Проект по экологическому воспитанию Во саду ли, в огороде…


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕСКИЙ САД №19»
ПРОЕКТ «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ…»
Проект разработала
Воспитатель:
Саначева В.В.

Березники 2016
Полное название: «Во саду ли, в огороде…»
Авторы проекта: Саначева В.В.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Пояснительная записка:
Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов, и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Поэтому нужно внимательно относиться к природе: помогать птицам и зверям, заботиться о растениях, беречь воду, землю и воздух. Многие предпочитают свободное время проводить на природе. Туризм и развитие крупных городов способны разрушить среду обитания животных и растений. Природные ресурсы являются слабо возобновляемыми и могут очень быстро истощиться. Загрязнение окружающей среды наносит ущерб существованию всех живых существ, людей в том же числе. Дым от лесных пожаров, выбросы промышленных предприятий, транспорт — все это наносит природе непоправимый вред. Нетронутых мест на нашей планете с каждым годом остается все меньше, и мы еще не совсем понимаем, что начинаем привыкать к отсутствию живой природы вокруг. Но если нам еще есть на что посмотреть и что вспомнить, то наши дети станут принимать такой железобетонный мир нормы. Поэтому в наших детях мы должны воспитать такое отношение к природе, при котором только при одном взгляде на ее красоту, им хотелось бы ее не только сохранить, но и приумножить. И разработанный нами проект направлен на то, чтобы научить детей видеть красоту природы, исправлять человеческие ошибки по отношению к природе, ухаживать за растениями и самим вырастить свой урожай, приложив максимум усилий.
Цель:
привитие детям бережного отношения к природе, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
Задачи:
Расширять представление детей о жизни растений (культурные и дикорастущие)
Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность –умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Привлекать родителей к совместной деятельности
Актуальность:
В наши дни все меньше встречаешь семьи, которые весной отправляются в сад для посадки культурных растений. Сегодня растениеводческая функция огородов стала уступать рекреационной функции, огороды стали в большей степени местом отдыха горожан с детьми. На огородах стали чаще выращивать газоны, цветы, устанавливать детские игровые сооружения, строить бани и другие сооружения, не связанные с огородничеством. Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Для того, чтобы дать детям исчерпывающие знания о растениях их значении для человека, о том, как необходимо ухаживать за растениями и был создан наш проект.
Срок реализации проекта: 7 месяцев (март-сентябрь)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители
Место проведения: группа детского сада, прогулочный участок группы
Формы проведения: беседы с использованием демонстрационно-дидактического материала, экспериментальная деятельность, трудовая деятельность, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение худ.литературы по тематике, наблюдения, экскурсии в парки, скверы, художественная деятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, на огороде в природе.
Дети познакомятся с культурными растениями.
С помощью опытнической работы дети получат знания онеобходимых условиях для роста растений..
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы на огороде, составление плана мероприятий по организации детской деятельности)
Основной (проведение запланированных мероприятий в ходе реализации проекта: беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание демонстрационного материала, чтение худ. Литературы, наблюдения, экскурсии).
Заключительный (подведение итогов, создание презентации, книги рецептов)
Рабочий план реализации проекта:
Сроки проведения Тематика Содержание деятельности
Март «Огород-огород, что же на тебе растет?»
Цель: обогащение знаний детей о значении огорода в жизни человека, о многообразии диких культурных растений их роли для человека и животных -Цикл бесед «Сад-огород»
-Д/И «Что растет на огороде», «Витамины с грядки», «Узнай по описанию», «Один-много», «Вершки-корешки», «Лото», «Узнай по запаху»
-Рассматривание демонстрационного материала «Строение растений», альбомов, гербариев, составление схем строения различных культурных растений
-Чтение литературы по данной тематике
-Худ.деятельность «Что растет на огороде» (рисование)
Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»
-Составление рассказов по иллюстрациям растений
-трудовая деятельность в уголке природы (ухаживание за комнатными растениями)
Апрель «Бросим семечку в горшок, будем ждать теперь росток»
Цель: обогащение знаний детей о разновидности семян, о их посадке и об условиях, необходимых для прорастания семян, развитие умения делать выводы, основываясь на наблюдении -Цикл бесед «От маленького до большого»
-рассматривание семян
-трудовая деятельность (посадка семян на рассаду)
- Наблюдение за всходом и ростом растений.
-Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
-наблюдение за ростом рассады при разных условиях (свет, полив, температура) с последующим созданием карточек-схем выращивания семян различных культур
-Д/И «Культурные и дикорастущие»,
«Во саду ли, в огороде», «Найди отличия»
-С/Р игра «В садовом магазине»
-Отгадывание загадок о растениях
-зарисовка этапов роста растения
Май-Июль «Поливаем наш посев, чтобы радовал он всех»
Цель: Формирование представлений о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде, обогащение знаний детей о правилах посадки рассады и ухаживания за ней, развитие чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
-Беседы с использованием демонстрационного материала “Труд сельских жителей на приусадебныхучастках”.
“Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
“Как нужно ухаживать за овощными культурами”.
-подготовка грядок к высаживанию рассады (перекопка, удобрение)
-посадка рассады на грядки
- Наблюдение за появлением плодов.
Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
- Д/И «Опиши-мы отгадаем», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Витаминки в корзинке» (здоровое питание)
-Худ.деятельность «Наш огород» (коллективная аппликация)
-ухаживание за посадками (по мере необходимости)
-С/Р игра «Магазин садовых инструментов»
Август-Сентябрь «Собирай урожай, да друзей угощай»
Цель: обогащение знаний детей о созревании плодов, о способах сбора урожая, воспитание уважения к труду, бережное отношение к его результатам
-Цикл бесед с использованием демонстрационного материала «Сбор урожая»
-Рассказы детей о том, как их родители, бабушки снимают урожай
-Наблюдение за созреванием плодов.
-Наблюдение за изменением состояния растений.
-дальнейшее ухаживание за посадками
-Игра-конкурс «Мастер-шеф»
(приготовление фруктовых салатов)
-Сбор урожая
-Худ.деятельность «Наш урожай» (коллективная аппликация)
-Инсценировка сказки «Вершки-корешки»
-Создание презентации «Во саду ли в огороде…»
Работа с родителями:
Проведение опроса «Садоводы-любители»
Проведение круглого стола по результатам опроса
Консультация для родителей «Огород на подоконнике», «Трудовое воспитание детей», «Полезное питание у тебя дома»
Включение родителей в непосредственную реализацию проекта: помощь в предоставлении семян и готовой рассады, удобрений, помощь с садовыми инструментами
Привлечение родителей к посадке рассады на грядки
Изготовление стенгазет «На даче»
Участие в конкурсе «Мастер-шеф» (приготовление совместно с детьми фруктовых салатов)
Изготовление групповой книги рецептов (заготовки из овощей и фруктов, салаты)