Конспект урока по биологии Деление клетки. Митоз и мейоз
уРОК 4 . ДЕЛЕНИЕ КЛЕТкИ . МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цели: изучить типы деления клеток, их роль в организме; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения
животной клетки», презентация «Деление клетки»
ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. Момент.
Проверка дом. задания (тест), затем взаимопроверка и выставление оценок.
Актуализация знаний.
К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.
Важнейшее свойство клеток – деление.
–За счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?
– Откуда же берутся новые клетки на смену старым?
– Таким образом, какой же можно сделать вывод?
Самостоятельное работа по учебнику
5. Основные типы деления клеток.
– Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?
– Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом
– Поскольку мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого я вам раздала сравнительную таблицу .Записывают число и тему урока. Слушают учителя.
-Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.
– Они появляются в результате деления предшествующей клетки.
Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:
– Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.
– Нет, не все клетки делятся одинаково.
– Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз.
6. Интерфаза.
– Сначала дочерняя клетка готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.
– Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.
– Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза.. которая может продолжаться до 20 часов.
7. Основные фазы митоза.
– А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4..
– Рассмотрим процессы, происходящие в фазах митоза.
– Как будет выглядеть процесс деления клетки в живых клетках в жизни.
– В чем биологический смысл митоза?
– Дочерние клетки, которые образуются в результате деления материнской, получают наследственную информацию, которая идентична материнской.– В основе каких процессов лежит митоз? Слушают объяснение учителя.
Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетрадь .Записывают названия фаз
– Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т. д.
сравнительная таблица
Пункты сравнения Митоз Мейоз
1. Тип деления Бесполое Половое
2. Продолжительность 1–2 часа –
3. Количество этапов 1 этап 2 этапа
4. Количество фаз 4 фазы:
1. Профаза.
2. Метафаза.
3. Анафаза.
4. Телофаза 4 фазы в каждом делении
5. Результат деления 2 дочерние клетки 4 клетки
6. Количество хромосом в дочерних клетках Идентичное материнскому Вдвое меньше, чем в материнской клетке
8. Мейоз.
- Продолжим работу по заполнению таблицы. – Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально. – Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?
– Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?
– Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки?
– Как расходятся хромосомы к полюсам? Слушают учителя.
Работают с текстом учебника и рисунками.
Заполняют вместе с учителем таблицу.
– перед 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.
– Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.
– Они выстраиваются попарно.
– Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.
– В чем биологическое значение мейоза?
– Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток?
– А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза?
– Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?
– Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни. – мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных.
– Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).
– Они обменивались между собой участками.
– Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.
Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.
6. Закрепление. Итоги урока.
Предлагает учащимся задания 10(с. 28, учебник). Отвечают на вопросы учебника.
Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление.
Домашнее задание .Изучить § 4 ,ответить на вопросы с. 28