Презентация проектной работы Декабристы и русская литература


ДЕКАБРИСТЫ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Работа учащихся 9 «В» класса Кирия Юрия и Федяева Дмитрия ГБОУ «Школа № 2099». Руководитель: Уварова А.Е. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Н.Муравьёв.Содержание:1.Первые тайные общества .2.Северное общество. «Конституция» Никиты Муравьева.3.Южное общество. «Русская правда»П.И.Пестеля.4.Санкт-Петербург.Сенатская площадь.5.Михаил Андреевич Милорадович.6.Казнь декабристов.7.Декабристы в Сибири.8.Жены декабристов.9.Декабристы и русская литература.10. Гавриила Степанович Батеньков (1793—1863)11. Михаил Александрович Бестужев (1800—1871)12. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846)13. Александр Иванович Одоевский (1802—1839)14. Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872)15.Кондратий Фёдорович Рылеев (1795—1826) «Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на верную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия». А.И. Герцен Первые тайные общества. Первые тайные общества возникли в 1814 году. Декабристы были «детьми 1812 года», именно так они называли себя сами. Война с Наполеоном пробудила в русском народе, и в частности в дворянском сословии, чувство национального самосознания. Во время войны они увидели свой народ совсем в другом качестве: патриотов, защитников Отечества. «Священная артель», «Семёновская артель», кружок В.Ф. Раевского – первые тайные общества. Особенное значение приобрёл кружок, получивший название «Союза спасения» («Общество истинных и верных сынов Отечества»). Союз возник в феврале 1816 года, его организаторами были Александр и Никита Муравьёвы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушин. Впоследствии в него вошёл и Павел Пестель. Это была первая тайная политическая организация, «цель которой была в обширном смысле благо России».  Северное общество. «Конституция» Никиты Муравьёва. Северное общество возглавил Никита Муравьёв, князь С.Трубецкой, Н. Тургенев, князь Е. Оболенский, поэт К. Рылеев. В начале 1825 года по рекомендации Кондратия Рылеева в Северное общество вступил Петр Каховский.Программные и тактические вопросы в Северном обществе обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева.Автором программы Северного общества – «Конституции» - стал Никита Муравьёв. Проект Муравьёва был более умеренным, нежели «русская правда» П. Пестеля, но и более реалистичным. В вопросе о политическом строе России Муравьёв выступал за конституционную монархию. Административное устройство будущей России Муравьёв видел как федерацию 14 равных держав и 2 областей. Пестель выступал за централизованное унитарное государство. Оба выступали за отмену крепостного права, но вопрос о земле решали по-разному. Южное общество. Южное общество, считавшееся более революционным и решительным, возглавил Павел Пестель, в него вошли также генерал князь С. Волконский, А. Юшневский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году. «Русская правда» являлась наказом Временному верховному правлению. Оно должно было быть назначено на 10-летний срок для проведения реформ. П.И. Пестель был сторонником революционной для того времени верховной власти народа. В «Русской правде» Пестель отписывал устройство новой России, единой и неделимой республики с сильной централизованной властью. П.И.Пестель предлагал освободить крестьян с землёй, закрепив за ними все права гражданства. Россия должна была стать республикой с выборным представительным правлением. Всякий гражданин России – бедный или богатый, образованный или необразованный – имел право избирать депутатов и быть избранным в депутаты. В русской республике должен был быть сформирован однопалатный парламент под названием «народное вече». Депутаты веча избирали на пять лет исполнительную власть, состоявшую из пяти лиц. «Русская правда» П.И.Пестеля. 14 декабря 1825 года. Санкт-Петербург. Внезапная смерть императора Александра I и сложившаяся в конце 1825 года ситуация междуцарствия подтолкнула Северное общество к немедленному выступлению в столице. Декабристы решили вывести свои воинские части на Сенатскую площадь в Петербурге, к памятнику Петру I.Они хотели не допустить сенаторов до присяги Николаю I, объявить правительство низложенным и заставить сенаторов подписать «Манифест к русскому народу». По замыслу декабристов, восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, а царскую семью – арестовать. В это время, как предполагали декабристы, в Петербург съедутся избранные по губерниям депутаты. Самодержавие и крепостничество рухнут. Около 11 часов 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли три полка: лейб-гвардии Московский, лейб-гвардии Гренадерский и гвардейский морской экипаж. 3000 восставших солдат и 30 офицеров-декабристов построились в каре вокруг памятника Петру Великому.Декабристам не удалось выполнить составленный накануне план. Сенаторы, присягнув Николаю I, уже разъехались. Сенатская площадь. Михаил Андреевич Милорадович, петербургский генерал-губернатор, любимец солдат, пытался уговорить восставших присягнуть Николаю I и вернуться в казармы. Князь поручик Евгений Оболенский просил его отойти, опасаясь, что солдаты не послушают героя войны 1812 года. Милорадович не отступился и был смертельно ранен выстрелом Петра Каховского. Каховского же до самой его казни мучила мысль об убийстве этого храброго, безупречного честного человека. Восставших не смогли убедить уйти ни митрополит, ни младший из великих князей Михаил Романов. Около 6 часов вечера, после безуспешных уговоров, Николай отдал приказ стрелять по восставшим картечью из пушек. Восставшие были рассеяны, одни скрылись в ближайших улицах, другие были арестованы. Разгром восстания. Разгром восстания резко изменил судьбы восставших.Всего к следствию было привлечено 579 офицеров и 2,5 тысяч солдат. Восставшие полки расформировали. Солдат прогнали сквозь строй, сослали в Сибирь или на Кавказ, где в то время шли военные действия. Дела 121 декабриста рассматривал специально созданный Верховный уголовный суд. Пятеро декабристов были привлечены к смертной казни: Павел Иванович Пестель, Кондратий Федорович Рылеев, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Пётр Григорьевич Каховский были повещены 13 июля 1826 года в Петропавловской крепости. Более 120 человек было сослано в Сибирь. Другие же офицеры были разжалованы в рядовые и отправлены в боевые части на Кавказ. Они с достоинством переносили свою нелёгкую долю на каторге и в ссылке. Ссыльных декабристов поддерживала мысль, что они страдают за благородное дело, в суровых условиях ссылки они сохранили верность своим идеалам. Жёны декабристов. Девять русских женщин-жён , осуждённых на каторгу декабристов , отправились вслед за мужьями в добровольное изгнание в Сибирь, надолго расставшись со своими детьми, родными и близкими. Это княгиня Е.И.Трубецкая, А.М.Муравьёва, княгиня М.Н. Волконская, Е.П. Нарышкина, А.В. Ентальцева, М.К. Юшневская, Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова. Кроме того, в Сибирь приехали две молодые девушки-француженки, пожелавшие разделить участь любимых ими людей и добившиеся разрешения на брак с ними. В Чите состоялась свадьба Полины Гебль с декабристом И.А. Анненковым,а позже в Петровском заводе – Камиллы Ле Дантю с В.П. Иващевым.Помимо жён декабристов добровольно пожелали стать изгнанницами и другие женщины: мать и сестра декабриста К.П. Торсона, сёстры ссыльных Бестужевых Елена, Ольга и Мария. Декабристки старались скрасить тяжкую жизнь всем обитателям острогов, были им утешением, брали на себя труд писать сотни писем от имени лишённых права переписки арестантов, через родных выписывали в столицах необходимую литературу, врачевали раны от кандалов. Они проявили необычайную силу характера и любви. «Все было общее -- печали и радости, все разделялось, во всем друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, а дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать многое». П.Е. Анненкова«Они бросили все: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья.» Ф.М. Достоевский Декабристы и литература. Среди декабристов были известные писатели (А.А. Бестужев-Марлинский), поэты (К.Ф.Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, В.Ф. Раевский, Ф.Н. Глинка). Многие из декабристов, не будучи профессиональными литераторами, также писали стихи (В.Л. Давыдов, С.И. Муравьёв-Апостол, братья М.А. и Н.А. Бестужевы.) Декабристы оставили и большое мемуарное наследство- воспоминания о восстании 14 декабря и сибирской каторге. Без стихотворений и критических работ декабристов, без альманаха «Полярная звезда» (издававшегося друзьями-единомышленниками К. Рылеевым и А.Бестужевым), где печатались Пушкин и Грибоедов, без мемуаров декабристов, «Писем из Сибири» М.Лунина невозможно представить себе историю отечественной культуры. Движение декабристов тесно переплетается со многими важными вопросами развития русской культуры. Стремясь освободить страну от самодержавно-крепостного гнета, оно тем самым объективно способствовало росту культуры, большему распространению ее в народе, развитию более передовых форм культуры.В преобразовательных планах декабристов немалую роль занимали вопросы культуры. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа, за новое передовое искусство, за процветание науки. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов, и в их идейном творчестве. «Струн вещих пламенные звуки...» Николай I сделал все, для того, чтобы сократить их жизнь, сломить волю к борьбе, уничтожить “их дум высокое стремленье”. Первое ему удалось, последнее было не в его власти. И в доказательство того, что идеи декабристов близки народу и продолжают жить, летит в Сибирь послание А.С.Пушкина, переданное через Александру Григорьевну Муравьеву . Подтверждением того, что дух декабристов не сломлен и, что они верят в победу своего дела был ответ Александра Ивановича Одоевского - известного русского поэта-декабриста А.И.Одоевского, отбывавшего каторгу в Сибири, от имени всех декабристов написал ответ Пушкину.. Наш скорбный труд не пропадет; Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы: Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Эпоха декабристов притягивала к себе писателей. Она явилась темойкрупных произведений русской художественной литературы, пользующихсявсеобщей любовью и известностью. Эпоха декабризма отражена и в “Евгении Онегине”, которого Пушкин в конечном счете хотел сделатьдекабристом и вывести на Сенатскую площадь. О герое произведения Грибоедова “Горе от ума” Герцен сказал: “Чацкий-это декабрист”. Декабризм нашел отражение и в творчестве Некрасова. В своей поэме“Дедушка” он изобразил старика декабриста, который видит в маленьком внуке своего боевого наследника и завещает ему ненависть к народным врагам. Глубоким сочувствием и уважением к подвигу жен декабристов дышит поэма Некрасова “Русские женщины”. Герой одной изпоэм Огарева говорил: «Мы – дети декабристов И мира нового ученики….» Эпоха декабристов. Обширное мемуарное наследство декабристов явилось не толькодрагоценным источником по истории движения, но и несомненным литературнымвкладом в русскую культуру. Сосланные декабристы оказали влияние и на культуруСибири. Они основывали там школы, создавали библиотеки, лечили народ, вводили новые сельскохозяйственные усовершенствования. Особо надо упомянуть окружке И.Д.Якушкина, в который входили декабристы Басаргин, Ентальцев, Матвей Муравьев-Апостол, Оболенский, Пущин и Тизенгаузен.Они много сделали для просвещения местного населения. Якушкин основал два училища — одно для мальчиков (в 1842г.), другое для девочек (в 184бг.). Преподавание велось по ланкастерской системе. Несмотря на то что училища назывались “приходскими”, программа была довольно обширна: преподавались, например, начальная алгебра, геометрия, механика. в Многое роднит, объединяет поэтов-декабристов, но каждый из них пришел в декабризм своим путем и каждый сказал свое слово в истории русской поэзии. И если поэзия Раевского служила пропаганде идей декабристов, то поэзия Рылеева – это поэзия декабристского действия. Кондратий Федорович Рылеев, один из активнейших участников восстания 14 декабря, сторонник республики. Творчество Рылеева — это образец вдохновенной гражданской поэзии. В бурный 1820 год он опубликовал талантливое стихотворение «К временщику», в котором бесстрашно и резко разоблачал Аракчеева:Надменный временщик, и подлый и коварный,Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,Неистовый тиран родной страны своей,Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! Ты на меня взирать с презрением дерзаешь,И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!Твоим вниманием не дорожу, подлец;… Кондратий Федорович Рылеев. Связь декабристов с русской культурой многообразна. Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей - Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова и многих других.Среди декабристов было немало и непосредственных деятелей культуры — писателей, поэтов и ученых которые внесли свой вклад в культурное развитие России.Раннюю декабристскую поэзию наиболее ярко представляет Владимир Федосеевич Раевский. . Именно он перенес революционную агитацию в казармы. Обращаясь к самодержавному тирану, он писал: Доколе, в варварстве не зная истощенья, Ты будешь вымышлять мне новые мученья, Властитель и тиран моих плачевных дней? Кто право дал тебе над жизнию моей? Закон? Какой закон? Одной рукой природы Создан и ты, и я, и всей земли народы. В.Ф.Раевского приговорили к смертной казни, но затем приговор был отменён. После многолетнего заключения в крепостях (в Тираспольской затем в Петропавловской) в 1827г. был сослан в село Олонки (Иркутской губернии). Раевский свыше 40 лет прожил в Сибири, продолжал писать, но до нас дошли лишь немногие его произведения. Владимир Федосеевич Раевский. Гавриила Степанович Батеньков. В Петропавловской крепости, на каторге и в ссылке декабристы не теряют веру в правоту своего дела, в свое Отечество. И подтверждением этого является судьба Гавриила Степановича Батенькова. Человек редкостного самообладания. 21 год провел он в одиночной камере и не потерял ни веру в жизнь ни уважение к России. Батеньков выдержал двадцатилетнее одиночное заключение и сумел не только сохранить в себе разум, мужество, желание благодарить за добро, но и способность творить: остались его стихи, написанные после освобождения, замечательные письма.Я прожил век в гробу темницы,Меня томила ночи тень,Но дух мой был вольнее птицы, И ночь преображалась в день.Г.С. Батеньков умер в 1863г. в Калуге и похоронен в селе Петрищево. Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Рылеев считал, что поэт – это пророк, учитель и борец, и что поэзия должна быть такой, где всё “парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя”. Таких же взглядов придерживался и Кюхельбекер. “Восстань, певец, пророк свободы!” - призывают его строки. Поэзия Кюхельбекера дышит вольнолюбием:Века шагают к славной цели —Я вижу их — они идут!Уставы власти устарели:Проснулись, смотрят и встаютДоселе спавшие народы.О, радость! Грянул час, веселый час свободы!14 декабря был на Сенатской площади, пытался застрелить великого князя, пробовал вести матросов в атаку. После восстания приговорен к смертной казни, замененной десятилетним одиночным заключением в крепости, затем одиннадцатилетняя ссылка в Восточную Сибирь. В 1844г. был переведен в Тобольск, где и скончался. До конца жизни остался верен идеям декабризма. Библиография: 1. Приложение к журналу «Школьная библиотека».2. Кюхельбекер В.К.,Дневник,Л.,1929,с. 219,235, 271, 2913. Сатинин, в кн.: Воспоминания.4. Андроников, «Земля родная», Пенза, 1952, с.131-138.5. Заславский И.Я., К вопросу о декабристах.6. “Их вечен с вольностью союз” / Литературная критика и публицистика декабристов. – М., 1983. – 368 с.7. Каменский З.А. Эстетические воззрения декабристов // История эстетической мысли в 6-ти томах. – М., 1986. – Т. 3. – С.337-343.8. Левкович Я.Л. Поэзия декабристов // История русской литературы в 4-х томах. – Т. 2. – Л.: “ Наука” .9. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. 10. Нечкина М.В. Декабристы. 11. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2-х тт. – М., 1980.12. Поэты-декабристы. Сборник стихотворений. – М., 1967. – 415 с.