ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДЕТСКОМ САДУ
Омарова Ш.А., Рублева О.М.
(ГККП «Детский сад «Ивушка», г. Петропавловск)
В своем ежегодном послании народу Казахстана от 28 января 2013 года президент Н.А. Назарбаев отмечает, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана.[1]
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и другое.
Мы считаем, что одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию является проектная деятельность.
Проект — самостоятельная и коллективная творческая завершенная
работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность как форма работы:
- научить детей дошкольного возраста самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Основные этапы работы в проекте: постановка цели, разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта, организация развивающей, познавательной, предметной среды, организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности, коллективная реализация проекта, его демонстрация.
По экологическому воспитанию мы разработали проект по теме «Земли прекрасней нет» и реализовали его в стенах детского сада. Проводя работу по проекту, мы заметили, что детям интересно находить нужный материал не только в стенах детского сада, но и дома, вовлекая в работу всех членов семьи. Во время работы над проектом мы опирались на Государственный стандарт РК от 28.11.2008г. и программы воспитания и обучения детей.
Задачами работы над проектом являются:
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Вовлекать родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей.
В проекте использовали следующие виды деятельности:
Цикл занятий по проекту
Дидактические игры:
Игры – тренинги экологического характера. («На прогулке», «Весна, лето, осень, зима», «Снежинки» и др.)
Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы.(«Беседа с деревьями», «Встреча с растениями» и др.)
Дидактические игры для формирования нравственно – оценочного опыта. («Путешествие», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.)
Упражнения, развивающие воображение.
Релаксационные паузы
Подвижные игры: Подвижные игры экологического характера. («Ходят капельки по кругу» и др.)
Народные игры
Пальчиковые игры
Физкультминутки
Мини-инсценировки.
Экологические сказки.
В своей работе мы старались использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.
На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.  
Наиболее всего  познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности в природе.  
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии,  в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе.    Как пример, можно привести наблюдения  за погодными явлениями, которые  впоследствии  дети с удовольствием отражают в календаре погоды.
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной
литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе.   В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того  формируются  практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе,  у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о насекомых (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе,  дети на практике усваивают зависимость состояния растений и насекомых от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.  
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляли папки-передвижки на экологическую тему.
В результате у детей сформировалось осознано правильное отношение
к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Дети научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети стали бережно относиться к насекомым. У детей появилось желание общаться с природой, проявляя свои впечатление через различные виды деятельности. Так же появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Список используемой литературы:
1. Ежегодное послание народу Казахстана от 28 января 2013 года президент Н.А. Назарбаев
2. Государственный стандарт образования РК от 28.11. 2008г
3. Бабушкина Т.М. «Окружающий мир» (нестандартные занятия). В. 2005
4. Веретенникова С.А «Ознакомление дошкольников с природой». М., Просвещение 1973 г.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.Мозаика-Синтез, 2008
6. Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию», С-П «Детство-пресс»,2006
7. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы.
8. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
9. Лысенко Н.В. «Практическая экология для детей» М: Версия, 1999г.
10. Рыжова Н.А.» Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика» М,2000г.
10 Федосеева П.Г. «Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию». В. 2008 г.
11 Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997