навыки монологической речи;
- Умение анализировать;
- Умение уверенно отстаивать свое мнение во время выступлений;
- Умение использовать дополнительный материал во время выступлений.
11. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дополнительная литература по географии, биологии, медицине, экологии.
   Продукты проекта:
  1. Проект первой группы. Арктика -удивительная и неповторимая.
  2. Проект второй группы. История открытия и исследования Арктики в XVIII в.
 3. Проект третьей группы. Современные научные исследования Арктики .
  4. Проект четвертой группы. История научной дрейфующей станции «Северный полюс »
  5. Проект пятой группы. История и современного хозяйственного освоения арктических районов.
  6. Проект шестой группы. Стратегическое значение Арктики.
Выводы. «Природа таков же уникум, как картина Рафаэля. Уничтожить ее легко, восстановить невозможно ». И.П.Бородин.
Тема урока: «Арктика- фасад России»
Цель урока:
-показать учащимся целостность окружающего мира, связь человек с природой;
- формирование активной жизненной и познавательной позиции школьников;
− формирование устойчивого понимания необходимости бережного отношения к природе Арктики;
− формирование знаний о современных технологиях исследования и освоения районов с экстремальными природными условиями;
− развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся;
− раскрыть для учащихся ценностное содержание окружающего мира;
-способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации;
− развивать умения наблюдения за природными явлениями анализировать, делать выводы, бережно относиться к родной природе. Формы организации
Задачи урока:
− создание условий для развития познавательного интереса у обучающихся к изучению Арктики; − активизация познавательного процесса к изучению вопросов изучения и современного освоения Арктики;
− расширить и закрепить ключевые знания обучающихся об Арктике, как природном регионе с экстремальными природными условиями обитания и освоения;
− расширить и закрепить ключевые знания обучающихся о животном и растительном мире Арктики;
− расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся об истории географических открытий;
- усовершенствовать умения и навыки анализировать, делать выводы;
   - развивать самостоятельность, ответственность за свои поступки и умение отстаивать свою точку зрения;
   - формировать культуру общения;
   - определять экологическую проблему и рассмотреть ее с позиции географии ,биологии, экологии ;
   - научить оформлять результаты своей работы в виде проекта;
   - понимание связи с природой через открытие, осознание глобальной взаимосвязи всего живого.
                         
 Девиз урока: «Арктика, Арктика! Неведомая страна!
Ты притягательна для мира  и для меня!
  
 Оборудование: таблицы, плакаты, компьютер.
   Тема выставки: «Арктика- фасад России»
   Тип урока: презентация ученических проектов.
                                                      Ход урока.
I. Организационная часть.II . Мотивация учебной деятельности:
                                   звучит музыка и видеоролик
  Ученица: Арктика, очень богата ты, недрами мир одаришь!
Климат суровый, природа нетронута, много сердец ты манишь!
Чем же людей зацепила ты, что под снегами таишь?
Знаем, богатства копила ты и не скоро на свет их родишь.
Помните, люди, ПРИРОДА- наш драгоценный друг!
Не причините вреда ей и сознательно, и нечаянно, вдруг!
Всё, чем привыкли пользоваться, иссякнет, сойдёт на «нет».
Будем честнее, бережнее! Арктика одарит в ответ!
  Учитель: Тема нашего урока: «Арктика- фасад России»
Если идти на север, никуда не отклоняясь, вы обязательно попадете на Северный полюс. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. Полярная ночь и полярный день в течение многих суток — наиболее приметный признак северной околополюсной области Земли. Издавна ее называют Арктикой — от греческого слова arkticos — северный, которым древние греки обозначали расположенное в северной стороне неба созвездие Большой Медведицы.Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало отважных путешественников. 
До сегодняшнего урока вы получили задание подготовить презентации по выбранным темам.
(Учитель предлагает начать презентацию проектов)
Проект первой группы. Арктика-удивительная и неповторимая.
А́рктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая Медведица) — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.  Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.  Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составит 21 млн. кв. км
По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.  Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.  Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый.  Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин до 5527 м и подводных хребтов.
Природные условия Арктики очень суровые: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемерзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Морские акватории покрыты льдом - около 11 млн. кв. км зимой и около 8 млн. кв. км летом.
4) Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от —2, —4 °C; в южной части Арктического района до —25 °C. В центральной части Гренландии минимальные температуры иногда снижаются до —55, —60 °C, Средние температуры июня +2, +3 °C
В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.
  
Проект второй группы. История открытия и исследования Арктики в XI–XVIII в. История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива страны
В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых. В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны. Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена. Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах. Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива. В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых. В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны. Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена. Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.
Проект третьей группы. Современные научные исследования Арктики.
Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова, Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XXв.
Виктор Батура "Легенда о Георгии Седове"
С чего началось? С начала!Начало с историей сверь.Россия росла и мужала,Она экспедиции слалаНа опись полярных земель.Для дела не ставила сроков –Всё может случиться средь льдов!И был там корабль «Святой Фока»,Начальник – Георгий Седов.Сперва доходили вести:«Зимуем! Не ближний свет».«Цингуем, но люди на месте».Потом, как отрезало – нет!Наверно, так велено роком:В Архангельск из дальних краёвВернулся один «Святой Фока».В могиле остался Седов.Позднее в высоких широтахБывать мне случалось не раз.Не помню уж где, от кого-тоУслышал чудесный рассказ.Как в камень вмерзает наледь,Как в дерево врежут слова,Рассказ этот врезался в память.Его предлагаю вам.Стоит над могилой стелаС изображеньем креста.Но нет, говорят, там тела –Могила давно пуста.И многие мудрые старцы,Что жизнь провели во льдах,Толкуют: «Воскрес он, братцы!И снова пошёл туда,На Северный полюс, к целиВсей жизни своей земной.Пошёл, презирая метели,Разводья и мрак ледяной».Видали. В полярной ночи,При свете неровных звезд,Тяжёлые нарты волочит.Ружьё и тренога, как крест.Шагает! Припас приторочен.Малица искрится на нём.Сквозь иней сияют очиЕго – неземным огнём.В молчанье ни песни, ни слова,Едва отшагает версту,Секстаном берёт он сноваПолярной звезды высоту.Вздохнёт. Снаряженье поправит.Стряхнёт намерзающий лёд.Широкие плечи расправитИ дальше – на Север идёт.Но только лишь над океаномПроснётся рассвет золотой,Куда-то уходит с туманом.И нарты увозит с собой.Случится вам трактором ехать,Пешком по торосам идти,Прошу вас – не станьте помехойНа вечном его пути!
Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах. В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля. В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива. В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно- исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек, включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов. Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. В августе 1977 г. надводное судно – атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А.Н. Чилингаров) впервые достигло Северного полюса. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути. В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа.
Проект четвертой группы. История научной дрейфующей станций«Северный полюс» . Россия — первая страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Впервые такой дешёвый и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 годуВладимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.
Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года.
В сентябре 2005 года на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34».
Данные, получаемые во время экспедиций, расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
24 июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный представитель президента России по вопросам международного полярного года, Герой Советского Союза и известный полярник Артур Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований.
Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота «Академик Фёдоров» и атомный ледокол«Россия». 2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4200 м на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1» был установлен флаг России, сделанный для долговечности из титанового сплава.
Проект пятой группы. История и современного хозяйственного освоения арктических районов
В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей[4]. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется свыше 32 млрд баррелей нефти[5]. Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 3 года.При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).
Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»[6]Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.
Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Приразломное месторождение" Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F" \o "Приразломная" Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжны изолированы от отгружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Arctic_oil" \o "Arctic oil" Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года[7].
Экологические организации, такие как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике. В 2012 году началась международная кампания «Защитим Арктику», которая призывает людей по всем миру подписать требование о моратории на добычу нефти в Арктике.
«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года»[8]. Среди крупнейших газовых российских месторождений —  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Штокмановское газовое месторождение" Штокмановское,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Русановское газовое месторождение" Русановское иЛенинградское, расположенные в западной Арктике.
  

Проект шестой группы. Стратегическое значение Арктики.
Границы северных полярных владений СССР определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.
Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.
В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года. Конвенция устанавливает одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и200 миль экономической зоны — со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов. Правда, любая страна может претендовать на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра (часть VI Конвенции) и за пределами 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния.
Чтобы добиться прав на полярные владения, России придётся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. В отношении хребта Ломоносова это оспаривается Данией, которая считает, что хребет — затонувшая часть Гренландии[28]. Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова — это продолжение полярных владений РФ, российская сторона провела беспрецедентную экспедицию «Арктика-2007» в июле-августе 2007 года, состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана у Северного полюса Земли. роме прочего, в прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США, а также ракеты-перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В Гренландии существует авиабаза Туле.
В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. Основное место базирования Северного флота ВМФ России — ЗАТО  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA" \o "Североморск" СевероморскМурманской области. В 2013 году Россия начала воссоздание военной базы на Новосибирских островах[29] (Котельный). В частности, речь идёт о воссоздании аэродрома Темп[30]. Также планируется создание семи северных аэродромов, расположенных в городах Тикси (Якутия), Нарьян-Мар, Алыкель (Таймыр), Амдерма,Анадырь (Чукотка), а также в посёлке Рогачёво и на погранзаставе  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5" \o "Нагурское" Нагурское (Земля Франца-Иосифа)
В 2007 году Канада объявила об усилении своего присутствия в Арктике ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8E%D1%82" \o "Резольют" Резольют)
Арктические державы регулярно проводят военные учения в регионе.
В 2013 году Россия провела военные учения с использованием крейсера «Пётр Великий» и атомных подводных лодок «Орёл» и «Воронеж». Также проводились запуски крылатых ракет.
Также Канада провела в 2011 году учения Nanook а в 2013 году — «Нуналивут» c отработкой высадки десанта на острова  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81_(%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0)" \o "Корнуоллис (остров, Канада)" Корнуоллис и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%84-%D0%A0%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%81" \o "Эллеф-Рингнес"Эллеф-Рингнес].
В 2013 году проводились учения «Арктический вызов» (англ. Arctic Challenge) с участием ВВС Финляндии, Швеции, Великобритании и США. Территория учений охватывала Ботнический залив и норвежскую часть Баренцева моря[36]. Также в 2013 году Великобритания провела учения Cetus 13, где отрабатывалась высадка десанта в условиях −30 °C на полигонах северной Норвегии[37].
Выводы
Слово учителя: Нашу встречу я хочу закончить словами
…..Из доклада на международной конференции, посвященной проблемам глобального потепления:«В последние годы как Арктический, так и Антарктический регионы обнаруживали наибольшие уровни проявления признаков глобального потепления. Реальное влияние связанных с изменением климата процессов показывает глубокие региональные различия как внутри полярных регионов, так и между ними – при невероятной сложности этих взаимодействий. Последствия изменения климата в полярных регионах, которые предположительно проявятся в течение ближайших 100 лет, скорее всего, превзойдут прогнозируемые последствия для большинства других регионов и приведут к таким переменам, которые окажут глобальное воздействие. В обоих полярных регионах (Арктическом и Антарктическом) наблюдаются очевидные признаки влияния процессов, вызванных изменением климата, на экосистемы и сообщества обитающих там наземных и пресноводных видов – эти изменения прослеживаются с очень высокой степенью вероятности. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что неблагоприятные изменения будут продолжаться, воздействуя на биологические ресурсы и экосистемы. Это приведет (со средней степенью вероятности) к глобально значимым последствиям для климата. В обоих полярных регионах (с очень высокой степенью вероятности) многолетняя мерзлота и гидрологические процессы будут находиться под сильным воздействием изменения климата. Происходящие перемены будут оказывать возрастающее воздействие на ключевые биологические и физические системы, вместе с этим влияя на глобальный климат».
Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:
Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.
В анкете есть три обязательных вопроса:
Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?
Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции. Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи, что вы знаете о ваших руководителях – Матвее Шпаро и Борисе Смолине, о других знаменитых полярниках?
В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».
Все желающие могут принять участие в интернет викторине «Знаешь ли ты Арктику?» по электронному адресу : http://cognita.ru/arctic. и получить сертификат участника или победителя викторины.
Учитель: На этом разрешите закончить нашу встречу.
Игра. Микрофон.
Ребята отвечают на вопрос «Что он узнал нового про Арктику»

литература:
А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.http://goulp.ru/archives/10157http://www.world-globe.ru/regions/arctic/http://www.doal.ru/node/2072http://www.apkpro.ru/doc/Арктика.%20Методические%20рекомендации.%2018.%2012.%202015.pdf