Приемы самоконтроля с помощью фонетической ритмики.


Мастер-класс для педагогов «Приемы самоконтроля за звукопроизношением». Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения).
Как известно, обучение произношению неслышащих дошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, считалок, чистоговорок. стихов, постоянных рядов слов, например, название времен года, числового ряда, дней недели), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением. В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы. В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия). Материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже устойчивые ряды слов и тексты (стихи, чистоговорки, считалки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Если слоговой материал, как правило, одинаков и для глухих, и для слабослышащих детей, то слова, словосочетания, фразы, ряды слов и тексты подбираются педагогом с учетом уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков у детей группы. Важно, чтобы речевой материал не только отвечал произносительным задачам, но и был доступен, понятен детям, нужен им в общении.
Речевая ритмика как приём коррекции произношения неслышащих дошкольников.
На занятиях речевой ритмикой все дети хором вместе с педагогом два-три раза произносят предлагаемый материал, затем его повторяют 2-3 ребенка. Индивидуально в первую очередь говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги, слова, фразы. В случае ошибки педагог дает правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем произносит его вместе с ребенком, и, наконец, - звук, слог, слово, фразу ребенок повторяет самостоятельно. Затем речевой материал вновь проговаривается хором. Как правило, произносительные возможности детей группы различны, поэтому для самостоятельного произнесения одним детям предлагается более сложный материал, другим - более легкий. 
Цель: повышение компетентности педагогов и родителей в применении различных упражнений по фонетической ритмике в коррекции нарушений слуха у глухих и слабослышащих дошкольников.
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех исходных положений (ИП):
1 – встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
2 – встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого исходного положения (ИП) начинаются движения для звуков И, К, Л.
3 – встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это ИП для звука Р.
ЗВУК А. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны при одновременном длительном произнесении А_____
ЗВУК О. ИП 1. Глубокий вдох, развести руки в стороны (давящее движение) при одновременном произнесении О______.
ЗВУК У. ИП 1. Глубокий вдох, вытянуть руки вперед (давящее движение) при одновременном произнесении У_______.
ЗВУК И. ИП 2. Глубокий вдох, вытянуть руки вверх при одновременном произнесении И_____.
ЗВУК Э. ИП 1. Развести руки вперед – в стороны при одновременном произнесении Э______.
ЗВУК Я. Звук И + А
ЗВУК Ю. ЗВУК И + У
ЗВУК Ё. Звук И + О
ЗВУК Е. Звук И + Э
ЗВУК П. ИП 1. Резкие движения кулаками вниз (как удары) при одновременном произнесении ПА
ЗВУК Т. ИП 1. Ударять указательный палец о большой при одновременном произнесении ТА.
ЗВУК К. ИП 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося КА
ЗВУКИ Б, Д. ИП 1. Делать удары ладонями вниз, произнося БА или ДА.
ЗВУК Г. ИП 1. Собрать пальцы в кулак, выпустить указательный и большой пальцы, произнося ГА
ЗВУК С. ИП 1. Поднять руку ко рту, сделать из пальцев букву С, руку отвести в сторону, произнося С_____.
ЗВУК Ш. ИП 1. Поднять руки вверх и плавно ими покачивая, опускать руки вниз, произнося Ш____
ЗВУК Ф. ИП 1. Поднять ко рту руки, сжатые в горсть, быстро и резко разжимать горсть, слегка вытянув при этом руки вперед, произнося Ф.
ЗВУК Х. ИП 1. Поднести ладони ко рту, выдохнуть на них и одновременно произнести Х.
ЗВУК З. ИП 1. Описать в воздухе двумя пальцами букву З, одновременно произнося З_____.
ЗВУК Ж. Описать в воздухе зигзагообразное движение (резко) руками вперед при одновременном произнесении Ж____
ЗВУК В. ИП 1. Поднять ко рту ладони, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении В.
ЗВУК Ц. ИП 1. Поднять вверх два пальца (указательный и средний), опускать резко вниз, произнося Ц
ЗВУК Ч.ИП 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки (быстро и резко) при одновременном произнесении Ч.
ЗВУК М. ИП 1. Поднять пальцы рук к носу, отвести руку вперед – в сторону мягким, плавным движением при одновременном произнесении М_____.
ЗВУК Н. ИП 1. Поднять пальцы рук к груди, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении Н________
ЗВУК Л. ИП 2. Вращать руками перед грудью, произнося ЛА