Комплексный анализ текста на уроках русского языка (8 класс)


Кашина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска.
Корепанова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска.


Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе (материалы к уроку).

1 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания, указанные после текста.
1. По спокойной воде пруда медленно покачиваются широкие листья кувшинок. 2. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова. 3.Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.
4. Французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, предложил проект города на воде. 5.На Японских островах уже нет почти места для городов. 6.Так почему не создают искусственные города-острова?
7. Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона. 8. Вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля - озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. 9.С материком этот плавающий остров соединяется мощным мостом-автострадой.

Из предложения №1 выпишите словосочетания, связанные разными видами подчинительной связи (по одному примеру на каждый вид):
а) согласование - б) управление - в) примыкание –
2. Из предложений 7- 9 выпишите грамматическую основу, соответствующую схеме: «подлежащее + составное именное сказуемое».
3. . Среди предложений 4 - 6 найти и указать номера односоставных предложений,
определить их тип.
4. Среди предложений 1 –6 найдите простое предложение с однородными членами, укажите его номер и постройте схему.
5. Объясните отсутствие тире в 7-ом предложении.
6. Выпишите 4-ое предложение, подчеркните в нём все члены предложения и укажите, чем они выражены.


2 вариант.

Прочитайте текст и выполните задания, указанные после текста.
1) В мире много животных, к которым люди испытывают антипатии. 2)Крокодилов, например, не любят. 3)Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост. 4)Ударом этого хвоста можно переломить ноги взрослой антилопе.
5)Крокодил является одним из самых искусных охотников. 6)Он может лежать в воде долго, поджидая неосторожную жертву. 7)Ее размеры крокодила ничуть не смущают. 8) Несчастную жертву, пойманную в результате долгого ожидания, хищный крокодил не сразу употребляет в пищу.
9)Мощный желудок крокодила способен переварить не только мясо, даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
10)Суши крокодил не избегает. 11) Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. 12) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги.

1. Из предложений №6-8 выпишите словосочетания, связанные разными видами подчинительной связи (по одному примеру на каждый вид):
а) согласование - б) управление - в) примыкание –
2. Из предложений 5-8 выпишите грамматическую основу, соответствующую схеме: «подлежащее + составное глагольное сказуемое».
3. Среди предложений 2-5 найти и указать номера односоставных предложений,
определить их тип.
4. Среди предложений 1 – 7 найдите простое предложение с однородными членами, укажите его номер и постройте схему.
5. Объясните постановку тире в предложении №11.
6. Выпишите 8-ое предложение, подчеркните в нём все члены предложения и укажите, чем они выражены.









Кашина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска.
Корепанова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска.




15