Всероссийский классный час на тему: Арктика- фасад России
Арктика – фасад России
Цель и задачи проведения Урока:
− повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе,
истории исследования и освоения, задачах современного освоения;
− привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России,
к самостоятельному изучению замечательных страниц истории
географического открытия и освоения этого экстремального
по природным условиям района Земли;
− вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
− привлечение внимания обучающихся IX российской молодёжной
экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» организуемой
Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение»
http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm) при поддержке Министерстваобразования и науки Российской Федерации.
Видеозапись обращения к участникам Урокадиректора фонда «Клуб «Приключение» Д.И. Шпаро.
КОМАНДА – НА ПОЛЮС
Подошла к концу молодежная полярная экспедиция. Команду VIII российской молодежной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» составили пять юношей и две девушки. Штурмовать полярную макушку планеты вместе со знаменитыми путешественниками Матвеем Шпаро, Борисом Смолин и Министром образования РФ Дмитрием Ливановым отправились:
Молодежная полярная экспедиция не столько спортивный и воспитательный, но и по-настоящему образовательный проект. Впервые при отборе в команду было решено обратить внимание не только на спортивные успехи юношей и девушек, но и на их достижения в учебе. При прочих равных условиях, предпочтение отдавалось участникам всероссийских школьных олимпиад или региональных интеллектуальных соревнований. Окончательный состав полярной команды получился удивительно гармоничным, в него попали подростки, прекрасно подготовленные и физически, и морально, и психологически.
Семерка юных полярников была названа по результатам, показанным кандидатами на учебно-тренировочных сборах в лагере «Большое Приключение» в Карелии. Старший тренер команды завкафедрой физвоспитания университета МИСИС Александр Буслаков отмечает, что впервые в программу УТС был включен интеллектуальный тренинг. Каждый день 100-километрового похода по карельской тайге завершался подведением итогов с обсуждением вопросов, требующих знаний географии, физики, отечественной истории, и немалой сообразительности.
В конце ребятам предложили тест, состоявший из нескольких логических задач, одна из которых была повышенной трудности. Влад Румянцев из Москвы блестяще вывел искомую формулу. Жаль, что погодные условия во время тренировок были недостаточно суровы, только в ночные часы ощущался настоящий холод. В целом, окончательный состав полярной команды получился удивительно гармоничным, в него попали подростки, прекрасно подготовленные и физически, и морально, и психологически.
К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число путешественников надо выполнить несколько условий, важных из которых три:
Иметь опыт туристских походов 1 категории сложности;
Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.
В анкете есть три обязательных вопроса:
Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?
И опыт показывает, что с ответом на первый вопрос у будущих полярников возникают самые большие трудности. Так бывает каждый раз: несколько человек обязательно напишут, что на Северном полюсе «магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, а все ветры дуют с юга…»
ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
СЛАЙД №2
В 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой и составил чертеж рек Анадырь и Анюй
СЛАЙД №3
В 1728 г. в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску
СЛАЙД №4
В 1733-1743 гг. по итогам экспедиции под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Семена Челюскина и др. были впервые нанесены на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей
СЛАЙД №5
В 1820-1824 гг. Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля
СЛАЙД №6
В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке
СЛАЙД №7
В 1937 г. Папанин возглавил первую в мире дрейфующую станцию "Северный полюс". Белоусов в 1939-1940 гг. был капитаном ледокола "Иосиф Сталин" и совершил за одну навигацию два рейса по Северному морскому пути
СЛАЙД №8
Советский пароход "Челюскин", преодолевая Северный морской путь, затонул у побережья Чукотки на Дальнем Востоке в феврале 1934 года В результате катастрофы на льду оказались 104 человека, которые два месяца выживали в условиях полярного холода. Все они были спасены
СЛАЙД №9
Диксон (Таймырский Долгано-Ненецкий район) является самым северным населенным пунктом России
СЛАЙД №10
Первая дрейфующая научная станция в СССР приступила к работе в 1937 г. Станцию возглавил советский полярник Иван Папанин
СЛАЙД №11
Георгий Седов организовал полярную экспедицию на судне "Св. Фока" (1912-1914), в ходе которой безуспешно пытался достичь Северного полюса на собачьей упряжке
СЛАЙД №12
атомный ледокол "Арктика" в 1977 г. под командованием Юрия Кучиева впервые в истории мореплавания достиг географической точки Северного полюса
Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например,
работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются
регулярные плавания по трассе Северного морского пути.
В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские
экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа
России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН
по вопросам континентального шельфа.
ИТОГ УРОКА:
Хотели бы вы принять участие в подобной экспедиции?
Как бы вы ответили на вопросы анкеты?
В чем состоит ошибка при ответе на один из вопросов? («магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, а все ветры дуют с юга…»)