Доклад осетинские музыкальные инструменты

Ни один праздник у осетин, будь то семейный или религиозный, не проходил без массовых песен и плясок.
В.Абаев: "Судя по нартовским сказаниям, песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта. Нарты предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают даже о смертельной военной опасности". Осетины гордились теми, кто под свой аккомпанемент мог исполнить песни шуточные, героические или сказания из нартского эпоса. Осетинские музыкальные инструменты занимают особое место в музыкальной культуре осетин. Певец и аккомпаниатор в одном лице восхвалял в своих песнях героев, воинов, борцов. По признанию В. Абаева "на героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, протесту против всякой несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору и унижению". Так уж сложилось, что применение того или иного инструмента было связано с тематической песней. В мужском исполнительском искусстве игра на хъисын-фжндыре занимает свою определенную нишу. Вот что пишет Б.Галаев в своей книге "Осетинские народные песни" об этом инструменте: "Классические произведения осетинского героического эпоса-сказания о Нартах (каджг) исполняются певцами-рапсодами соло в сопровождении хъисын-фжндыра. Сказания о нартах поются на особые напевы образуются пять, шесть стихов и столько же самостоятельных мелодических периодов, образующих развитую музыкальную композицию. Каждый мелодический период имеет инструментальное обрамление: певец наигрывает на хъисын-фжндыре инструментальные прелюдии и интерлюдии, а во время пения тянет на том же инструменте два остинантных звука в чередующихся интервалах кварты и квинты". Хъисын-фжндыр - инструмент, на котором, как правило, играют мужчины. Ведь это им доверялось исполнение героических песен и сказаний Нартов. Звук у инструмента слабый, что не мешает монотонному пению певца. Относясь к смычковым, существует спецтехнология по его изготовлению. Используют чаще всего древесину лиственных пород. В качестве смычка применялась гибкая ветка кизила или ореха с тетивой из конского волоса. В наше время хъисын-фжндыр стали заменять скрипкой, которая довольно удачно вписалась в ряд осетинских инструментов, под которую исполняются героические или иные песни. В 30-х годах хъисын-фжндыр был реконструирован для оркестровой игры, в результате чего было создано семейство хъисын-фжндыров: прима, альт, тенор, баритон, контрабас. Главная задача, которая отводилась хъисын-фжндыру, состояла в том, чтобы объединить под свой аккомпанемент певцов, чаще мужчин, которые слагали, исполняли свои песни о героях, борцах за справедливость. Текст песен давал общую оценку происходящего, начиная запев, певец-солист поспешно нащупывал тон песни. Следом, вторя ему, подпевают другие участники, образуя композицию, где смысл текста и музыка объединяют певцов под монотонный аккомпанемент хъисын-фжндыра. По свидетельству В.Абаева, именно этот музыкальный инструмент бытовал у осетин еще в древнейший период его истории. "И когда мы пытаемся восстановить в воображении древнеосетинский быт, наряду с образами пастуха и воина, перед нами встает третий образ - образ певца, поющего о подвигах легендарных героев перед кругом зачарованных слушателей. В древнейший период все три образа легко объединились в одном лице. Этническая песня дошла до нас в двух видах. Один из них зовется kadжg, другой zarжg kadжg. Kadжg исполняется сольно, обязательно с музыкальным сопровождением. Музыкальный инструмент, необходимый при исполнении kadжg имел вид либо двухструнной скрипки, либо двенадцатиструнной арфы. В том и другом случае он носит название fandur".

Заголовок 415